На основании данных (приложение 1) рассчитаем показатели широты, полноты и устойчивости ассортимента.
Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Свойство видов характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой: и относительным показателем - коэффициентом широты.
Действительная широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, которые есть в наличии.
Базовая широта (Шб) - широта, принятая как основная для сравнения.
Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Рассчитаем коэффициенты широты за 2008 и 2010 года
| Кш = | Шд | * 100 % |
| Шб |
Коэффициент широты за 2008 год
| Кш = | 13 | * 100 % = 144 % |
| 9 |
Коэффициент широты за 2010 год
| Кш = | 17 | * 100 % = 189 % |
| 9 |
Отсюда следует, что коэффициент широты на 2008 год составляет 144 %. Что означает, увеличение ассортимента продаваемых предприятием круп на 44 % в сравнении с 2001 годом. Коэффициент широты в 2010 году составил 189 %.
Широта ассортимента не является единственным показателем рациональности ассортимента.
Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Увеличение полноты ассортимента может послужить одним из способов стимулирования сбыта, обусловленных различными вкусами, пристрастиями и иными факторами. Но следует учитывать, что слишком сильное увеличение полноты ассортимента может затруднить выбор потребителей, поэтому полнота должна быть величиной рациональной.
Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя полноты к базовому. И рассчитывается по формуле:
| К п = | П д | * 100 %, |
| П б |
где Пд - количества видов и наименований круп за соответствующий год,
Пб - общее количество видов и круп, продаваемых на предприятии.
Коэффициент полноты за 2008 год
| К п = | 9 | * 100 % = 42,9 % |
| 21 |
Коэффициент полноты за 2009 год
| К п = | 13 | * 100 % = 61,9 % |
| 1 |
Коэффициент полноты за 2010 год
| Кп общ = | 17 | * 100 % = 81 % |
| 21 |
Таким образом, в 2008 году количество реализованных Магазином видов и сортов круп составило 42,9 % от общего количества разновидностей круп. Для 2009 года уже 61,9 %, а в 2010 году - 81 %, что на 19,1 % больше, чем в 2009 году.
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Отличительной чертой этих товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Устойчивость ассортимента рассчитывается по формуле:
| У = | Ш д | * 100 %, |
| Ш пред. |
где Ш д - широта ассортимента в анализируемом году,
Ш пред. - широта ассортимента в предыдущем году.
Устойчивость ассортимента в 2009 году
| У = | 13 | * 100 % = 144,4 % |
| 9 |
Устойчивость ассортимента в 2010 году
| У = | 17 | * 100 % = 130,8 % |
| 13 |
На основании всех полученных данных, можно с уверенностью сделать вывод, что изготовители расширяют количество товаров, пользующихся постоянным спросом, предлагая новые марки и виды продукции. Но не следует забывать, что пристрастия и потребности со временем изменяются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть гибкой и учитывать реалии времени и региона. Из приведенных выше данных становится видно, что устойчивость ассортимента круп в магазине также не постоянна и зависит от наличия спроса на крупы определенного вида и сорта. И тот факт, что своё влияние так же оказывает наличие или дефицит круп в общем обороте, необходимо учитывать при их закупе. Так, неурожай 2010 года значительно снизил производство некоторых круп, что в свою очередь отразилось и на общей картине.
2.8 Анализ ассортимента круп в магазине "Ижтрейдинг" с привязкой к ценово-временному фактору.
Отправной точкой анализа ассортимента является сравнение наличия того или иного товара за выбранный период с учётом кривой продаж. На основании отчета по продажам магазина, проследим изменения в таблице 17
Таблица 17. Продажа круп в магазине "Ижтрейдинг" в процентном соотношении
| Наименование | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
| Рис | 29 | 31 | 27 |
| Гречка | 27,5 | 22,4 | 11,2 |
| Геркулес | 10,1 | 7,3 | 5,6 |
| Фасоль | 6,6 | 9,3 | 16,8 |
| Перловка | 9,5 | 10,3 | 13,6 |
| Манка | 7,5 | 4,2 | 3,9 |
| Горох | 5,0 | 3,0 | 5,3 |
| Кукуруза | 2,2 | 4,9 | 12,8 |
| Ячневая | 1,3 | 1,6 | 1,2 |
| Пшеничная | 1,3 | 6,0 | 2,6 |
| Всего | 100 | 100 | 100 |
Колебание процентной составляющей вызвано не только спросом на определённый вид крупы, но и ценой. В результате чего продажа таких круп как гречневая, рис и хлопья "Геркулес", значительно сократилось. Это отразилось и на кривой продаж. Если в 2008 году основная доля продаж приходилась на рис, гречку и геркулес, то в 2010 году эти крупы резко снизили процент продаж. А продажа таких круп, как фасоль, горох и перловая значительно повысились. Далее более подробно рассмотрена динамика продаж по основным видам круп за три года в соотношении цены-качества (рис, гречка, хлопья "Геркулес").
По оси y-указано в процентном соотношении количество продаж более дешевых видов к более дорогим. По оси x-годы.
Рисунок 6
Динамика продаж риса

Рисунок 7
Динамика продаж гречневой крупы

Рисунок 8
Динамика продаж хлопьев "Геркулес"

Из приведённой выше таблицы и диаграмм можно сделать вывод, что за последние годы потребление более дешёвых видов круп стало выше.
Повышение цен на крупы за текущий период вызвано не только общим подорожанием продуктовых товаров, но и неурожаем 2010 года.
Рисунок 9
График реализации круп в магазине "Ижтрейдинг" по месяцам в 2010г

Из графика можно установить снижение спроса на крупы в августе и в декабре. Снижение спроса в августе объясняется сбором урожая овощей, которым люди отдают свое предпочтение. Декабрь месяц люди готовятся к праздникам, отдавая свое предпочтение другим группам товаров.
Таким образом, проведённые исследования на базе магазина "Ижтрейдинг" позволили установить, что он обладает удачным месторасположением, имеет положительную тенденцию в товарообороте, с учётом спроса покупателей занимается вопросами расширения ассортимента. Основными поставщиками круп являются ООО "Макфа", ООО "Гермес", ООО "Гудвил".
Заключение
Крупы представляют собой продукты, полученные в результате переработки ряда зерновых культур.
Возможность использования в питании здоровых и больных людей, хорошие вкусовые качества определяют актуальность развития производства круп.
В последние годы крупяной рынок демонстрирует рост, в стоимостном выражении и по показаниям объёма производства.
В связи с этим в дипломной работе была изучена товароведная характеристика круп, которая позволила выявить закономерные связи между химическим составом, физическими свойствами и пищевой ценностью этих продуктов.
Большое значение придаётся технологии производства круп, так как позволяет сохранить высокие качества и обеспечить конкурентоспособность и спрос на продукт.
Маркетинговое исследование, проведённое на базе магазина "Ижтрейдинг" позволило установить, что предприятие стабильно работает, с экономической точки зрения, так как за выбранный период 2008-2010 год рост дохода составил 106,8% и, соответственно, рост прибыли - 104%. Рентабельность увеличилась на 0,25%.
В магазин "Ижтрейдинг" поставки круп осуществляют шесть поставщиков, причём лидирующими являются поставщики: ООО "Макфа" г. Челябинск, ООО "Гермес" Краснодарский край и ООО "Гудвил" г. Бийск, а не Удмуртской Республики. Это говорит о том, что работа с иногородними поставщиками более выгодна для магазина "Ижтрейдинг"
За период с 2008 по 2010 год наблюдается расширение ассортимента и рост продаж крупяных изделий и круп.
На основании проведённого исследования, предложены следующие рекомендации:
- проводить дальнейшее расширение ассортимента;
- проводить опросы населения для выяснения покупательских предпочтений;
- использовать различные методы рекламы с целью продвижения товара.
Список литературы
1. ГОСТ 5550-74 Крупа гречневая. Технические условия.
2. ГОСТ 7022-97 Крупа манная. Технические условия.
3. ГОСТ 3034-75 Крупа овсяная. Технические условия.
4. ГОСТ 5784-60 Крупа перловая. Технические условия.
5. ГОСТ 276-60 Крупа пшеничная. Технические условия.
6. ГОСТ 6292-93 Крупа рисовая. Технические условия.
7. Бутейкис Н.Г. Организация производства предприятий общественного питания. - М., 1985.
8. Гернатовская В.В. Днейдер Б.Л. Основы организации и экономики производства предприятий общественного питания. - М., 2001.
9. Гришин П.Д., Ковалев Н.И. Технология приготовления пищи. - М., 2000.
10. Данилов М.М. Товароведение продовольственных товаров. - М.: Экономика, 2004.
11. Егоров Г.А. Технология переработки зерна. - М.: Колос, 1997.
12. Жук Ю.Т., Журавлёва М.Н., Руш В.А., Федотова Т.К. Товароведение продовольственных товаров: Зерномучные, сахар, кондитерские, молочные, вкусовые товары. - М.: Экономика, 1990.
13. Козьмина Н.П. Биохимии зерна и продуктов его переработки. - М.: Колос, 2000.
14. Козьмина Н.П. Зерно. - М.: Колос, 2003.
15. Козьмина Е.П. Технологические свойства крупяных и зернообразных культур. - М.: Прогресс, 2001.
16. Колесник А.А. и др. Товароведение продовольственных товаров. - М.: Экономика, 2007.
17. Коровин Ф.Н. Зерно хлебных, бобовых и масличных культур. - М.: Пищевая промышленность, 1998.
18. Любарский Л.Н., Попова Е.П., Моисеева А.И. Товароведение сельскохозяйственных продуктов. - М.: Колос, 2000.
19. Нониев С.Г., Киракозова Н.Ш. Справочник продавца продовольственных товаров. - М.: Высшая школа, 1997.
20. Плешков Б.П. Биохимия сельскохозяйственных растений. - М.: Колос, 1995.
21. Рукосуев А.Н. Товароведение зерномучных и хлебных товаров. - М.: Экономика, 1998.
22. Справочник технолога общественного питания. - М., 2000.
23. Учебное пособие для поваров. - М., 2003.
24. Рис и его качество. Перевод с англ. / Под ред. проф. Е.П. Козьминой. - М.: Колос, 1991.
25. Товароведение и экспертиза продовольственных товаром: Учебник / Под ред. проф.В. В. Шевченко. - М.: ИНФРА-М, 2006.
26. Трисвятский А.А., Лесик Б.В., Курдина В.Н. Хранение и технология сельскохозяйственных продуктов. - М.: Колос, 1995.
27. Журнал "Спрос", статья "Белый и чистый" 2005 №10 с.10-11
28. Колончин К.В. Продовольственная безопасность России… // Пищевая промышленность. - 2010. - № 12. - С.24 - 27.
Приложения
Приложение № 1
Ассортимент круп, реализуемых в Магазине "Ижтрейдинг"
| Наименование круп | Вид расфасовки | 2008г | 2009г
| 2010г
| |||
| т | уд. вес % | т | уд. вес % | т | уд. вес % | ||
| рис | |||||||
| шлифованный | фасованный | 0,500 | 8,16 | 0,800 | 13,28 | 0,300 | 4,58 |
| шлифованный | весовой | - | - | - | - | 0, 200 | 3,12 |
| полированный | фасованный | 0,500 | 8,16 | 0,522 | 8,75 | - | - |
| дробленый | весовой | - | - | 0,400 | 6,73 | 0,500 | 7,71 |
| гречка | |||||||
| ядрица | фасованная | - | - | 0,300 | 4,90 | 0,500 | 7,71 |
| продел | фасованная | 0,500 | 8,16 | - | - | 0,400 | 6,25 |
| продел | весовая | - | - | 0,600 | 9,85 | - | - |
| Хлопья "Геркулес" | фасованные | 0,800 | 13,07 | - | - | 0,300 | 4,58 |
| Перловая | фасованная | - | - | 0,800 | 13,27 | 0,400 | 6,25 |
| Перловая | весовая | 0,320 | 5,22 | 0, 200 | 3,41 | 0,500 | 7,71 |
| Ячневая | весовая | - | - | - | - | 0,400 | 6,25 |
| фасоль | |||||||
| белая | весовые | - | - | 0,400 | 6,62 | - | - |
| красная | весовая | 0,800 | 13,07 | - | - | 0,500 | 7,71 |
| манная | |||||||
| Т | весовая | 0,1000 | 16,33 | - | - | 0,400 | 6,25 |
| МТ | весовая | - | - | 0,600 | 9,85 | 0,400 | 6,25 |
| горох | |||||||
| лущёный | весовой | - | 0,400 | 6,73 | 0,699 | 9,9 | |
| лущеный | фасованный | - | 0, 200 | 3,41 | 0,100 | 2,56 | |
| цельный | весовой | 0,1000 | 16,33 | - | - | - | - |
| кукуруза | |||||||
| цельная | фасованная | 0,700 | 4,99 | 0,300 | 4,90 | 0, 200 | 3,12 |
| цельная | весовая | - | - | - | - | 0,300 | 4,58 |
| дробленая | весовая | - | - | 0,500 | 8,30 | 0,300 | 4,58 |
| Всего: | 0,6120 | 100 | 0,6022 | 100 | 0,6399 | 100 | |