Социально-психологические проблемы

В первые годы брака проходит процесс адаптации супругов друг к другу, причем противоречия или неадекватный ход процесса могут привести семью к распаду, столь частому в первые 5 лет супружества. Каждая только что созданная семья подвергается серьёзным испытаниям и часто не выдерживает нагрузок. В студенческих семьях, как правило, психологически сложно происходит распределение семейных обязанностей и ролей. В период брачной адаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Каждому из супругов-студентов приходится приспосабливаться к состоянию, которое по сравнению с добрачной независимостью и свободой кажется тяжёлой необходимостью. Низкий уровень подготовленности молодых людей к будущей семейной жизни не позволяет им справиться со своими внутренними противоречиями, возникающими на почве неравномерного распределения семейных обязанностей, при условии их социального равенства. С.В. Ковалев выделяет совме­стимость супругов как одно из основных условий стабиль­ности брака, понимая под этим понятием «способность чле­нов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности»3 . По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты1. Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

Ещё одним характерным явлением в жизни современной студенческой семьи, усиливающим её нестабильность, можно назвать все увеличивающуюся долю межнациональных браков. В таких семьях к сложностям общего психологического плана добавляются различия в национально-психологических установках.

На конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также неудовлетворенность супругов проведением досуга, который имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

На конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как правило, жены-студентки считают взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким единодушием. Неорганизованность семейной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дискомфорта очень сложно достичь необходимого качества профессиональной подготовки.

В такие моменты важно оказать молодым помощь в формировании столь дефицитных в современном браке уважения к особенностям характера друг друга, умения понимать и прощать человека, который волею судьбы стал спутником жизни.

    Обострение проблем на начальной стадии развития семьи происходит в силу несформированности адаптационных механизмов членов молодой семьи, отсутствия корректной передачи опыта предыдущих поколений, отсутствие системы подготовки молодежи к семейной жизни, недостаточности количества и качества оказываемых молодым семьям социально-педагогических и психологических услуг, материальной поддержки со стороны общества и государства.

 

       

Глава 2. Возможные решения проблем студенческих семей

Помощь государства

Студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.

Анализ работ исследователей позволяет выделить несколько специфических проблем, характерных для большинства студенческих семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей: некому присматривать за ребенком во время учебы; небольшие возможности для приработка.

Вопросы правового обеспечения комплексной поддержки молодой семьи в России весьма актуальны, особенно вопро­сы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслу­живания семьи и детей.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и обязательства государ­ственной поддержки граждан. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах.

Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационно­го, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи4.

Объектом государственной семейной политики является семья. Реализация государственной семейной политики по от­ношению к молодой семье имеет свои особенности, которые определяются ее спецификой по сравнению со стабильной семьей.

Государство проводит целенаправленную семейную политику в отношении молодых семей, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Молодая семья при этом рассматривается не как средство воспроизводства рабочей силы, а как институт воспроизводства и воспитания жизнеспособ­ной личности, формирования гармонично развитого человека.

Государственная политика в отношении молодой семьи не сводится только к материальной поддержке и помощи в выполнении ее функций, а направлена на создание условий для активного инновационного участия семейного союза в жиз­ни российского общества.

Сегодня нет целостного закона, посвященного исключитель­но молодой семье, поэтому возникает необходимость находить соответствующие положения во всем законодательстве.

Одна из главных проблем, с которыми сталкивается семья в период становления, - это приобретение или получение соб­ственного жилья.

В соответствии с российским законодательством существует пять форм поддержки государством молодой семьи в решении жилищной проблемы:

1. Льготное долгосрочное кредитование. Это предоставле­ние финансовых средств на возвратной основе. Молодая семья вправе получить средства на приобретение или строительство квартиры или дома под незначительные проценты (8-10%) и на длительный срок (от 10 до 15 лет).

2. Выделение материалов для индивидуального строитель­ства жилья. Данная форма поддержки направлена на развитие индивидуального строительства в сельской местности. В соот­ветствии с ней администрации муниципальных образований области могут бесплатно предоставить молодой семье часть необходимых материалов для строительства дома, земельный участок для строительства или безвозмездно осуществить под­ведение воды, газа, электричества и т.д.

3. Предоставление жилья с рассрочкой оплаты его стоимо­сти. У этой формы поддержки много общего с долгосрочным кредитованием, только в качестве кредита выступает сама квартира. Молодая семья выплачивает ее стоимость по частям в течение 10-15 лет.

4. Предоставление жилья по договорам социального найма. Иными словами, молодая семья снимает жилое помещение у государства. В этом случае своевременная оплата аренды и коммунальных услуг отслеживаются очень строго.

5. Предоставление безвозмездных субсидий на покупку жи­лья.

Также, в числе проблем, выделенных студентами-родителями, является то, что многие из них мало информированы о пособиях, предоставляемых государством и вузом семьям, имеющим детей.

Рассмотрим некоторые аспекты социальной поддержки граждан, имеющих детей, на основании Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995г. М81-ФЗ, с изменениями от 17.09.1999 №171-ФЗ.

В ст. 3 перечисляются следующие виды пособий:

• пособие по беременности и родам;

• единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

• единовременное пособие при рождении ребенка;

• ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребен­ком до достижения им возраста полутора лет;

• ежемесячное пособие на ребенка.

В ст. 8 определяется размер пособия по беременности и ро­дам, который равен:

• размеру среднего заработка по месту работы женщин, под­лежащих государственному страхованию;

• минимальному размеру оплаты труда женщин, уволенных в связи с ликвидацией предприятия;

стипендии женщин, обучающихся с отрывом от производ­ства;

• денежному довольствию женщин, проходящих службу по контракту в органах внутренних дел.

В ст. 12 говорится о размере единовременного пособия при рождении ребенка, который равен 15-кратному размеру мини­мальной оплаты труда.

Родительская помощь

         Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

Молодые супруги нередко пользуются и помощью родителей. Она носит разнообразный характер. Это и материальная, и хозяйственно-бытовая, и нравственно-психологическая, и помощь по воспитанию детей. Помощь эта неоценима и в начале супружеской жизни и закономерна, потому что дает возможность молодым супругам завершить образование и более рационально и интересно проводить свободное время. Если она оказывается в разумных пределах, то, естественно, способствует становлению молодых семе, в противном же случае такая помощь может отрицательно влиять на молодых супругов, вырабатывая у них ложные установки на "легкость", может способствовать развитию к них иждивенчества, инфантилизма, паразитических наклонностей. Совместное проживание молодых людей с родителями имеет свои плюсы и минусы. Мы далеки от мысли, что родители сознательно желают зла своим детям. Проблема состоит в том, что они (родители) даже после заключения брака их детьми продолжают видеть в своем сыне или дочери ребенка, пытаются руководить молодоженами, навязывать им свою точку зрения и, к сожалению, нередко вмешиваются во взаимоотношения молодых. Конечно, многие молодые пары прекрасно чувствуют себя под опекой родительской семьи. Да и сами родители часто способны не только на словах, но и на деле перестроить свои взаимоотношения со вступившими в брак сыном или дочерью. Мудрые родители тоже понимают молодым супругам, но делают это тактично и деликатно. Но их, пожалуй, меньшинство. Очень часто молодые должны быть готовы не только к тому, что им придется привыкать друг к другу, узнавать и открывать друг в друге порой “неожиданные” качества, но и к тому, что придется адаптироваться и к чужим родителям.

Молодые семьи наследуют многие образцы семейной жизни родителей. Как правило, те, кто оценивают брак родителей как идеальный, так же подходят и к своему браку. И чем больше конфликтов было в родительских семьях, тем чаще они возникают и в семьях детей. Родители, чье супружество сложилось благополучно, дают детям самый наглядный и убедительный пример того, как должна строиться совместная жизнь мужа и жены.

В молодых, только что образовавшихся семьях, к которым относятся и студенческие, процесс притирки, адаптации, выработки общего образа жизни происходит по-разному. В одних случаях это может происходить быстро, в других медленно. И если супруги еще не определились в оценках своего брака, то объясняется это или небольшим стажем семейной жизни, или по причине неустоявшихся или несформированных представлений о семейных ролях, своих обязанностях.

Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, увеличению матерей-одиночек, возрастанием отказничества от детей, т.е. к утрате семьей своих основных функций. Для избежания таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации вузов, общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: