Сравнительный анализ программ развития туризма во вновь созданных субъектах Российской Федерации

 

Для достижения поставленных перед исследованием цели и задач, нами были проанализированы уже имеющиеся программы развития туризма: Пермского края (до 2012 г.), Красноярского края (до 2010 г.), Иркутской области (до 2010 г.). В Забайкальском крае подобных документов пока не разработано, а в Камчатском крае создан координационный совет для содействия в проведении научных, социологических и статистических исследований и разработана концепция «Имиджевой политики Камчатского края».

Данные субъекты являются вновь образованными. Программные документы в сфере развития туризма находятся на стадии разработки. Однако в данных регионах приняты концепции развития туристской сферы.

Анализ был проведен по следующим критериям:

1. Цели;

2. Мероприятия;

3. Соответствие мероприятий целям;

4. Критерии оценки реализации концепции (конечный результат);

5. Соответствие нормативно-правовой базе;

6. Инструменты реализации мероприятий;

7. Логика документа.

Все концепции носят комплексный инновационный характер и призваны стимулировать процесс становления в сфере туризма современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования.

В таблице 13 представлено сравнение рассматриваемых концепций по целям.

 

Таблица 13 Сравнение программ развития туризма по целям

Пермский край Создание современного эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей области и соседних регионов, а также иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.
Красноярский край создание в Красноярском крае современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, развитие народного хозяйства области посредством создания новых рабочих мест, сохранения и рационального использования историко-культурного и природного потенциала области, увеличения налоговых поступлений.
Иркутская область разработка положений, направленных на создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего превращение сферы туризма в доходную отрасль экономики Иркутской области, что позволит сформировать широкие возможности для удовлетворения потребности российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах

 

Мероприятия, отмеченные в них, как правило, четко следуют установленным задачам. Нужно отметить, в некоторых документах содержатся конкретные мероприятия, направленные на развитие отрасли туризма в регионе, тогда как в других концепциях содержатся лишь общие мероприятия, не дающие представления о конкретных действиях исполнителей данной концепции.

 

Таблица 14 Сравнительная таблица мероприятий программ

Пермский край - формирование представления о Пермском крае как о регионе, благоприятном для туризма, формирование маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта Пермского края на региональном, российском и международных рынках; - проведение инвентаризации туристских ресурсов региона (реальных и потенциальных) и оценки туристско-рекреационных потенциалов всех городов и районов края с учетом их значимости на мировом, государственном и региональном туристских рынках; с учетом обеспечения резервирования и сохранения ценных туристско-рекреационных земель; подготовка их районных планировок; - создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для развития приоритетных направлений туризма; - совершенствование инфраструктуры туризма; - создание современного рынка туристских услуг на основе демонополизации, развития здоровой конкуренции, углубления специализации и организации корпоративных связей между субъектами туристской деятельности; - повышение качества обслуживания в сфере туризма, профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров.
Красноярский край - Развитие нормативно-правовой базы, в рамках которой предусматривается принятие необходимых нормативных актов, регулирующих отношения субъектов туристского рынка, методов и форм государственной поддержки развития туризма. - Международное сотрудничество - Совершенствование системы управления развитием туризма - Мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма и разработка и реализация отдельных подпрограмм и проектов. - Рекламно-информационное обеспечение развития туризма. - Кадрового обеспечения развития туризма.
Иркутская область 1. Выявить факторы, способствующие и сдерживающие развитие сферы туризма. 2. Определить наиболее целесообразные формы развития сферы туризма при сохранении других форм. 3. Сформировать современную маркетинговую стратегию продвижения туристского продукта на внутреннем и международных рынках. 4. Предложить систему механизмов формирования и развития доходного туризма, в том числе: a) способы привлечения и источники инвестиций; б) современные направления подготовки кадров туристской сферы; в) защиты и воспроизводства туристских ресурсов.

 

Говоря о соответствии отмеченных в концепциях мероприятий целям, можно сказать, что, в общем, это соответствие прослеживается.

Что касается критериев оценки реализации предлагаемых мероприятий, то, как правило, авторы подобных документов представляют конечный результат деятельности в сфере туризма. Общими ожидаемыми результатами можно назвать: создание условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укрепления здоровья и приобщения к культурным ценностям; формирование современной высокоэффективной туристской индустрии; увеличение доходности федерального и местного бюджетов; привлечение иностранных инвестиций в экономику области; сохранение и возрождение объектов природного и культурного наследия; удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе; стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики (пищевой промышленности, торговли, производства товаров народных промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи).

 

Таблица 15 Критерии оценки реализации программы (ожидаемые результаты)

Пермский край Развитие туристского комплекса на уровне международных стандартов Увеличение въездного туристского потока
Красноярский край В результате реализации программы ожидается увеличение доходности федерального и местного бюджетов, формирование современной высокоэффективной туристской индустрии в Красноярском крае, создание системы правового регулирования в управлении туристской индустрией в крае, увеличение мощности въездных туристских потоков и среднегодовой загрузки гостиниц и иных объектов размещения туристов
Иркутская область - создание условий для удовлетворения потребностей населения Иркутской области в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. - решение проблемы занятости населения - создание условия для сохранения и возрождения объектов культурного наследия и природного потенциала области, - поступление в бюджеты всех уровней, прежде всего за счет увеличения доходов от прямых и косвенных услуг, максимальной загрузки существующей материальной базы оздоровления и отдыха, реализации сувениров и изделий народных промыслов.

 

Необходимо отметить, что рассматриваемые концепции не содержат сносок на использованные нормативно-правовые акты.

Основными инструментами реализации концепций являются средства федерального и местного бюджетов, а также привлеченные дополнительные средства, такие как: инвестиции, средства получаемых грандов от международных организаций; средства Ассоциаций туристских предприятий; добровольных пожертвований и т.д.

Что касается логики концепций, надо отметить, что в этом случае их можно разделить на две категории: концепции, придерживающиеся строгого неразвернутого плана, и наоборот, концепции, содержащий в себе интересный развернутый план (например, концепция развития туризма Пермского края).

Как выяснилось, рассмотренные концепции имеют как недостатки, так и достоинства. Оба документа следуют поставленной цели и задачам, разрабатывают определенные мероприятия, в соответствии с поставленными целями. Также нужно отметить, что данные концепции имеют ожидаемые конечные результаты, которые соответствуют целям и задачам.

 

Выводы по 2 главе

 

Актуальность развития сферы туризма для Пермского края определяется тем, что эта сфера деятельности:

- самоокупаемая, инвестиционно- привлекательная, может развиваться за счет усилий частного предпринимательства, но требует целевой координации и стимулирующего регулирования;

- рассматривается как фактор экономического развития края, базирующийся на использовании в качестве хозяйственного ресурса исторического и культурного наследия;

- технологичная, позволяет использовать культуру в качестве основного ресурса, увязывать интересы потенциальных участников;

- может стать функциональной основой системы устойчивого, нетрадиционного и динамичного развития вновь созданного субъекта РФ;

Для обеспечения развития туризма в Пермском крае требуется работа как минимум в следующих направлениях:

1. Реализация общественной программы стимулирования и развития туризма, как основы, определяющей нормы, правила и направления.

2. Разработка и принятие региональной регулирующей нормативно-правовой базы.

3. Налоговое стимулирование предпринимательства, развитие малого и среднего бизнеса в сфере туризма.

4. Разработка культурной политики, запуск механизмов формирования привлекательного образа края.

5. Информационная политика и координация усилий заинтересованных субъектов.

6. Развитие партнерства, создание туристского консорциума в крае, административная поддержка.

8. Долевое участие бюджета в развитии материальной базы регионального туризма.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: