Показатели эффективности инновационной деятельности

Инновации как результат внедрения новшеств могут осуществляться только в своей организации, а новшества могут быть покупными и собственной разработки. Инновации не могут продаваться, продаются только новшества для превращения в инновации в сфере потребления1

Жизненный путь новшеств может развиться по одному из трех путей:

1. накопление в инновационной организации (ИО);

2. превращение в ИО в инновацию;

3. продажа как товар.

Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированных систем показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенности инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других показателей.

К системе показателей предъявляются следующие требования:

1. показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;

2. показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;

3. показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкурентных товаров на конкретных рынках за конкретный период;

4. важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами;

5. показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;

6. показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности предприятия;

7. проектирование окончательных показателей должны осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации.

Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования предприятия является показатель её устойчивости.

Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта:2 (см.пр. схему 3.1)

·экономический эффект;

·научно-технический эффект;

·социальный эффект;

· экологический эффект.

За счет получения эффективного экономического эффекта в форме прибыли ИО осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников. Остальные виды несут в себе потенциальный экономический эффект.

Экономический эффект разработки, внедрения у себя или продажи у новшеств может быть потенциальными или фактическими, а научно-технический, социальный и экологические эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать расчет только конечные результаты внедрение или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения или уровень риска вложения инвестиций в инновацию.

Организация анализ эффективности инновационной деятельности

Целью анализа эффективности инновационной деятельности является изучения её механизма и определение отдачи вложенных инвестиций.

Из этой цели вытекают следующие задачи анализа:

1. Анализ обоснованности идеи и структуры проблемы;

2. Анализ рациональности структуры;

3. Анализ профессионализма руководителя ИО, руководителей инновационных проектов, их команд;

4. Анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности;

5. Анализ финансового и материально технического обеспечения;

6. Анализ качества нормативно-методических обеспечений;

7. Анализ качества информационного обеспечения;

8. Анализ совокупности примененных при проектировании научных подходов и современных методов менеджмента;

9. Анализ использования конкурентных преимуществ ИО;

10. Анализ структуры портфеля новшеств и инноваций;

11. Анализ качества экспертизы проекта;

12. Анализ качества расчетов показателей эффективности инновационной деятельности;

13. Анализ системы мотивации и ответственности инновационной деятельности.

Осуществлять анализ эффективности инновационной деятельности следует при соблюдении нескольких принципов:

·принцип диалектики;

·принцип единства анализа и синтеза;

·принцип ранжирования;

·принцип обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов;

·принцип оперативности;

·принцип количественной оперативности.

А к основным этапам инновационной деятельности относятся:

1. выявление проблемы, формирование целей и задач анализа;

2. формирование временной творческой группы, для проведения анализа;

3. разработка проекта программы анализа;

4. подготовка и издание приказа по ИО о целях, программы анализа;

5. выбор метода выполнения работ;

6. сбор и обработка необходимой информации;

7. подготовка, согласование и утверждения отчета о проделанной работе;

8. принятие мер по результатам анализа.

Вот все те методы, задачи и принципы которыми не обходима руководствоваться для анализа эффективности инновационной деятельности.

Появление любого новшества обычно проходит несколько стадий. В самом начале находится научные исследования, затем - инженерная практика, дальше - производство и использование нового продукта на практике. При этом присутствует предприниматель на каждой  из перечисленных стадий. Без него не одно новшество не имеет шансов стать реальностью.

 

 

Глава 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО “Звезда”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: