Принципиальное изменение роли налоговой системы в экономике, направленное на стимулирование экономического роста, связывается с Налоговым кодексом (НК РФ), первая часть которого, закрепившая институциональные правила, вступила в силу в 1999 г., вторая, определяющая порядок взимания конкретных налогов, вводится постепенно, начиная с 2001 г. Для налогообложения на основе НК РФ характерно уменьшение перечня применяемых налогов, снижение ставок основных федеральных налогов, сопровождающееся отменой большинства льгот.
Наиболее общим показателем, характеризующим налоговую систему, признан показатель налогового пресса, определяемый как отношение величины налогов к ВВП. Важно отметить, что источники приводят разные оценки этого показателя, что обусловлено различными приемами расчета. Наиболее часто употребляется показатель отношения налогов, поступивших в консолидированный бюджет страны, к регистрируемому статистикой ВВП. Недостатком этого подхода является игнорирование социальных платежей, поступающих непосредственно в бюджеты государственных социальных фондов (ГСФ), а также задолженностей, значительно увеличивающих налоговые обязательства плательщиков.
В связи с этим в нашем анализе использованы два показателя налогового пресса: кассовый (Tcash) и фактический (Tfact). Первый определен как процентная доля ВВП на основе налогов, уплаченных в бюджетную систему и ГСФ, второй – исходя из сумм начисленных налоговых обязательств (включающих в себя уплаченные налоги и задолженность по налоговым платежам). Исходные данные и результаты расчетов, представленные в Приложении 1, позволяют сделать некоторые выводы о взаимосвязи объема ВВП и доли его обобществления.
В динамике ВВП четко прослеживаются периоды спада (1992-1997 гг.) и подъема (1999-2005 п.), для которых точкой перелома служит кризис 1998 г. Для оценки динамики налогового пресса обратимся к среднему значению для каждого этапа, что позволит элиминировать годовые флуктуации значений. Стабильность показателя будет характеризоваться величиной интервала (размахом) значений в рамках каждого этапа.
В период спада кассовый налоговый пресс в среднем равен 32,2% ВВП, размах показателя составляет 4,0% ВВП. В период роста среднее значение несколько ниже (31,4% ВВП), но шире интервал значений. Экстремальные показатели 1998 г., обусловленные неналоговыми факторами, исключены из анализа. Различия в средних показателях периодов спада и подъема, не могут служить достаточным основанием для заключения о том, что снижение налоговых изъятий в среднем на 0,8% ВВП послужило причиной роста, поскольку от года к году кассовый пресс менялся на проценты ВВП без существенных изменений объемов производства.
Из этого, однако, не следует вывод об отсутствии зависимости между величиной налогового пресса и экономической динамикой в принципе. Близкие показатели Tcash в период спада и подъема экономики объясняются следующим обстоятельством. Предельные объемы налоговых изъятий, которые может выдержать экономика, в определенной мере зависят от ее эффективности и величины ВПП. Экономика России, рост которой до настоящего времени лишь выравнивает результаты катастрофического спада начала 90-х годов, фактически не в состоянии вынести изъятия финансовых ресурсов в объеме, большем, нежели 31,5-32% ВВП. Именно эту величину и характеризует кассовый налоговый пресс, вуалируя корреляцию показателей.
Такой вывод подтверждает динамика ВВП и фактического налогового пресса, кривые которых имеют противоположную направленность. В период спада среднее значение Tfact составляет 36,27% ВВП, размах колебаний показателя 11,66% ВВП, в период роста средний показатель Tfact оценивается в 38,33% ВВП, размах значений составляет 6,68% ВВП. Таким образом, в период подъема Tfact в среднем выше на 2% ВВП, чем во время спада.
На первый взгляд складывается парадоксальная ситуация: большая величина налогового давления сопровождается подъемом, меньшая - спадом. Объяснение этому факту, вероятно, следует искать в динамике показателя. В самом деле, при среднем 36,27% ВВП, Tfact к 1997 г. достигает предельного значения 45,64% ВВП, что, среди прочих факторов, служит толчком к запуску кризисного механизма. Напротив, снижение в 1999 г. Tfact на 6,9% ВВП, могло быть одним из импульсов, способствовавших началу роста.






