Формирования источников финансирования инвестиций в развитии ОАО «РЖД»

 

Формирование источников финансирования инвестиций в развитие ОАО «РЖД» должно обеспечивать получение необходимых инвестиционных ресурсов (включая собственные, бюджетные и привлеченные средства)для достижения наилучших результатов работы компании. К числу основных показателей, учитываемых при решении поставленной задачи оптимизации, следует отнести: уровень потребных капитальных вложений в развитие кампании; первоначальную и остаточную стоимость основных фондов и их структуру; размер эксплуатационных расходов; балансовую и чистую (нераспределенную) прибыль; величину начисляемых ежегодно и накопленных за весь период эксплуатации амортизационных отчислений, способ их начисления; уровень реинвестирования прибыли в развитие материально-технической базы компании; величину налоговых платежей и прибыли. В общем виде схема взаимосвязей между приведенными показателями представлена на СХЕМЕ 2. Наряду с действием внутренних (в рамках компании) факторов на формирование инвестиционной политики компании следует учитывать влияние и внешних. К ним относятся:

1. действующая законодательная, нормативная и методическая база, определяющая налоговую, амортизационную и инвестиционную политику государства и ОАО «РЖД»;

2. уровень технического прогресса в стране;

3. действующая система льгот (в том числе налоговых) и сферы ее применения, а также степень налоговой поддержки инвестиционной деятельности ОАО «РЖД»;

4. ценовая политика государств, уровень инфляции в стране;


 

СХЕМА 2

Взаимосвязь между показателями, учитываемыми при оптимизации источников финансирования капитальных вложений

 

5. тарифная и маркетинговая политика других видов транспорта, конкурирующих с железнодорожным в обеспечении перевозок грузов и пассажиров;

6. наличие средств бюджетов всех уровней для финансирования инвестиционных программ развития компании;

7. стоимость и условия предоставления кредитных ресурсов при их инвестировании в развитие компании.

Отмеченные факторы определяют эффективность инвестиционной деятельности компании и необходимые масштабы привлечения собственных и заемных ресурсов. Определение необходимого финансирования инвестиций на перспективный период за счет собственных источников предполагает, что общий объем потребленных инвестиций уже определен инвестиционной программой развития ОАО «РЖД».

При формировании источников финансирования инвестиций в развитие ОАО «РЖД» на перспективный период целесообразно сначала осуществлять прогнозирование инвестиционной деятельности компании на начало () и на конец () года по n годам периода прогнозирования инвестиционной деятельности компании. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.02.2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», положением по бухгалтерскому учету «учет основных средств» ПБУ 6-01 первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в уставной капитал ОАО «РЖД», устанавливается их остаточная стоимость по данным бухгалтерского учета основных средств, которые числились на балансах организации железнодорожного транспорта до их исключения из единого государственного реестра юридических лиц.

В случае если переоценка основных средств по состоянию на начало N-года () не планируется, стоимость основных средств может быть принята на уровне отчетной стоимости на конец предыдущего года, то есть:

 

 (1)

 

Если же планируется проведение переоценки по состоянию на начало – года, то стоимость основных средств на конец года корректируется на прогнозируемый индекс переоценки:

 

 , (2)


 

где и - первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств железнодорожного транспорта соответственно на начало N-года и на конец (N-1)-го года прогнозного года; - индекс повышения (снижения) стоимости основных фондов в году за счет переоценки.

Первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств компании по годам периода прогнозирования на конец года можно определить исходя из следующего уравнения:

 

= (3)

 

где -объем выбытия (списания и передачи) основных средств отрасли в

n-м году прогнозного периода; -поступление основных средств в результате как осуществления капитальных вложений, так и передачи основных средств в n-м году прогнозируемого периода.

Определение объемов выбытия основных средств отрасли по годам периода прогнозирования () предполагает, что выбытие основных фондов по ветхости и износу (как фактическому, так и моральному), а следовательно, и адекватные ему капитальные вложения формируют исходя из следующего:

1. текущего выбытия основных фондов по ветхости и износу на действующих предприятиях и объектах, размеры которого зависят от величины наличных основных фондов и нормативных сроков полезного использования отдельных объектов основных средств();

2. частичной ликвидации основных фондов на предприятиях, где осуществляется их реконструкция и техническое перевооружение, а также выбытия основных фондов по устаревшим и целиком ликвидируемых объектам и предприятиям ();

3. уменьшения вылечены фондов вследствие их передачи внутри отрасли или на баланс предприятий других отраслей и ведомств ();

4. выбытия фондов в результате аварий, крушений и других негативных явлений ().

Общий объем выбытия основных в n-м году периода прогнозирования может быть определен по следующей формуле:

 

= + + + (4)

 

Срок полезного использования вновь принимаемых к учету компаний объектов основных средств должен устанавливаться в соответствии с «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01ю2002 г. №1, а также распоряжением ОАО «РЖД» от 27.01.2004г. №180р.

Расчет размеров поступления основных средств (W) на баланс железных дорог в n-м году периода прогнозирования осуществляется на основе данных о вводимых основных средствах в результате осуществления капитальных вложений (W) данного года и предшествующих периодов, а также основных средств, передаваемых на баланс отрасли ():

= W + = W + W = W (1+ ), (5)

где - коэффициент, характеризующий соотношение между вводом новых основных средств и поступления основных фондов на баланс отрасли в n-м году периода прогнозирования (принимается на основании анализа динамики значения данного коэффициента за длительный период времени).

Размер ввода основных средств в результате осуществления капитальных вложений по n-му году прогнозируемого периода при краткосрочном прогнозировании может быть рассчитан методом прямого счета, а для среднесрочной и долгосрочной перспективы определен по формуле:

 

W = ,  (6)


 

где -объем капитальных вложений в n-м году периода прогнозирования; - коэффициент, характеризующий соотношение между объемом прогнозируемых капитальных вложений и вводом новых основных средств в n-м году периода прогнозирования (принимается на основании анализа динамики значения данного коэффициента за длительный период времени).

На основании установленной стоимости основных средств по годам периода прогнозирования осуществляется расчет амортизационных отчислений на перспективу по следующей формуле:

 

,                 (7)

 

где F -первоначальная среднегодовая стоимость основных фондов i-й группы (подгруппы), находящихся на балансе отрасли в n-м году периода прогнозирования; N -норма амортизационных отчислений i-й группы (подгруппы) основных средств, %.

Норму амортизационных отчислений определяют исходя из сроков полезного использования фондов железнодорожного транспорта. Следует отметить, что после создания ОАО «РЖД» сроки полезного использования, регламентируемые его распоряжением, применяются ко всем основным фондам (как ко вновь вводимым, так и к принятым на баланс компании на момент ее создания).

Установленные данные дают возможность определить прогнозируемые величины налоговых платежей и чистую прибыль, остающуюся в распоряжении компании. Величина налога на имущество в n-м году периода прогнозирования определяется по следующей формуле:

 

,    (8)


 

где -среднегодовая остаточная стоимость облагаемого налогом имущества в n-м году периода прогнозирования; -ставка налога на имущество, %.

В соответствии с действующим законодательством объектам налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе компании в качестве объектов основных средств, а налоговой базой для налога на имущество – среднегодовая остаточная стоимость имущества компании. Предельный размер ставки налога на имущество 2004-2005 гг. не может превышать 2,2% от налогооблагаемой базы. Исчисленная сумма налога относится на финансовые результаты деятельности ОАО «РЖД». Расчет остаточной стоимости по годам прогнозируемого периода осуществляется на основании данных об уровне начисленного износа (амортизации) по годам периода прогнозирования. При определении налогооблагаемой базы осуществляется корректировка стоимости основных средств, не облагаемых налогом на имущество в соответсвии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. №504 «Оперечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций».

Величина налога на прибыль в n-м году периода прогнозирования рассчитывается по следующей формуле:

 

,         (9)

 

где -налогооблагаемая прибыль в n-м году периода прогнозирования; -установленная ставка налога на прибыль, %.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль определяется в соответствии с Налоговым кодексом РФ (глава 25 «Налог на прибыль организаций»). Объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная компанией, то есть полученный доход за вычетом производственных расходов. Ставка устанавливается в соответствии со статьей 284 Налогового кодекса в размере 24 % от налоговой базы, в качестве которой признается выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Расчет чистой (нераспределенной) прибыли, которая остается в распоряжении компании и потенциально может быть направлена на финансирование инвестиций, производится по формуле:

 

,= -                 (10)

 

На заключительном этапе расчетов определяется прогнозируемая чистая прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений в n-м году прогнозируемого периода:

 

,                            (11)

 

где -доля чистой прибыли, направляемая на финансирование капитальных вложений (коэффициент использования прибыли для инвестирования).

Использование приведенной модели формирования источников финансирования источников инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» на перспективный период позволяет прорабатывать различные сценарии налоговой системы и амортизационной политики компании, изменяя не только исходные данные, но и нормативы, определяемые действующим законодательством (ставки налогообложения, долю отчислений от прибыли, налоговые ставки и льготы и др.).

На основе изложенных методических рекомендаций по определению размеров собственных источников финансирования инвестиций на перспективный период были произведены соответствующее расчеты, которые показатели необходимость в ближайшие годы доли заемных средств в общей инвестиции в развитие компании. Расчеты показали также, что прогнозируемая сумма амортизационных отчислений (рассчитана без учета возможной в течение прогнозируемого периода переоценки основных фондов) сможет покрыть лишь 71% необходимых на 2004-2010 гг. инвестиций. Если во всю прогнозируемую прибыль от деятельности компании за этот период полностью направить на финансирование инвестиций (при налогообложении прибыли в соответствии с современными условиями), то за счет собственных средств ОАО «РЖД» будет покрыть 94% потребности в инвестициях. Для остальных инвестиций потребуется привлечь другие источники, в качестве которых могут рассматриваться заемные средства, финансовые средства бюджетов различных уровней. При этом заемные средства финансового рынка целесообразно привлекать, главным образом, для реализации наиболее эффективных проектов и программ компании.


 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: