Концепция либерализации газовой отрасли Министерства экономического развития и торговли

Взгляды на развитие газового рынка — основного проводника российских экономических реформ были отражены в документе «О концепции развития рынка газа в Российской Федерации» в ноябре 2002 г. Его основные положения носят по нынешним российским меркам радикальный характер:

• Выделение из состава ОАО «Газпром» транспортной составляющей в форме 100%-ной дочки компании с целью повышения прозрачности затрат на транспортировку газа;

• Обеспечение действительно равного доступа к газопроводам всем участникам газового рынка;

• Либерализация рынка акций ОАО «Газпром».

Первоначальному варианту не хватало конкретизации механизма достижения обозначенных задач. Однако этот аспект предложений, как и их содержательная направленность, корректировались в противовес идеям, продвигаемыми ОАО «Газпром».

В ходе фактического противостояния к осени 2003 г. МЭРТ пошел на уступки «Газпрому» и снял ранее выдвигаемые требования о дроблении его производственной базы и выделения ЦПДУ. Однако Министерство продолжает настаивать на выделении транспортного компонента в дочернее предприятие ОАО «Газпром».

Концепции Федеральной энергетической комиссии

Федеральная энергетическая комиссия направила свою базовую концепцию развития рынка газа в Правительство РФ в ноябре — декабре 2000 г. Затем последовали Концепция развития рынка газа в РФ, разработанная ФЭК России зимой — весной 2001 г. и Концепция по созданию федерального оптового рынка газа (сентябрь — ноябрь 2002 г.).

Развитие подхода ФЭК к газовым реформам видно из эволюции содержания основных положений ее проектов.

Концепцию развития рынка газа, направленную ФЭК в Правительство РФ в ноябре — декабре 2000 г., отличает глубокая теоретическая проработка предлагаемых в ней реформ, основывающихся на подробном описании состояния и проблем отрасли, препятствующих ее эффективному функционированию и использованию передового мирового опыта организации и регулирования газовой отрасли. В этом документе были сформулированы предложения по возможным способам организации рынка газа и регулирования поведения его участников. Были проработаны вопросы тарифного регулирования, обоснование необходимости введения коммерческого лицензирования, условия обеспечения недискриминационного доступа к газотранспортной системе, доказана необходимость разграничения функциональных ролей участников рынка газа. Также в работе рассматривались вопросы организации внешнеэкономической деятельности в газовой отрасли (экспорт, импорт), предлагались меры по изменению организационной структуры отрасли.

Основные положения концепции развития рынка газа в РФ, разработанной ФЭК зимой весной 2001 г. таковы:

• Радикальные изменения организационной структуры отрасли преждевременны;

• Выделение газотранспортной инфраструктуры из состава ОАО «Газпром»невозможно, так как нет законных возможностей для разделения сверху;

• Разделение производственно-технологической инфраструктуры ОАО «Газпром» нецелесообразно, что обусловлено спецификой развития газовой отрасли России,

• Даже по окончании периода реформирования рынок газа в России останется олигопольным, свободная конкуренция в сфере добычи газа маловероятна.

Основные положения Концепции по созданию федерального оптового рынка газа (сентябрь — ноябрь 2002 г.) характеризуются следующим:

• Создание федерального оптового рынка газа, состоящего из регулируемого и нерегулируемого секторов;

• Ресурсная база рынка формируется из поставок ОАО «Газпром», независимых производителей газа и импортного газа;

• Объем поставок газа ОАО «Газпром», выводимый на регулируемый рынок, должен зависеть от объема поставок других производителей;

• Цена газа на регулируемом рынке должна состоять из двух основных составляющих (стоимости добычи и тарифа на транспортировку);

• Тарифы на транспортировку устанавливает ФЭК РФ;

• Транспортный тариф одинаков в обоих секторах федерального рынка;

• Системным оператором, организатором и администратором регулируемого сектора рынка является ОАО «Газпром» нерегулируемого — некоммерческая организация, организованная «Газпромом», другими участниками рынка и потребителями;

• Регулируемый сектор постепенно сокращается в пользу нерегулируемого.

По мнению руководства ФЭК, сейчас необходимо сосредоточиться на максимально прозрачном разделении видов деловой активности в рамках ОАО «Газпром» — добыча, переработка, транспортировка, хранение и реализация газа.

Совокупность положений проектов ФЭК, их комплексный и детальный характер, некоторая радикализация (например, по вопросу выделения транспортной составляющей в виде единой газотранспортной компании ГТК — и ЦПДУ из системы ОАО «Газпром»)50 при общей тенденции к поискам компромиссного варианта, служат хорошей основой для разработки общепринятой концепции и стратегии переналадки газовой отрасли страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: