Совершенствование технических аспектов учетной политики

 

В настоящее время предприятиям предоставлено право самим выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки при соблюдении общих методологических принципов, а также технологии обработки учетной информации.

В связи с этим на предприятии ОАО «Кубаньхлебопродукт» рекомендуется внедрить компьютерную программу «1С:Бухгалтерия 8.2» (комплексная конфигурация). Эта программа предназначена для решения широкого круга задач по автоматизации предприятия с применением блока «Налоговый учет».

Программа «1С:Бухгалтерия 8.2» позволяет вести учет бухгалтерских операций типа «Проводка – Главная книга – Баланс», а также обеспечивает оформление таких документов, как платежные поручения, реестр чеков, доверенности, счета. Эта программа имеет много достоинств, что и привлекает предприятия при ее покупке. Она ориентированна на привычную ручную работу бухгалтера, при этом значительно упрощая ее, и рассчитана на пользователя – непрофессионала.

«1С:Бухгалтерия 8.2» позволяет автоматизировать ведение всех разделов бухгалтерского учета:

– операции по банку и кассе;

– основные средства и нематериальные активы;

– материалы;

– товары и услуги, выполненных работ;

– учет производства продукции;

– учет валютных операций;

– взаиморасчеты с организациями;

– расчеты с подотчетными лицами;

– расчеты по зарплате;

– расчеты с бюджетом.

Программа «1С:Бухгалтерия 8.2» позволяет автоматизировать подготовку, ввод, хранение и печать всех первичных документов:

– платежные поручения;

– счета на оплату и счета-фактуры;

– приходные и расходные кассовые ордера;

– акты, накладные, требования, доверенности.

На данный момент на предприятии ОАО «Кубаньхлебопродукт» программа «1С:Бухгалтерия 8.2» не используется, используется более упрощенный ее вариант версии 7.7. Основные отличия «1С:Бухгалтерия 8.2» и «1С:Бухгалтерия 7.7», представлены в Приложении Д.

Помимо этого предприятию ОАО «Кубаньхлебопродукт» необходимо приобрести информационно-правовую систему «Консультант Плюс» с базами:

– Бухгалтерская пресса и книги;

– Корреспонденция счетов

– Путеводитель по налогам;

– Версия проф.

Это позволит оперативно прослеживать изменения в бухгалтерском и налоговом учете, формах первичной документации тем самым ограничить себя от возможных ошибок. Система так же поможет при решении спорных ситуаций, непосредственно связанных с организацией, постановкой и ведением бухгалтерского учета.

Благодаря системе «Консультант плюс» ОАО «Кубаньхлебопродукт» могла избежать ряд имеющихся у нее недостатков.

Для повышения финансовой дисциплины на предприятии, необходимо пересмотреть сроки проведения инвентаризации основных средств, документов строгой отчетности, кассы, обязательств, сырья и материалов. Для этого рекомендуется установить следующие сроки:

– основных средств - не ранее 1 ноября отчетного года. В настоящее время допускается проведение инвентаризации объектов основных средств один раз в три года. Ежегодное проведение инвентаризации основных средств может быть обусловлено необходимостью уточнения восстановительной (или балансовой) стоимости соответствующих объектов и проведения переоценки. В 2009 г. появляется дополнительный аргумент в пользу проведения инвентаризации основных средств - выявление объектов, использование которых в кризисных условиях может оказаться неэффективным. Проведение инвентаризации по состоянию на 1 ноября, по нашему мнению, является наиболее удобным - у комиссии достаточно времени для обработки результатов инвентаризации и подготовки материалов для проведения переоценки. В эти же сроки целесообразно проводить инвентаризацию долгосрочных финансовых вложений и объектов нематериальных активов;

– капитальных вложений - не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 декабря отчетного года. Уместно напомнить, что основной целью любой инвентаризации является проверка соответствия фактических данных о наличии и состоянии имущества данным бухгалтерского учета. Для целей бухгалтерской и статистической отчетности объем капитальных вложений уточняется по результатам их осуществления в декабре отчетного года. Практическое значение проведения инвентаризации капитальных вложений в эти сроки заключается в том, что за время, оставшееся до конца года, можно выработать управленческие решения о судьбе этих вложений. Чаще всего речь идет об оформлении ввода в эксплуатацию законченных строительством или приобретенных объектов основных средств, с тем чтобы обеспечить начисление амортизации с 1 января следующего года. Для этого необходимо обеспечить оформление документов, подтверждающих ввод объектов амортизируемого имущества в декабре отчетного года;

– незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки - не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация в эти сроки проводится для целей бухгалтерской отчетности. Максимально допустимый срок до конца отчетного года здесь обусловлен тем, что в организациях с большой номенклатурой производимой продукции и сложным технологическим циклом проведение инвентаризации довольно трудоемко. Для более точного формирования информации для годовой бухгалтерской отчетности срок проведения инвентаризации незавершенного производства следует по возможности максимально приблизить к отчетной дате (31 декабря отчетного года);

– незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год. Из экономического содержания указанных активов явствует, что речь идет об уточнении остатка резерва на проведение ремонтов и остатка, числящегося на счете учета расходов будущих периодов. Поскольку такое уточнение должно проводиться по состоянию на 31 декабря (с целью присоединения остатка неиспользованного или не подтвержденного расчетами резерва к валовой прибыли), инвентаризацию целесообразно проводить по состоянию на эту дату. Хотя более удобным, по нашему мнению, является проведение инвентаризации по состоянию на 1 декабря - объемы расходов, которые будут произведены в декабре, определить нетрудно, а уточнить остатки всегда проще, чем их выверить;

– сырья и прочих материальных ценностей, а также специальной одежды, специальной обуви (и т.п. имущества, ранее учитываемого в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов и для которого в настоящее время может устанавливаться особый порядок учета) - не менее одного раза в год. Так как ежегодное проведение инвентаризации должно быть как минимум приурочено к составлению отчетности, проводить инвентаризацию материально-производственных запасов следует не ранее 1 октября. Оптимальные сроки уточняются с учетом номенклатуры имущества - при небольшой номенклатуре инвентаризацию можно проводить по состоянию на 1 декабря, при значительной - по состоянию на 1 октября;

– денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц. Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40 (ред. от 26.02.1996). Порядок ведения кассовых операций не устанавливает периодичности проведения таких инвентаризаций. Однако, учитывая высокую мобильность данного вида активов, а также значимость их сохранности для финансового состояния организации, следует заключить, что рекомендуемые сроки являются оптимальными;

– расчетов с кредитными организациями (банками) (по расчетным и валютным счетам, специальным счетам в банках, в том числе по полученным средствам целевого финансирования, и т.д.) - по мере получения выписок из банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на 1-е число каждого месяца. Этот вид проверки фактически проводится работниками бухгалтерии каждый раз по получении банковских выписок. От постоянной проверки инвентаризация отличается тем, что ее результаты оформляются актом. Инвентаризация расчетов с банками перед составлением бухгалтерской отчетности проводится по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;

– расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал. Проведение инвентаризации в эти сроки обусловлено хотя бы тем фактом, что налоговые декларации составляются, по меньшей мере, не реже. То же самое можно отнести и к расчетам с государственными внебюджетными фондами, расчетные ведомости в которые также представляются ежеквартально;

– расчетов организаций со структурными подразделениями, выделенными на отдельные балансы, - на 1-е число каждого месяца. Здесь, по существу, проверяется расшифровка сальдо по счету учета внутрихозяйственных расчетов. В сводной бухгалтерской отчетности остатка по этому счету быть не должно. С этой целью достаточно проведения инвентаризации ежеквартально. Однако затраты структурных подразделений, как правило, влияют на уровень себестоимости продукции, работ, услуг как этих подразделений, так и головной организации. Поскольку себестоимость формируется ежемесячно, и инвентаризация должна проводиться не реже;

– расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год. Поскольку инвентаризация данного вида активов связана с большими затратами времени (в том числе и на перемещения в организации-дебиторы (кредиторы), целесообразно начинать ее не позднее 1 ноября с обязательным уточнением данных (для отчетности) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: