Основными факторами и ограничениями, определяющими формирование инвестиционной политики на железнодорожном транспорте, являются:
1.большая потребность в инвестиционных ресурсах вследствие высокого уровня износа основных производственных фондов железных дорог. На 01.01.2001 г. Он достиг 56,7% при инвестициях в сумме 76,2 млрд руб. наибольшим износом основных фондов характеризуется локомотивное хозяйство- 65,4% и вагонное-62,5%. Среди ведущих групп основных фондов высокая степень износа у тепловозов- 75,5%, электовозов-66,5%, дизель-поездов-64,7%, вагонов грузовых-64,1%, верхнего строения пути-71,2%;
2. низкая инвестиционная привлекательность железнодорожного транспорта;
3. ограниченность собственных инвестиционных ресурсов;
4. неспособность рынка заемного капитала обеспечить приемлемые условия средне- и долгосрочного кредитования;
5. высокая капиталоемкость отрасли при длительных сроках возврата инвестиций;
6. фиксированный уровень тарифов, сохранение государственного регулирования в соответствии с уровнем (темпами) инфляции;
|
|
7. убыточность пассажирских перевозок(сохранение перекрестного финансирования, недостаточный уровень монетизации льгот и т.п.).
С учетом создавшегося положения на железнодорожном транспорте на начало реформирования, был разработан инвестиционный проект, в котором дано обоснование экономической целесообразности, объема и
сроков осуществления капитальных вложений, в том числе выполнена необходимая проектно-сметная документация, соответствующая законодательству РФ и утвержденным в установленном порядке стандартам, а также описаны практические действия по осуществлению инвестиций. Исходя из поставленных целей и задач программа модернизации и развития транспортной системы в стране основными приоритетами направления инвестиций определяет модернизацию железнодорожного транспорта (общий объем инвестиций до 2010 г. Составит 1,8 трлн руб., то есть ежегодно 180-200 млрд руб.), которые позволяют достичь следующих целевых показателей (см. табл. 1).
Для достижения этих целей инвестиционным проектом железнодорожного транспорта предусматривается направить основные инвестиции:
1. на обновление парка подвижного состава и технических средств за счет поставок техники нового поколения, обеспечивающей улучшение качества транспортного обслуживания, повышения уровня безопасности транспортной деятельности, ослабления негативного влияния на окружающею среду, рост эффективности работы железнодорожного транспорта за счет снижения его ресурсоемкости и повышение ремонтопригодности;
2. внедрение комплекса информационных технологий, направленных на совершенствование управления перевозочным процессом и инфраструктурой железнодорожного транспорта;
|
|
3. модернизация устройств автоматики, телемеханики и электроснабжения;
4. приведение мощности всех хозяйств железнодорожного транспорта в соответствии с объемом выполняемой работы, внедрение ресурсосберегающих технологий.
Таблица 1
Целевые показатели инвестиционной политики отрасли
Показатель | Единица измерения | Расчетные годы | |||
2003 | 2004 | 2005 | 2010 | ||
Отправление грузов | млн т | 1208,8 | 1289,2 | 1328,3 | 1533,3 |
Грузооборот | млрд т*км | 1588,5 | 1667,9 | 1743,0 | 2014,0 |
Пассажирооборот, всего: | млн пасс*км | 179,8 | 183,2 | 186,7 | 202,8 |
В том числе дальнеследовании | млн пасс*км | 126,8 | 129,7 | 132,7 | 146,3 |
Износ основных фондов | % | 52,7 | 59,9 | 47,3 | 37,0-39,0 |
Себестоимость перевозок | т*км | 134,8 | 125,4 | 117,1 | 110,0-112,0 |
Предусматриваются также мероприятия по строительству дополнительных главных путей, электрификации железнодорожных линий, развитию станций, модернизации и строительству автоблокировки, диспетчерской централизации и ряда других объектов транспортной инфраструктуры. В таблице 2 представлены объемы работ и основные мероприятия по модернизации и развитию железнодорожного транспорта на период до 2010 г., а также поставок подвижного состава и путевой техники.
Таблица 2
Объем работ по развитию железнодорожного транспорта
Основные мероприятия | Всего 2001-2010гг., | В том числе по годам: | |||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006-2010 | ||
Электровозы(ед.) | 2827 | 151 | 177 | 25 | 253 | 283 | 1705 |
Тепловозы(ед.) | 5793 | 50 | 280 | 382 | 445 | 561 | 4075 |
Грузовые вагоны(тыс.ед.) | 351,2 | 10,7 | 17,9 | 22,0 | 25,0 | 40,9 | 234,7 |
Пассажирские вагоны(ед.) | 12088 | 608 | 820 | 970 | 1090 | 1140 | 7460 |
Вагоны электропоездов(ед.) | 10180 | 770 | 974 | 1012 | 182 | 1154 | 5088 |
Вагоны дизель-поездов(ед.) | 2396 | 64 | 102 | 160 | 221 | 316 | 1533 |
Путевые машины и моторный рельсовый транспорт(ед.) | 3374 | 233 | 213 | 228 | 248 | 324 | 2128 |
Новые железнодорожные линии(км.) | 1170 | 65 | 140 | 320 | - | - | 645 |
Дополнительные главные пути(км.) | 435 | - | - | 4 | 38 | 132 | 261 |
Электрификация железнодорожных линий(км.) | 7638 | 736 | 1326 | 525 | 1083 | 524 | 3444 |
Устройств автоблокировки (км.) | 18935 | 2020 | 2030 | 1995 | 1590 | 1800 | 9500 |
Строительство диспетчерской централизации(км.) | 22275 | 2129 | 2592 | 2636 | 2014 | 1904 | 11000 |
Основным источником формирования программы модернизации и развитию железнодорожного транспорта являются внебюджетные средства (собственные средства ОАО «РЖД» и привлеченные средства), которые составляют с учетом затрат на НИОКР около 1543,7 млрд руб., или 93,8% в том числе: собственные средства ОАО «РЖД» - 1323,7 млрд руб.(83,3%) и привлеченные средства – 222,0 млрд руб. (14,4%). Средства федерального бюджета составляют 1,3 млрд руб., или 0,08%.