Маркетинговые исследования - это исследовательская деятельность, обеспечивающая получение информации путём сбора данных и их аналитическую обработку. Цель этого изучения выявить проблемы и найти пути решения их методом анализа полученных данных.
Маркетинговые исследования позволяют предприятиям и отдельным субъектам индивидуального бизнеса увеличить знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии изменений ценовой политики или товарного ассортимента. Очень часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности продвижения на рынке.
Именно с помощью маркетинговых исследований субъекты бизнеса могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей, находить новые пути развития бизнеса и строить бизнес-план с привязкой к обстановке на рынке на текущий момент.
Маркетинговые исследования - это удобный инструмент планирования и потому часто применяется как на крупных предприятиях, так и для малого бизнеса.
|
|
Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются: рынок, конкуренты, потребители, товары, среда маркетинга, цена товаров, продвижение товаров. По результатам исследований делаются выводы и создаётся стратегия и тактика дальнейшего продвижения.
Методы исследований выбираются индивидуально для каждого предприятия в зависимости от имеющихся проблем и возможности их решения.
В данной работе проведены маркетинговые исследования на примере продуктового магазина "Ижтрейдинг" розничной торговли.
Крупы входят в перечень продуктов питания первой необходимости и доступны практически всем слоям населения. В общем рационе питания населения России и Удмуртской Республике (данные на 11.10.2010г.) составляют соответственно 18% и 15% наряду с мучной и мясо - молочной продукцией (рис.1,2).
Рисунок 1
Потребление круп населением России по отношению к другим продуктам питания
Рисунок 2
Потребление круп населением Удмуртской Республики по отношению к другим продуктам питания
В Удмуртской Республике наблюдается положительная динамика в продаже круп и крупяных изделий. С 2005 по 2010 гг. общий объем продаж круп вырос на 13% - с 1,4 до 1,6 млн. т.
Основываясь на полученных данных можно утверждать, что крупы
являются популярным и востребованным продуктом питания. При этом развитие производства круп имеет большое значение в экономике республике и сохранении здоровья населения. Крупы входят в обязательный набор пищевых продуктов при организации питания здорового и больного человека.
|
|
Для определения доли потребления круп в среднем по г. Ижевску были использованы статистические данные.
Результаты сравнения популярности различных видов круп представлены на рисунке 3.
Анализ данных свидетельствует о том, что наибольшим спросом пользуются; рис, гречка, геркулес, перловая крупа.
Рисунок 3
Предпочтения жителей г. Ижевска при покупке круп
Таким образом, максимальную долю по продажам занимают рис, гречка и овсяные хлопья "Геркулес", которые составляют примерно 60% от общего количества продаж круп. Самым популярным остаётся рис, его доля продаж составляют 21,3% от всех круп. Второе и третье места гречневая крупа (20,9%) и овсяные хлопья "Геркулес" (16.5%).
2.2 Общая характеристика деятельности магазина "Ижтрейдинг"
Характеристика деятельности магазина состоит из документально-юридической базы и хозяйственно-экономической составляющей.
Торговая группа "Ижтрейдинг" образована в 1993г, сегодня компания насчитывает 42 магазина по Удмуртской республике и более 3500 рабочих мест. Правовая форма-общество с ограниченной ответственностью, ООО "Ижтрейдинг".
Фактический и юридический адрес продуктового магазина "Ижтрейдинг": Удмуртская Республика г. Ижевск ул.10 лет Октября 53. Магазин "Ижтрейдинг" размещается на первом этаже торгового центра "Эльгрин", имеет удобное месторасположение и охраняемую автостоянку, обеспечивающую парковку личных автомобилей.
Магазин "Ижтрейдинг" в целом является магазином самообслуживания, за исключением некоторых весовых товаров, таких как сыры, колбасы и другие продукты, которые отпускаются через прилавок.
Суммарная площадь магазина "Ижтрейдинг" составляет 736 кв. м.; куда входят:
- торговые помещение - 496 кв. м.;
- помещения для приема и хранения товаров - 78 кв. м.;
- подсобные помещения - 109,5 кв. м.;
- административные и бытовые здания - 52,2 кв. м.
Это позволяет эффективно разместить оборудование в торговом зале. Магазин "Ижтрейдинг" оснащен современным торговым оборудованием в соответствии с нормами торговли. В магазине имеется 5 касс, через которые проходит весь продаваемый товар. Кассы оснащены сканерами для считывания штрих-кода. Также в магазине имеются световые витрины, вывески, где указаны отделы, в которых можно купить интересующий покупателя товар.
Режим работы магазина "Ижтрейдинг" с 9-00 до 23-00 часов, без обеденного перерыва и без выходных.
Перечень продовольственной группы товаров составляет примерно 1000 наименований продуктов питания, реализуемых в магазине, таких как: кондитерские, хлебобулочные, торты, молочные изделия, кисломолочные продукты, консервы, пресервы, продукты глубокой заморозки, мясопродукты, колбасные изделия, напитки, пиво, алкогольная продукция.
Основными видами деятельности являются:
1. Оптовая, мелкооптовая, розничная торговля.
2. Организация и эксплуатация магазина.
3. Снабженческо-сбытовая деятельность.
4. Закупка и продажа продовольственных товаров.
Основной задачей магазина является получение прибыли и наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией, в том числе крупами.
Магазин ежедневно обслуживает около 1 000 покупателей. Дневной товарооборот составляет около 45000 руб., а в предпраздничные дни увеличивается до 85000 руб. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина "Ижтрейдинг" приведены в таблице 7.
Таблица 7. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина "Ижтрейдинг"
Показатели деятельности магазина | 2009 г. | 2010 г. | Отклонение к 2010 г. | |||
Абсолют. +/- | Относит. % | |||||
Розничный т/оборот, тыс. руб. | 48222 | 58920 | 10698 | 122,2 | ||
Валовые доходы в % к т/обороту,
тыс. руб. | 13338,6 | 17568,9 | 4230,3 | 131,7 | ||
27,7% | 29,8% | 2,1% | 107,6 | |||
Выручка от реализации в %, тыс. руб. к т/обороту | 39145,5 | 51860,7 | 12715,21 | 132,5 | ||
27,0% | 29,3% | 2,24% | 108,3 | |||
Прибыль, тыс. руб. | 623,4 | 1124,7 | 501,3 | 180,4 | ||
Рентабельность | 1,29% | 1,91% | 0,62% | 148,1 |
Проанализировав деятельность магазина за прошедшие два года, можно сделать вывод, что товарооборот увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 10698 тыс. руб. При этом прибыль увеличилась на 501,3 тыс. руб. Рентабельность возросла на 0,62%. На основании вышеприведенных данных, можно сделать вывод, что магазин "Ижтрейдинг" успешно реализует поставленные задачи и является рентабельным производством.
2.3 Анализ ассортимента круп реализуемых в магазине "Ижтрейдинг"
В магазине "Ижтрейдинг" реализуется большой ассортимент и объём поставок круп. Ассортимент круп представлен в таблице 8.
Таблица 8. Сравнительная характеристика реализации круп в магазине "Ижтрейдинг"
Наименование круп | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
кг | уд. вес % | кг | уд. вес % | кг | уд. вес % | |
Рис | 1000 | 16,32 | 1722 | 28,76 | 1000 | 15,41 |
Гречневая | 600 | 8,16 | 1000 | 14,75 | 700 | 13,96 |
Хлопья "Геркулес" | 800 | 13,07 | 700 | 10,26 | 300 | 4,58 |
Ячневая | 320 | 5,22 | 1000 | 16,68 | 1300 | 17,98 |
Фасоль | 800 | 13,07 | 400 | 6,62 | 500 | 7,71 |
Манная | 100 | 16,33 | 600 | 9,85 | 800 | 12,5 |
Горох | 100 | 16,33 | 600 | 10,14 | 999 | 15,58 |
Кукуруза | 700 | 4,99 | 800 | 13,2 | 800 | 12,28 |
Всего: | 4420 | 1000 | 6822 | 100 | 6399 | 100 |
Согласно данным, приведенным в таблице видно, что магазин реализует достаточно большой ассортимент круп, который с годами существенно изменялся, под воздействием кризиса и урожайности. Из таблицы можно увидеть, что в 2010 году наблюдается снижение продаж круп, которым покупатели отдавали большее предпочтение в прошлые годы (рис, гречка) и увеличение продаж круп, которые пользовались меньшим спросом (геркулес, ячневая, манная), что можно связать с повышением цен, вызванным плохим урожаем. Покупатели заменили высшие сорта круп, более низкими, дорогостоящие, более дешевыми.
2.4 Анализ основных характеристик поставщиков круп в магазине "Ижтрейдинг"
|
|
Поставка товара в магазин осуществляется на договорной основе. Основным документом при этом является договор поставки. Поставщики круп в магазин "Ижтрейдинг" за 2008-2010 год представлены в таблице 9.
Таблица 9. Поставщики круп в магазин "Ижтрейдинг" за 2008 - 2010 год.
Поставщики | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Общий вес, кг | |||
кг. | Уд. вес % | кг. | Уд. вес % | кг. | Уд. вес % | ||
ООО "Макфа" г. Челябинск | 1440 | 23,5 | 1100 | 18,3 | 1589 | 24,8 | 4129 |
ОАО "Екатеринбург- хлебпродукт" п. Увельский | 850 | 13,8 | 900 | 14,9 | 253 | 3,9 | 2003 |
ООО " Гудвил" г. Бийск | 1130 | 18,4 | 1050 | 17,4 | 1445 | 22,6 | 3625 |
ЗАО "Новитек" г. Ижевск | 600 | 10,0 | 685 | 11,4 | 685 | 10,8 | 1970 |
ООО "Бакалея" г. Ижевск | 900 | 14,7 | 987 | 16,4 | 987 | 15,4 | 2874 |
ООО "Гермес" Краснодарский край | 1200 | 19,6 | 1300 | 21,6 | 1440 | 22,5 | 3940 |
Всего | 6120 | 100 | 6022 | 100 | 6399 | 100 | 18541 |
Как видно из представленных данных, с 2008-2010 год крупы в магазине "Ижтрейдинг" поставлялись 6 основными предприятиями, в число которых входили не только предприятия - изготовители, но и закупочные фирмы г. Ижевска.
Наибольшее количество круп, за прошедшие 3 года, поставляют: ООО "Макфа" г Челябинск (4129 кг), ООО "Гермес" Краснодарский край (3940) и ООО "Гудвил" г. Бийск (3625 кг.).
Анализ объема поставок круп по удельному весу (%), представленный в таблице 10, свидетельствует о том, что лидером поставок круп в данной группе, является ООО "Макфа" г. Челябинск.
Низкий уровень поставок круп от местных производителей связан с завышенной ценой на выпускаемую продукцию и часто не очень хорошим качеством продукции (таблица 10 и рисунок 4).
Таблица 10. Объём поставок круп в среднем за год (2008-2010 гг.)
№ п/п | Поставщики | Средний удельный вес, % | Ранг |
1 | ООО "Макфа", г. Челябинск | 22,3 | 1 |
2 | ООО "Гермес", Краснодарский край | 21,2 | 2 |
3 | ООО "Гудвил", г. Бийск | 19,4 | 3 |
4 | ООО "Бакалея", г. Ижевск | 15,5 | 4 |
5 | ОАО "Екатеринбургхлебпродукт", п. Увельский | 10,9 | 5 |
6 | ЗАО "Новитек", г. Ижевск | 10,7 | 6 |
Рисунок 4
Объем поставок круп в среднем за 2008-2010г. (%)
Таким образом, в период с 2008-2010 год в магазин "Ижтрейдинг" поставки круп осуществляют шесть постоянных поставщиков, причем первостепенными являются поставщики Челябинска, Краснодарского края и Бийска а не местные производители, что говорит о более выгодных торговых связях с поставщиками из других регионов.