Научно теоретические основы исследования

 

В процессе разработки и адаптации методики экспериментального исследования мы изучили работы таких авторов как Е.Ф. Архипова[2], Р.И. Лалаева[14], Н.В. Серебрякова[17], Л.В. Лопатина [17] Л.И. Белякова[3], А.Н. Гвоздев [8], О.Е. Громова[9], Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева [11]. М.М. Кольцова[12], С.Н. Цейтлин[28] и др., на основании которых были выделены следующие научно – теоретические основы исследования:

- о лексике русского языка, представляющую собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня.

- о развитии лексики в онтогенезе, которое обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь.

- о систематизации лексики в процессе развития ребенка в систему семантических полей. Семантическое поле — это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.

 - о стертой дизартрии, как речевом нарушении, характеризующемся невнятной, смазанной, малоразборчивой речью, обусловленной стволово – подкорковыми очаговыми поражениями мозга

- о наличии вторичных нарушений лексического компонента речевой функциональной системы у детей со стертой дизартрией. С точки зрения уровня несформированности лексического и грамматического строя речи категория детей со стертой формой дизартрии характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных нарушений в экспрессивной речи.

- о дифференциальной диагностике нарушений лексической системы при стертой дизартрии. Г.А. Волкова [6] считает, что неточность употребления слов может происходить на основе: звуковой близости слов (клубок – колобок); отождествления наглядной ситуации – замещение названия предмета внешне сходным (сарафан – платье); сходных по своему назначению (тарелка- вилка); ситуационной связи друг с другом (клумба – цветы, марка – конверт); обозначение вместо предмета всей ситуации, что ведет к перефразу (душ – кран льет воду); замещения родственных семантических групп, расширения смыслового содержания (идет черепаха, идет по песку); сужение смыслового содержания (зашивает швея, зашивает платье), смещения лексико-грамматических признаков сходных слов (самолет заземлился),

В нашей работе мы применяем субтесты из методики исследования лексики у детей со стертой дизартрией Е.Ф. Архиповой [2], поскольку она была разработана применительно к данной группе детей, речевой материал подобран с учетом программы детского сада.

 

Цель и задачи исследования

 

Цель экспериментального исследования: экспериментально изучить особенности лексической стороны речи у детей 5 - 6 лет со стертой дизартрией, и выявить специфику логопедической работы по коррекции словаря.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Разработка, адаптация и проведение исследования уровня лексического развития детей 5 - 6 лет.

2. Анализ экспериментальных данных диагностического исследования.

3. Сравнение экспериментальных данных диагностики детей без речевой патологии и детей со стертой дизартрией.

4. Определение основных направлений и педагогических условий логопедической коррекции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: