Инвестиции: сущность, виды, источники направления инвестиций

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНВЕСТИЦИИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ИСТОЧНИКИ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ОАО «РЖД»

3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТРАСЛИ

4. ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ОАО «РЖД»

5. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВЫВОД


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предмет "Экономика и управление производством" дает студентам представление о проявлениях общих экономических законов в условиях изучаемой отрасли – на железнодорожном транспорте. Кроме того он знакомит будущих специалистов с основными принципами и методами управления на предприятии, что в дальнейшем призвано значительно упростить их работу как руководителей среднего звена.

Экономическое образование студентов является важной и неотъемлемой частью профессиональной подготовки инженеров, развитие их экономического мышления, готовности решать практические задачи экономики на предприятиях транспорта. Им необходимо отслеживать основные изменения, связанные с коренными преобразованиями в экономике страны: теоретические положения о транспорте, о рынке транспортной продукции, работ, услуг как особых формах товаров, о теории спроса и предложения, а так же вопросах хозяйственного механизма, хозяйственного расчета, его форм и коммерческой деятельности; иметь понятие об основных формах собственности, возможности приватизации и акционирования предприятий транспорта; знать научные основы организации, управления и планирования, методы их реализации; представлять себе проблемы развития материально-технической базы железнодорожного транспорта и др.

Изучение экономики в специальных учебных заведениях необходимо для того, чтобы будущий специалист мог в достаточной степени освоить и уметь: ставить эксперименты, разрабатывать планы и программы на предприятиях; прогнозировать рост производительности труда, снижения себестоимости перевозок; самостоятельно рассчитывать эффективность внедрения новой техники, производства, технологии и рационализаторских предложений работников; определять издержки производства по элементам затрат и себестоимости перевозок, количественные и качественные показатели работы транспорта, дороги, предприятия, рассчитывать эффективность их улучшения, использовать все лучшее из зарубежного опыта, пользоваться системой тарифных руководств на перевозки грузов, пассажиров, почты и багажа и нетрадиционные услуги железных дорог клиентуре, а так же знать основы ценообразования транспортной продукции, работ и услуг.

Успешное изучение экономики транспорта позволит инженерам на производстве грамотно решать комплекс экономических, технологических и технических задач, управлять звеньями производства и коллективами участков, предприятием, управлять экономическими интересами, мотивациями к производительному труду, изучать и использовать новые методы работы на железных дорогах России и зарубежных стран, овладеть экономическими методами управления, уметь самостоятельно разрабатывать нормативы процессов производства в интересах предприятия и человека.

Экономика железнодорожного транспорта изучает транспорт с точки зрения производственных отношений в процессе производства. При этом экономика ориентируется на человека как на главную производительную силу, на его интересы и управление ими.

Транспорт обслуживает все предприятия и отрасли народного хозяйства независимо от форм собственности и общественного строя. Он должен четко и в сроки обеспечивать перевозки грузов, пассажиров, почты, багажа, выполнять многочисленные нетрадиционные услуги с высоким качеством и с постоянным стремлением к снижению издержек, тарифов и цен на все виды услуг, работ и продукции.

В курсе экономики транспорта излагаются основополагающие документы, законы, постановления, приказы, указания, анализируются отчетные данные о развитии хозяйства. Но при этом нельзя превращать экономику в предмет изучения быстро меняющейся обстановки. Чтобы развивать полноценный курс экономики, как отрасли народного хозяйства, необходимо исходить из познания и использования объективных экономических законов, их отражения в изучаемой отрасли. Экономические законы действуют при всех способах производства. Таким образом, экономика изучает конкретные проявления объективных экономических законов той социально-экономической формации, в которой они действуют, а также закономерности развития и функционирования железнодорожного транспорта как сферы материального производства.

На железнодорожном транспорте, в его многочисленных организациях работает немало руководителей. Они решают сложные задачи в рамках своих полномочий, занимаясь управленческой деятельностью. Многие из них уже сегодня имеют специальную подготовку и, кроме профессионального образования, получили знания в области менеджмента и маркетинга. Кроме того, не следует забывать, что управление может быть и эклектическим, т.е. основанным на опыте, приобретенных навыках, анализе собственных ошибок и удач. Из всего этого следует, что термин «менеджер» можно применять для определения роли сотрудника, занимающегося управленческой деятельностью в организации железнодорожного транспорта, а работу, которую он выполняет, мы вправе называть менеджментом. Аспекты управленческой деятельности являются общими для всех руководителей во всех организациях, хотя увидеть это общее достаточно сложно.

Исходя из того, что и экономические знания и знания в области управления играют важную роль в организации процесса производства можно утверждать, что изучение дисциплины "Экономика и управление производством" просто необходимо для будущих специалистов. Особенно значительного эффекта можно ожидать в случае использования на практике знаний полученных при обучении руководителями. Это будет способствовать лучшей организации труда и, как следствие, увеличению его производительности.


 



ИНВЕСТИЦИИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ИСТОЧНИКИ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

 

Понятие инвестиций в переводе с английского языка означает «капитальные вложения». Но это понятие более широко, чем капитальные вложения. Под капительными вложениями (капитальными затратами) понимаются затраты на воспроизводство основных фондов, или финансовые средства, затрачиваемые на строительство новых, реконструкции и техническое перевооружение действующий предприятий, на жилищные, коммунальное и культурно-бытовое строительство.

Инвестиции- средства (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку),вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность-это факт вложения инвестиций и совокупность практических действий по реализации инвестиций (распоряжение или управление имущественным или неимущественными благами).

Инвестиционная деятельность – один из видов предпринимательской деятельности, ей присущи такие признаки предпринимательства, как самостоятельность, инициативность, риск. Однако у нее имеются свои особенности, которые состоят в том, что средства инвестора (капитал) вкладываются в объекты предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли в будущем.

Типы инвестиций следующие:

•   Реальные (капиталообразующие) – в реальные активы;

•   Портфельные – покупка акций и ценных бумаг;

•   Нематериальные активы – приобретение имущественных прав и прав владения земельными участками, угодьями, другими имуществом, лицензиями, секторами производства, товарными знаками.

Реальное инвестирование (инвестирование в материальной форме) – это вложение непосредственно в производство продукции (товаров, работ, услуг), инвестирование в товарно-материальные запасы и другие виды движимого и недвижимого имущества. Это инвестирование связано с участием инвестора в управлении организациями (корпорациями, компаниями, предприятиями и другими учреждениями).

Финансовое (портфельное) инвестирование включает в себя вкладывание в объекты инвестиционной деятельности денежных или иных средств, целевые банковские вклады и другие бумаги, а также предоставляемые займа, кредиты. Это инвестирование предполагает получение дивидендов на вложенный капитал.

Существенная роль в организации инвестиционных процессов отводится государству, в обязанность которого входит регулирование инвестиционных отношений посредством норм права.

Основой создания систем инвестиционного законодательства служит Конституция РФ. К общим нормативным актам относятся Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «О центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности», «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в РФ», «О лизинге» и др.

Источники финансирования инвестиций делятся на собственные и привлеченные (внешние). Собственными источниками являются

нераспределенная прибыль и ароматизация, которые составляют специальные фонды. Возможности по этим источникам инвестиций определяются характером, масштабом и тактикой экономической (дивидендной) деятельности отрасли или подразделения. Внешние источники финансирования инноваций (привлеченные) формируются за счет банковских кратко- и долгосрочных займов, выпуска акций, коммерческих кредитов, прямых иностранных инвестиций. Банковские кредиты составляют 60-90% всех внешних финансовых поступлений.


 


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ОАО «РЖД»

 

В 2000-е годы проделана огромная организационная работа по формированию имущественного комплекса и началу хозяйственной деятельности ОАО «Российские железные дороги». Но основная работа только начинается, построен «нулевой цикл» реформы и предстоит огромная работа по созданию конкурирующей компанией, обеспечению финансовой прозрачности, повышению экономической эффективности и привлечению инвестиций. Принципы формирования и финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» основываются на разработке комплексных проектов развития инфраструктуры железных дорог, под которым следует понимать совокупность взаимосвязанных инвестиционных проектов, объединенных одной или несколькими целями, решающих различные задачи компании.

Составным элементами комплексной программы в целом и образующих ее отдельных инвестиционных проектов являются следующие:

•   Обоснование экономической целесообразности, объема и срока осуществления капитальных вложений, включая разработку необходимой проектно-сметной документации в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в условном порядке стандартами (нормами и правилами);

•   Описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Комплексные проекты могут формироваться по различным признакам: во первых, территориальному (например, комплексный проект развития и реконструкции какого-либо направления железнодорожной сети); во вторых, производственно- функциональному (например, комплексный проект развития энергетического хозяйства ОАО «РЖД», комплексный проект развития пригородных зон крупных городов).

 

Инвестиционная программа должна базироваться на предложениях департаментов, железных дорог (филиалов ОАО «РЖД»), отдельных предприятий с учетом их последующего отбора основным руководящим органом, отвечающим за формирование всей инвестиционной программы корпорации, - Департаментом инвестиционной деятельности (ЦИНВ). Отбор целесообразно осуществлять путем всестороннего анализа влияния отдельных проектов и их путем всестороннего анализа влияния отдельных проектов и их частей на основные экономические показателя функционирования ОАО «РЖД». При формировании инвестиционных программ должны также приниматься к рассмотрению и учету предложения федеральных, региональных и местных органов исполнительной и законодательной власти, касающиеся вопросов развития транспортной системы. При формировании инвестиционной программы ОАО «РЖД» (СХЕМА 1) необходимо исходить из условий включения в нее, вновь начинаемых проектов только при достаточности ресурсов на осуществление и завершение уже начатых проектов. Важным элементом формирования инвестиционной программы является назначение руководителей комплексных проектов, отвечающих за осуществление проекта в целом с момента его утверждения до завершения и его корректировку при наличии существенных изменений внешних и внутренних факторов, влияющих на проект, а также органа, контролирующего реализацию проектов.

Финансирование инвестиционной программы должно производится на основе бюджетирования, утвержденного на весь период реализации комплексного проекта: по отдельным месяцам, кварталам – в годовой, по годам – в среднесрочной и долгосрочной инвестиционных программах. При обосновании финансирования инвестиционных программ и комплексных проектов должно быть предусмотрено привлечение сторонних организаций в качестве инвесторов, у которых образуется основный эффекты от осуществления комплексных проектов (экономические, социальные, экологические и т.п.). такими инвесторами могут быть федеральные органы власти, регионы, частные инвесторы. Основными источниками финансирования инвестиционных программ ОАО «РЖД» в краткосрочной перспективе по-прежнему остаются собственные средства корпораций (амортизационные отчисления, прибыль). Для высокоэффективных крупных проектов целесообразно привлекать заемные средства.

Прогнозирование объемов инвестиций в целом по ОАО «РЖД», по отдельным филиалам – железным дорогам, их хозяйствам и структурным подразделениям для каждого планового (прогнозного) периода должно осуществляться с учетом инвестиций направляемых:

1. на простое воспроизводство, то есть на обновление (или возмещение) основных фондов, выбывающих по физическому и моральному износу;

2. на расширенное производство, на увеличение основных фондов и мощности, вызываемое ростом производства продукции, увеличение объема перевозочной работы и предоставляемых услуг, на повышение технического уровня производственного аппарата, что обеспечивает развитие производства, на улучшение качественных показателей работы компании (безопасности, комфортности, экологичности и т.п.), сокращение эксплуатационных затрат, повышение производительности труда. Следует иметь в виду, что методы расчета потребленных капитальных вложений в значительной мере зависят от глубины (длительности) прогнозируемого периода. В этой связи основополагающим при формировании инвестиционных программ должен стать принцип взаимосвязи краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных инвестиционных программ.

При краткосрочном планировании (составлении прогнозов на период продолжительностью 1-2 года) велика роль метода прямого счета. Этот метод можно также реализовать, используя разработки титульных списков переходящего и вновь начинаемого строительства отдельных объектов. В основе прогнозов в этом случае должны лежать проектно-сметная документация и технико-экономическое обоснование (ТЭО), разрабатываемые как объекты, находящиеся в строительстве на начало периода планирования (начаты до планируемого периода), так и на объекты, строительство которых будет начато в прогнозируемом периоде.

При среднесрочном планировании расчет инвестиций должен включать

проработку проектной документации и ТЭО по отдельным проектам инвестирования и направлениям вложения средств с учетом объемов незавершенного строительства на начало периода и необходимости создания задела на период, следующий после планируемого. Значительная роль отводится при этом укрупненным и частным нормативам. Соотношение между использованием проектно-сметной документации, ТЭО, других аналогичных документов и системой различного типа нормативов и показателей определяется следующими факторами:

•   наличием задела (запаса) по проектно-сметной документации, поскольку объемы такой документации, как правило, превышают количество реально стоящихся объектов в том, или ином периоде;

•   необходимость на основе обобщающих нормативов и показателей устанавливать соответствие прогнозных показателей закономерностям расширенного воспроизводства основных фондов с учетом того, что длительные нарушения этих закономерностей существенно влияют на финансово-экономические показатели функционирования компании.

При долгосрочном планировании капитальных вложений проведение расчетов предполагает широкое использование системы сводных укрупненных и частных нормативов и показателей, отражающих общеэкономические закономерности развития компании в целом и его отдельных составляющих.

Планирование инвестиций, направляемых на замену выбывающих по ветхости износу основных средств, осуществляется на основе размеров их выбытия в планируемом периоде. Однако при проведении таких расчетов необходимо учитывать динамику изменения объемов перевозочной работы в рассматриваемой перспективе. В случае если предусматривается сокращение объемов перевозочной работы или имеется избыток технических средств на начало и на конец рассматриваемого периода, капитальные вложения на замену выбывающих основных фондов могут быть уменьшены по сравнению с размерами выбытия основных фондов. В условиях относительной стабильности веревочной работы железных дорог или невысоких темпов е роста на конкретных отдельных участках может увеличиться перевозочная работа, что потребует капитальных вложений в развитии провозной, пропускной способности перегонов, станций и т.д. При отсутствии проектно-сметной документации на развитие объектов, находящихся на этих участках, инвестиции в них следует устанавливать по объектам-аналогам или на основе соответствующих групповых и укрепленных нормативов удельных капитальных вложений.

Потребность в капитальных вложений на расширенное воспроизводство возникает в связи со следующим:

ростом перевозочной работы;

необходимостью повышения качества перевозок, что требует повышения уровня основных фондов и улучшения их состояния;

общим прогрессом техники и технологии производства.

Мерой потребности в инвестициях на совершенствование производственного аппарата в целом по компании, железным дорогам и хозяйствам может быть размер этих средств в доле стоимости наличных основных фондов. Поскольку резервы совершенствования и развития действующего производственного аппарата достаточно велики, можно сделать вывод, что в каждом последующем периоде по сравнению с предшествующим потребность в средствах на реализацию этих целей по отношению к наличным фондам не должна снижаться. При увеличении темпов износа основных фондов или появлении более эффективных технических средств потребность в этих средствах должна возрастать.

Дополнительным информационным материалом для установления потребности в инвестициях совершенствование производственного аппарата могут служить поставленные на различных уровнях управления компании конкретные задачи по сокращению эксплуатационных расходов, росту производительности труда. Экономии топливно – энергетических ресурсов и других материальных затрат, повышению безопасности, соблюдению экологических требований, улучшению качественных и оценочных (расчетных) показателей работы, а в ряде случаев и экспертных показателей эффективности отдельных мероприятий.

Кроме того, при планировании инвестиций необходимо учитывать приоритетные направления развития компании. В качестве приоритетной может быть принята одна из форм воспроизводства основных фондов: обновление, новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, модернизация. Приоритетное значение можно придавать также развитию отдельных хозяйств и технических средств – их конкретным мощностям, видам перевозочной деятельности, работам, обеспечивающим выполнение социальных заказов государства, и т.п. Как правило, приоритетные направления инвестиций, затрагивающие интересы экономики страны, определяются в общегосударственных актах (постановлениях Правительства РФ и т.п.), а затрагивающие интересы отрасли – в руководящих документах компании (решениях правления ОАО «РЖД», распоряжениях президента компании), а также в различных инвестиционных программах.

Для оптимизации набора приоритетных направлений целесообразно сочетать механизм квотирования с методами технико-экономических расчетов по обоснованию принимаемых решений (в рамках установленных квот). Квотирование может осуществляться на основе выделения тому или иному приоритетному проекту, программе (объекту) абсолютного размера инвестиционных ресурсов (на тот или иной период) либо доли в общем объеме имеющихся инвестиционных ресурсов (на тот или иной период) либо на основе расчетов эффективности в соответствии с действующими Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте. Установление квот на те или иные направления может быть проведено на основе:

•   анализа распределения инвестиций на рассматриваемое направление в предшествующее периоды;

•   показателей, характеризующих абсолютные затраты (или их удельный вес) по аналогичному направлению на зарубежных железных дорогах;

•   укрепленных технико – экомических расчетов по усредненным показателям, характеризующим соответствующие единовременные и текущие затраты, эффективность этих мероприятий и т. д.

Важным принципом квотирования ресурсов на приоритетные направления является не нарушение основных закономерностей воспроизводства основных фондов в АОА «РЖД», на железной дороге, в хозяйстве. Выделяемые на приоритетные направления ресурсы не должны превышать (по абсолютной величине или удельному весу в общих инвестициях) того уровня, за которым начнутся негативные явления, имеющие отрицательные последствия для воспроизводства неприоритетных видов и групп основных фондов. Методика и практика предусматривают планирование капитальных вложений в инфраструктуру компании по основным объектам железнодорожного строительства, при этом должен учитываться накопленный в предыдущие годы опыт планирования так называемых этапных и внутри этапных капитальных вложений. Этапные капитальные вложения относятся к самым капиталоемким объектам строительства, существенно увеличивающим пропускную и провозную способность сети. В первую очередь – это инвестиции в новые железнодорожные линии, дополнительные главные пути, электрификацию железнодорожных линий, в строительство автоблокировки (АБ) и диспетчерской централизации (ДЦ) и т.д. Как правило, строительство этих объектов определяется необходимостью решения сразу нескольких крупных отраслевых задач, в связи с чем их сооружение требует тщательного технико- экономического обоснования.

Важная роль в планировании капитальных вложений в инфраструктуру компании отводится их определению по отраслям железнодорожного хозяйства, что требует наличия разнообразных показателей определяющих мощности этих хозяйств, решения проблемы оптимизации капитальных вложений в хозяйствах по нормам расширенного производства (новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение). Значительный удельный вес в капитальных вложениях в развитие хозяйств должны занимать так называемые внутри этапные капитальные вложения, которые связаны со строительством объектов относительно не высокой сложности при коротком времени их сооружения. Размеры инвестиций в эти объекты тесно связаны с объектами перевозочной работы и ремонта.

При планировании капитальных вложений по хозяйствам путевому, электрификации и электроснабжения, сигнализации и связи важно учитывать, что обновление основных производственных фондов в хозяйствах в значительной мере осуществляется при проведении капитальных ремонтов. Определение объемов капитальных вложений в зависимости от расчетного периода и методов счета осуществляется на следующей информационной базе:

1. титульных списках переходящих и вновь начинаемых объектов;

2. возрастной структуре подвижного состава и нормативных сроках его полезного использования;

3. инвентарных карточках по ведущим объектам основных фондов;

4. показателях перевозочной работы железнодорожного транспорта;

5. ценах на подвижной состав и другие виды машин и оборудования;

6. данных о величине и структуре эксплуатационных расходов по их элементам и статьям расходов;

7. показателях (нормативных) удельных капитальных вложений (по объектных, групповых сводных);

8. показателях и нормативах эффективности капитальных вложений;

9. технико-экономических паспортах предприятий железнодорожного транспорта (соответствующие формы: мощность предприятия, основные фонды предприятия, возрастной состав оборудования и других основных фондов).

Учет изложенных основных принципов и порядка планирования инвестиций позволяет в значительной мере оптимизировать инвестиционную политику, проводимую в ОАО «РЖД», создать условия для повышения эффективности и устойчивости работы компании.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: