Поиск компромисса и новые аспекты реформирования

По мнению основных действующих лиц в области разработки концепции либерализации газового рынка, примерно четыре пятых положений согласовано. Несмотря на достаточно большой диапазон различий между охарактеризованными выше концепциями реформирования российского рынка природного газа, важно отметить, что общими для большинства из них являются следующие положения:[8]

· Развитие свободной торговли газом посредством двухсекторной модели рынка в составе регулируемого и нерегулируемого сектора с постепенным увеличением доли второго в качестве начального этапа реформ;

· Предоставление всем газодобывающим компаниям России равных условий хозяйствования при соответствующей ответственности.

Основным камнем преткновения остается вопрос об организации всех аспектов транспортировки газа, другими словами реструктуризации ОАО «Газпром». Осенью 2003 г. МЭРТи «Газпром» обнародовали свои оценки возможного повышения оптовых цен на газ в результате обеспечения недискриминационного доступа поставщиков к трубопроводной системе. В его основе — рост тарифов на прокачку газа после выделения газотранспортной компании из структуры «Газпрома».

В своих расчетах «Газпром» исходил из того, что арендующая у него трубопроводное хозяйство газотранспортная компания будет инвестировать в транспортную инфраструктуру, погашать часть кредиторской задолженности головной организации и выплачивать повышенные дивиденды. В результате тариф за транспортировку 1 тыс. куб. м газа на сто километров вырастет до 32,91 руб., оптовая цена газа вырастет до 38 долл. за 1 тыс. куб. м. По оценке МЭРТ, эта цена возрастет до 33 долл. за 1 тыс. куб. м.

Разумеется, повышение цены на газ больно ударит по неэффективным производствам. Но при этом нельзя забывать, что по существующей политике в следующем году регулируемые цены на газ все равно повысятся примерно на 20%.

В то же время, это повышение будет осуществляться без всякой увязки с рыночной перестройкой газовой отрасли. По нашему мнению, такое же повышение, сопровождаемое либерализацией газового рынка, будет многократно полезнее и для газового бизнеса, и для страны.

В целом наработанные материалы содержат основу, на которой можно найти компромисс, учитывающий, по крайней мере, главные интересы всех участников газового бизнеса в России, включая потребителей, и позволяющий без промедления приступить к началу должных преобразований на российском рынке природного газа.

Однако в октябре 2003 г. на российско-германских межгосударственных консультациях в Екатеринбурге Президент России озвучил некоторые принципиальные положения, имеющие отношение к возможному реформированию газового рынка в России. Основные моменты:

• Россия намерена и дальше сохранять контроль государства над газотранспортной системой и ОАО «Газпром»;

• У Европейского Союза не должно быть никаких иллюзий: в газовой сфере они будут иметь отношения с государством;

• Для России неприемлемы требования Еврокомиссии об использовании ЕС российской газотранспортной сети как условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО);

• Разделения ОАО «Газпром» не будет.

Эти положения задают новые параметры дискуссий по вопросам выбора концепции реформирования газового комплекса России.

Развитие газовых бирж

Как уже упоминалось выше, одним из важных элементов возникновения рынка природного газа в России является создание газовой биржи. Этот ключевой для отрасли вопрос целесообразно рассмотреть более подробно.

Газовые торговые площадки и биржи признаются естественным инструментом для создания свободного газового рынка. Тем не менее, и по этому вопросу существуют разногласия. Например, ФЭК считает, что организация биржи возможна после утверждения концепции газовой реформы. «Газпром» же полагает, что биржа должна стать первым шагом на пути к либерализованному рынку, но для этого с «Газпрома» должны быть сняты административные ограничения. В свою очередь, НПГ уже давно готовы к участию в биржевой торговле.

В настоящее время существует только один закон, регулирующий деятельность бирж — это Федеральный закон №2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. (поправки от 24.06.92, от 20.04-93 и 19.06.95). Косвенное влияние оказывают также законы, регламентирующие деятельность НПГ.

Основные положения закона «О товарных биржах и биржевой торговле» следующие:

• Работа товарных бирж лицензируема;

• Совет Биржи определяет максимальное число участников биржи;

• Каждый член биржи не имеет более 10% голосов в Генеральной Ассамблее;

• Иностранные юридические и физические лица, не являющиеся членами бирж, могут участвовать в биржевой торговле исключительно через биржевых посредников;

• Брокеры являются юридическими лицами с соответствующими лицензиями.

Существует также ограничение на поставку товара на биржу объемом не более 35% от всего торгуемого объема. Некоторые эксперты считают, что «Газпром», согласно этому правилу, сможет поставлять на биржу не более половины газа НПГ, поступившего в транспортную систему.

Прочими регулирующими деятельность бирж документами являются:

• Гражданский кодекс РФ (статьи 432-444,447-449);

• ФЗ № 69-ФЗ от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в РФ»;

• «Правила газоснабжения» (одобрены Правительством 5 февраля 1998 г.);

• «Регулирование обеспечения доступа к ГТС ОАО «Газпром», одобренные Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г.;

• «Базовые положения о формировании и государственном регулировании цен на газ и тарифов на территории РФ», одобренные Постановлением Правительства РФ № 328 от 22 мая 2002 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: