Пути стимулирования малого бизнеса

Неэффективность льгот по налогу на прибыль по малым предприятиям в значительной мере была вызвана тем, что организации в соответствии с законом не были обязаны вести соответствующий учет средств, высвобождающихся в результате применения указанных налоговых льгот, и направления их использования. Также законом не было определено, на какие цели могут направляться средства, высвобождающиеся в связи с предоставлением этих льгот.

В результате дополнительные финансовые ресурсы от получения льгот, как правило, расходовались на цели, не связанные с повышением эффективности производства и созданием новых рабочих мест.

Учитывая эти обстоятельства, в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса эту льготу, как и все другие льготы по налогу на прибыль организаций, отменили.

В настоящее время в нашей стране налоговое стимулирование предприятий малого бизнеса осуществляется в форме разрешения перехода на упрощенную систему налогообложения. В этом случае кроме упрощения системы учета и отчетности малые предприятия получают существенное понижение налоговой нагрузки путем замены ряда налогов единым налогом, ставка которого значительно ниже налога на прибыль.

Кроме того, малые предприятия отдельных сфер деятельности в принудительном порядке переводятся на уплату единого налога на вмененный налог. При его введении преследовалась цель заставить платить налоги и вывести из «теневой» сферы сложно поддающийся учету налично-денежный оборот субъектов малого бизнеса, занимающихся такими видами деятельности, как розничная торговля, оказание бытовых, автотранспортных услуг и ряд других.

Дело в том, что особенности деятельности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий не позволяли налоговым органам эффективно контролировать формирование налоговой базы. Вследствие этого не были ликвидированы условия для ухода указанных налогоплательщиков от уплаты налогов и развития теневого бизнеса. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности также не обеспечивала в должной мере решение данной задачи. В связи с этим и было принято решение о введении особого режима налогообложения отдельных организаций и предпринимателей путем установления в качестве объекта обложения вмененного дохода. Это решение, таким образом, имело целью увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Вместе с тем, в результате многочисленных изменений и дополнений в Налоговый кодекс, данная система налогообложения перестала играть первоначально предназначенную ей роль, превратившись за неполные девять лет в еще один элемент налогового стимулирования малого бизнеса. Это стало возможным в результате того, что размер уплачиваемого единого налога на вмененный доход постепенно стал существенно ниже сумм замененных им налогов.

Вместе с тем практика показала, что замена льготы по налогу на прибыль возможностью перехода малых предприятий на специальные режимы налогообложения не способствовала интенсивному образованию новых малых предприятий. Мало того, эта замена не привела к повышению заинтересованности действующих предприятий малого бизнеса в развитии производства, росту накоплений и соответствующему увеличению поступлений в бюджетную систему страны. За три года число малых предприятий увеличилось с 880 тыс. в 2002 г. до 980 тыс. в 2005 г., или всего на 11%. Исходя из изложенного, следовало бы кардинально пересмотреть систему налогового стимулирования развития среднего и малого предпринимательства в России.

С 1 января 2006 г. поправками в Налоговый кодекс РФ была введена так называемая «амортизационная премия». Налогоплательщикам предоставлено право включать в состав расходов отчетного или налогового периода произведенные ими затраты на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств или расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, а также частичной ликвидации основных средств. При этом важно отметить два немаловажных обстоятельства. Во-первых, данная налоговая льгота распространяется на все без исключения сферы экономической деятельности и на капитальные вложения. Во-вторых, она охватывает всего лишь 10% затрат капитального характера, что не позволяет ей стать мощным стимулирующим фактором роста инвестиций в экономику.

Представляется более целесообразным существенно расширить роль и значение инвестиционного налогового кредита, который имеет важнейшее предназначение - помочь организации-налогоплательщику в осуществлении инвестиционной деятельности.

Важно подчеркнуть, что действующим налоговым законодательством установлены стимулы для его получателей. Во-первых, предусмотрен практически заявительный характер его получения. При наличии предусмотренных Налоговым кодексом оснований налоговые органы обязаны в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика принять решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Во-вторых, установлен достаточно льготный размер уплачиваемых по данному кредиту процентов: он не может быть менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Между тем, причины неразвитости механизма инвестиционного налогового кредитования, прежде всего, в условиях его предоставления.

В частности, налогоплательщика не вполне устраивают сроки предоставления данного кредита, а также установленные законодательством пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам.

Необходимо существенно пересмотреть как цели указанного налогового кредита, так и условия его предоставления. В частности, в первую очередь следует суще­ственно расширить сферу применения инвестиционного налогового кредита. Он должен выдаваться организациям сферы материального производства на реализацию любых инвестиционных проектов. Одновременно с этим следовало бы устранить установленные в настоящее время ограничения по срокам предоставления данного налогового кредита: они должны устанавливаться соответствующим договором с налоговыми органами в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта.



Заключение

В ходе проведенных исследований можно сделать следующие выводы. В условиях рыночной экономики налоговая система является одним из немногих механизмов регулирования социально-экономических процессов, которыми обладает исполнительная власть, так как налоги – это главный источник финансовых ресурсов, централизуемых государством для выполнения законодательно закрепленных за ним функций.

Одним из ключевых вопросов данного момента времени является обеспечение удвоения ВНП к 2010 году, следовательно налоговая система должна соответственно обеспечить достижение этого параметра, что требует совершенствования налоговой системы.

В целом можно сделать вывод, что ожидать значительного роста налоговых поступлений в ближайшей перспективе не приходится. В то же время совершенствование законодательства, связанного с налоговым администрированием, рост объемов производства и доходов населения позволяют рассчитывать на включение дополнительных резервов роста бюджетных доходов, противодействующих общей тенденции.

Представляется, что в Налоговый кодекс необходимо внести соответствующие поправки, осуществив при этом комплекс мер, препятствующих использованию налоговых привилегий для решения только корпоративных интересов.

Необходимо направить налоговую политику на стимулирование инвестиционной деятельности предпринимателей, на искоренение уклонений от уплаты налогов, путем создания благоприятного налогового климата для потенциальных неплательщиков, что приведет к увеличению потока финансового потока в бюджет России и положительно повлияет на пути к достижении поставленных целей относительно ВВП.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: