Содержание и составление текущей бухгалтерской отчетности

 

При составлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствуются:

– Федеральным законом о бухгалтерском учете от 21.11.1996 N 129-ФЗ;

– Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н;

– Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н;

– Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 22 июля 2003. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

– Приказом Министерства Финансов Российской Федерации о формах бухгалтерской отчетности организации от 13 января 2000 г. № 4н.

Данный блок нормативных документов связан с реализаций Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности".

В финансовой отчетности организация должна обеспечить сопоставимость отчетных данных с показателями за предшествующий отчетный год или соответствующие периоды предшествующих отчетных периодов исходя из изменений связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, законодательных и нормативных актов, с учетом производственной реорганизаций.

Если данные за период, предшествующий отчетному. Не сопоставимы с данными за отчетный период, то первые подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка, должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

Различают внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности.

Внешние пользователи бухгалтерской отчетности – это инвестор, кредитор, контрагент или заинтересованные государственные органы.

К внутренним пользователям бухгалтерской отчетности относятся руководитель, учредитель, участник или собственник имущества экономического субъекта.

Руководствуясь этими данными руководители смотрят на оценку эффективности деятельности организации, а так же, на экономический анализ. Контрагенты определяю возможность деловых связей с клиентом. Кредиторы используют отчетность для оценки целесообразности, предоставления или продления кредита.

В зависимости от охватываемого периода деятельности различают два вида бухгалтерской отчетности: промежуточную или текущую бухгалтерскую отчетность и годовую.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством Финансов РФ. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

При разработке организацией форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в ПБУ 4/99:

1) бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

2) при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими;

3) бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений;

4) организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею, их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому;

5) по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному;

6) бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте РФ [5, c. 23].

Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности, предусмотренная пунктом 5 Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, должна содержать следующие данные:

– наименование составляющей части бухгалтерской отчетности;

– указание отчетной даты, по состоянию на которую составлена бухгалтерская отчетность;

– полное наименование юридического лица;

– идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

– вид деятельности;

– организационно–правовая форма/форма собственности (ОКОПФ/ОКФС);

– формат представления числовых показателей: тыс. руб. – код по ОКЕИ 384; млн. руб. – код по ОКЕИ 385; при этом данные указываются без десятичных знаков;

– местонахождение (адрес);

– дата утверждения;

– дата отправки/принятия.

В международной практике применяют два вида бухгалтерской отчетности: статическую и динамическую. Под статической отчетностью понимают бухгалтерский баланс. Его еще называют отчетом о финансовом положении предприятия. Он характеризует имущественное и финансово–экономическое состояние предприятия на определенный момент времени.

Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки активов хозяйства и источников их образования на определенную дату в денежной оценке.

Активы хозяйства и источники их образования представлены раздельно: экономические ресурсы – в активе, а источники – в пассиве. Итог актива баланса всегда равен итогу пассива баланса:

АКТИВЫ = ПАССИВЫ

Поскольку пассивы представляют собой капитал и обязательства организации данное равенство можно представить в следующем виде:

АКТИВЫ = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

Разделы в активе баланса расположены по возрастанию ликвидности, а в пассиве – по степени закрепления источников.

Группировка экономических ресурсов в активе баланса представлена в таблице 1.1.

 


Таблица 1.1 – Актив бухгалтерского баланса агрегированный

Номер раздела Наименование раздела Группа статей
I Внеоборотные активы Нематериальные активы Основные средства Долгосрочные финансовые вложения Незавершенное строительство
  Итог по разделу I  
II Оборотные активы Запасы Дебеторская задолженность Денежные средства
  Итог по разделу II  
  Баланс  

 

В разделе I актива баланса «Внеоборотные активы» представлены все долгосрочные активы хозяйствующего субъекта: нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения.

Статьи группы «Нематериальные активы» оцениваются в балансе по остаточной стоимости. Остаточная стоимость данной группы активов определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и величиной начисленного износа.

Также оцениваются статьи группы «Основные средства» за исключением статьи «Земельные участки». Износ по этому виду активов не начисляется. В балансе все основные средства и нематериальные активы представлены в одном разделе, независимо от сферы эксплуатации.

По статьям группы «Финансовые вложения» отражаются вложения денежных средств и другого имущества в другие хозяйственные органы на срок более одного года; по статье «Капитальные вложения» – фактические затраты в незавершенном строительстве.

В разделе II актива баланса «Оборотные активы» отражаются текущие активы несколькими группами. В группе «Запасы» отдельными статьями представлены оборотные активы сферы производства. Сырье и материалы оцениваются в балансе по фактической заготовительной себестоимости. Затраты в незавершенном производстве могут быть оценены по нормативной себестоимости, по сумме прямых затрат или по фактической производственной себестоимости. В этом же разделе отражаются и предметы обращения: готовая продукция и товары отгруженные, расходы будущих периодов, которые должны оцениваться по фактической себестоимости.

Вторую группу текущих активов представляют краткосрочные финансовые вложения в другие организации. Группа «Денежные средства» представлена статьями «Касса», «Расчетные счета», «Валютные счета», «Прочие денежные средства».

В этом же разделе актива отражается и дебиторская задолженность как других организаций и лиц, так и работников данного предприятия.

Пассив баланса состоит из трех разделов (табл.1.2.). Раздел III баланса представлен собственным капиталом, а в разделах IV и V отражается привлеченный капитал.

 

Таблица 1.2 – Пассив бухгалтерского баланса агрегированный

Номер раздела Наименование раздела Группа статей
1 2 3
III Капитал и резервы Уставной капитал Добавочный капитал Резервный капитал Прибыль прошлых лет Непокрытый убыток прошлых лет Нераспределенная прибыль отчетного года Непокрытый убыток отчетного года
  Итого по разделу III  
IV Долгосрочные обязательства Заемные средства Прочие пассивы
  Итого по разделу IV  
V Краткосрочные обязательства Заемные средства Кредиторская задолженность Доходы будущих периодов Резервы предстоящих расходов
  Итого по разделу V  
  Баланс  

 

В разделе III баланса «Капитал и резервы» самостоятельными статьями отражены собственные источники образования имущества – уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал. В этом же разделе приведена нераспределенная прибыль предприятия прошлых лет и отчетного года. Самостоятельными статьями представлен непокрытый убыток.

Статьи раздела IV баланса "Долгосрочные обязательства" характеризуют задолженность перед банками по кредитам и займам, полученным от других организаций на срок более одного года.

Раздел V баланса «Краткосрочные обязательства» объединяет несколько групп краткосрочной задолженности: заемные средства, кредиторскую задолженность, резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов.

По группе «Заемные средства» самостоятельными статьями отражается задолженность перед банками по краткосрочным ссудам и займам перед другими предприятиями.

По статьям группы «Кредиторская задолженность» отражается задолженность поставщикам и подрядчикам за поступившие от них товарно-материальные ценности, дочерним и зависимым предприятиям, работникам организации, бюджету, социальным фондам.

В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают несколько видов балансов.

Сальдовый баланс составляется бухгалтерией организаций путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланс помимо остатков активов и источников их образования на начало и конец периода содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период.

Вступительный баланс – составляется на дату регистрации организации. Актив такого баланса характеризует состав имущества хозяйствующего субъекта, с которым начинается его деятельность, а в пассиве – источники его возникновения.

Заключительный баланс – отчетный документ о производственно-финансовой деятельности организации за определенный период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией активов).

Ликвидационный баланс предназначен для характеристики имущественного состояния организации на дату прекращения ее деятельности.

Предварительный баланс разрабатывается заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества организации.

Баланс-брутто включает в себя регулирующие статьи; используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса и др.

Баланс-нетто – баланс, из которого исключены регулирующие статьи: «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов» и др. в современных условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить реальную величину активов организации. В настоящее время баланс – нетто является действующей отчетной формой [8, с. 34].

Под динамической отчетностью понимают отчет о прибылях и убытках. Составляя Отчет о прибылях и убытках, нужно следовать определенным правилам: все данные в форме №2 показываются нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря отчетного года. При этом в графе 3 приводят данные за отчетный период, а в графе 4 – за аналогичный период прошлого года. Отрицательные же показатели записываются в круглых скобках.

Форма №2 утверждена Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. №67н. В этой форме не проставлены коды строк – они утверждены другим Приказом Минфина России, от 14 ноября 2003 г. №102н.

Отражая в отчете о прибылях и убытках различные виды доходов и расходов, бухгалтер должен руководствоваться следующими нормативными документами:

1) Положение по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.02.2001 № 27н).

2) Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации», утвержденные приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 № 27н).

3) Положение по бухгалтерскому учету 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденное приказом Минфина РФ от 19.11.2002 №114н.

Отчет о прибылях и убытках (Отчет о финансовых результатах предприятия) отражает процесс формирования прибыли предприятия за определенный период. Кроме того, отчет о прибылях и убытках является связующим звеном между прошлым и нынешним отчетными периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного периода по сравнению с прошлым.

В первом разделе Отчета о прибылях и убытках отражаются данные о доходах и расходах по основной деятельности.

Доходы – это увеличение активов или уменьшение обязательств компании, которые вызваны основной деятельностью предприятия и приводят к увеличению собственного капитала.

Расходы – это уменьшение средств предприятия или увеличение его обязательств, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности предприятия и приводят к уменьшению величины собственного капитала.

Прибыли и убытки – это соответственно увеличение или уменьшение собственного капитала в результате операций, не являющихся характерными для данного предприятия.

Валовая прибыль определяется как разность между суммой выручки и себестоимостью проданных товаров (работ, услуг). Если результат оказался отрицательным, значит в отчетном периоде получен убыток.

Коммерческие расходы учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Для производственных предприятий это расходы, связанные со сбытом продукции (транспортные расходы, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, охранных услуг, затраты на тару и упаковку, рекламные расходы и т. д.), а для торговых организаций – издержки обращения.

К управленческим расходам относятся затраты, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Они включают суммы заработной платы административного персонала, представительские расходы, оплату консультационных услуг, затраты на подготовку и переподготовку кадров и т. д.

Суммы коммерческих и управленческих расходов показываются в отчете в круглых скобках.

Заполнив данные по указанным расходам, их величину необходимо вычесть из суммы валовой прибыли (убытка). Полученный результат будет равен дебетовому обороту по субсчету 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». Его следует вписать по строке «Прибыль (убыток) от продаж». А если получился убыток, то его сумма указывается в круглых скобках.

В разделе «Прочие доходы и расходы» отражают данные о полученных и выданных процентах, дивидендах, операционных и внереализационных доходах и расходах. Их учет осуществляется на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

По строке «Проценты к получению» указывают проценты за пользование денежными средствами, которые находятся на банковских счетах организации, по облигациям и депозитам.

Строка «Проценты к уплате» предназначена для записи сумм процентов, которые платит фирма за временное пользование предоставленными ей денежными средствами (займами, кредитами).

По строке «Доходы от участия в других организациях» указываются поступления от участия в уставных капиталах других фирм, например, полученные дивиденды или прибыль от участия в совместной деятельности.

К прочим операционным доходам можно отнести и поступления от сдачи в аренду имущества, от продажи основных средств и других объектов, а также от источников, перечисленных в пункте 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации». А связанные с получением таких доходов затраты будут считаться операционными расходами. Кроме того, к этой группе расходов также относятся оплата услуг банков, налог на имущество и т. д.

Состав внереализационных доходов определен пунктом 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации», однако их перечень является открытым. Как правило, к таким доходам относят:

– штрафы, пени, неустойки, которые вы получили от партнеров за нарушение – ими условий договора;

– безвозмездно полученное имущество;

– прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

– положительные курсовые разницы (кроме курсовых разниц, относящихся ко вкладам в уставный капитал) и т. д.

Согласно пункту 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации», Внереализационными расходами являются признанные:

– штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора;

– убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

– суммы уценки активов;

– отрицательные курсовые разницы и т. д.

– Финансовый результат до налогообложения определяется после того, как будут отражены все доходы и расходы. Это может быть как прибыль, так и убыток. Финансовый результат определяется так:

Прибыль (убыток) до налогообложения = Прибыль (убыток) от продаж + Проценты к получению – Проценты к уплате + Доходы от участия в других организациях + Прочие операционные доходы – Прочие операционные расходы + Внереализационные доходы – Внереализационные расходы + Чрезвычайные доходы – Чрезвычайные расходы.

Сумма текущего налога на прибыль – это сальдо субсчета «Расчеты по налогу на прибыль» счета 68.

Затем определяется сумма чистой прибыли (убыток) отчетного периода по формуле:

Чистая прибыль (убыток) = Прибыль (убыток) до налогообложения + Отложенные налоговые активы – Отложенные налоговые обязательства – Текущий налог на прибыль.

В правильно заполненной предыдущей строке полученный результат должен совпасть с сальдо счета 99 «Прибыли и убытки».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: