Инвестиционная политика в отрасли

 

Основными факторами и ограничениями, определяющими формирование инвестиционной политики на железнодорожном транспорте, являются:

1.большая потребность в инвестиционных ресурсах вследствие высокого уровня износа основных производственных фондов железных дорог. На 01.01.2001 г. Он достиг 56,7% при инвестициях в сумме 76,2 млрд руб. наибольшим износом основных фондов характеризуется локомотивное хозяйство- 65,4% и вагонное-62,5%. Среди ведущих групп основных фондов высокая степень износа у тепловозов- 75,5%, электовозов-66,5%, дизель-поездов-64,7%, вагонов грузовых-64,1%, верхнего строения пути-71,2%;

2. низкая инвестиционная привлекательность железнодорожного транспорта;

3. ограниченность собственных инвестиционных ресурсов;

4. неспособность рынка заемного капитала обеспечить приемлемые условия средне- и долгосрочного кредитования;

5. высокая капиталоемкость отрасли при длительных сроках возврата инвестиций;

6. фиксированный уровень тарифов, сохранение государственного регулирования в соответствии с уровнем (темпами) инфляции;

7. убыточность пассажирских перевозок(сохранение перекрестного финансирования, недостаточный уровень монетизации льгот и т.п.).

С учетом создавшегося положения на железнодорожном транспорте на начало реформирования, был разработан инвестиционный проект, в котором дано обоснование экономической целесообразности, объема и

сроков осуществления капитальных вложений, в том числе выполнена необходимая проектно-сметная документация, соответствующая законодательству РФ и утвержденным в установленном порядке стандартам, а также описаны практические действия по осуществлению инвестиций. Исходя из поставленных целей и задач программа модернизации и развития транспортной системы в стране основными приоритетами направления инвестиций определяет модернизацию железнодорожного транспорта (общий объем инвестиций до 2010 г. Составит 1,8 трлн руб., то есть ежегодно 180-200 млрд руб.), которые позволяют достичь следующих целевых показателей (см. табл. 1).

Для достижения этих целей инвестиционным проектом железнодорожного транспорта предусматривается направить основные инвестиции:

1. на обновление парка подвижного состава и технических средств за счет поставок техники нового поколения, обеспечивающей улучшение качества транспортного обслуживания, повышения уровня безопасности транспортной деятельности, ослабления негативного влияния на окружающею среду, рост эффективности работы железнодорожного транспорта за счет снижения его ресурсоемкости и повышение ремонтопригодности;

2. внедрение комплекса информационных технологий, направленных на совершенствование управления перевозочным процессом и инфраструктурой железнодорожного транспорта;

3. модернизация устройств автоматики, телемеханики и электроснабжения;

4. приведение мощности всех хозяйств железнодорожного транспорта в соответствии с объемом выполняемой работы, внедрение ресурсосберегающих технологий.

 

Таблица 1

Целевые показатели инвестиционной политики отрасли

Показатель

Единица измерения

Расчетные годы

2003 2004 2005 2010
Отправление грузов млн т 1208,8 1289,2 1328,3 1533,3
Грузооборот млрд т*км 1588,5 1667,9 1743,0 2014,0
Пассажирооборот, всего: млн пасс*км 179,8 183,2 186,7 202,8
В том числе дальнеследовании млн пасс*км 126,8 129,7 132,7 146,3
Износ основных фондов % 52,7 59,9 47,3 37,0-39,0
Себестоимость перевозок т*км 134,8 125,4 117,1 110,0-112,0

 

Предусматриваются также мероприятия по строительству дополнительных главных путей, электрификации железнодорожных линий, развитию станций, модернизации и строительству автоблокировки, диспетчерской централизации и ряда других объектов транспортной инфраструктуры. В таблице 2 представлены объемы работ и основные мероприятия по модернизации и развитию железнодорожного транспорта на период до 2010 г., а также поставок подвижного состава и путевой техники.

 

Таблица 2

Объем работ по развитию железнодорожного транспорта

Основные мероприятия

Всего 2001-2010гг.,

В том числе по годам:

2001 2002   2003 2004 2005 2006-2010
Электровозы(ед.) 2827 151 177 25 253 283 1705
Тепловозы(ед.) 5793 50 280 382 445 561 4075
Грузовые вагоны(тыс.ед.) 351,2 10,7 17,9 22,0 25,0 40,9 234,7
Пассажирские вагоны(ед.) 12088 608 820 970 1090 1140 7460
Вагоны электропоездов(ед.) 10180 770 974 1012 182 1154 5088
Вагоны дизель-поездов(ед.) 2396 64 102 160 221 316 1533
Путевые машины и моторный рельсовый транспорт(ед.) 3374 233 213 228 248 324 2128
Новые железнодорожные линии(км.) 1170 65 140 320 - - 645
Дополнительные главные пути(км.) 435 - - 4 38 132 261
Электрификация железнодорожных линий(км.) 7638 736 1326 525 1083 524 3444
Устройств автоблокировки (км.) 18935 2020 2030 1995 1590 1800 9500
Строительство диспетчерской централизации(км.) 22275 2129 2592 2636 2014 1904 11000

 

Основным источником формирования программы модернизации и развитию железнодорожного транспорта являются внебюджетные средства (собственные средства ОАО «РЖД» и привлеченные средства), которые составляют с учетом затрат на НИОКР около 1543,7 млрд руб., или 93,8% в том числе: собственные средства ОАО «РЖД» - 1323,7 млрд руб.(83,3%) и привлеченные средства – 222,0 млрд руб. (14,4%). Средства федерального бюджета составляют 1,3 млрд руб., или 0,08%.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: