Инновации как результат внедрения новшеств могут осуществляться только в своей организации, а новшества могут быть покупными и собственной разработки. Инновации не могут продаваться, продаются только новшества для превращения в инновации в сфере потребления1.
Жизненный путь новшеств может развиться по одному из трех путей:
1. накопление в инновационной организации (ИО);
2. превращение в ИО в инновацию;
3. продажа как товар.
Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированных систем показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенности инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других показателей.
К системе показателей предъявляются следующие требования:
1. показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
2. показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;
3. показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкурентных товаров на конкретных рынках за конкретный период;
4. важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами;
5. показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;
6. показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности предприятия;
7. проектирование окончательных показателей должны осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации.
Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования предприятия является показатель её устойчивости.
Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта:2 (см.пр. схему 3.1)
·экономический эффект;
·научно-технический эффект;
·социальный эффект;
· экологический эффект.
За счет получения эффективного экономического эффекта в форме прибыли ИО осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников. Остальные виды несут в себе потенциальный экономический эффект.
Экономический эффект разработки, внедрения у себя или продажи у новшеств может быть потенциальными или фактическими, а научно-технический, социальный и экологические эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать расчет только конечные результаты внедрение или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения или уровень риска вложения инвестиций в инновацию.
Организация анализ эффективности инновационной деятельности
Целью анализа эффективности инновационной деятельности является изучения её механизма и определение отдачи вложенных инвестиций.
Из этой цели вытекают следующие задачи анализа:
1. Анализ обоснованности идеи и структуры проблемы;
2. Анализ рациональности структуры;
3. Анализ профессионализма руководителя ИО, руководителей инновационных проектов, их команд;
4. Анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности;
5. Анализ финансового и материально технического обеспечения;
6. Анализ качества нормативно-методических обеспечений;
7. Анализ качества информационного обеспечения;
8. Анализ совокупности примененных при проектировании научных подходов и современных методов менеджмента;
9. Анализ использования конкурентных преимуществ ИО;
10. Анализ структуры портфеля новшеств и инноваций;
11. Анализ качества экспертизы проекта;
12. Анализ качества расчетов показателей эффективности инновационной деятельности;
13. Анализ системы мотивации и ответственности инновационной деятельности.
Осуществлять анализ эффективности инновационной деятельности следует при соблюдении нескольких принципов:
·принцип диалектики;
·принцип единства анализа и синтеза;
·принцип ранжирования;
·принцип обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов;
·принцип оперативности;
·принцип количественной оперативности.
А к основным этапам инновационной деятельности относятся:
1. выявление проблемы, формирование целей и задач анализа;
2. формирование временной творческой группы, для проведения анализа;
3. разработка проекта программы анализа;
4. подготовка и издание приказа по ИО о целях, программы анализа;
5. выбор метода выполнения работ;
6. сбор и обработка необходимой информации;
7. подготовка, согласование и утверждения отчета о проделанной работе;
8. принятие мер по результатам анализа.
Вот все те методы, задачи и принципы которыми не обходима руководствоваться для анализа эффективности инновационной деятельности.
Появление любого новшества обычно проходит несколько стадий. В самом начале находится научные исследования, затем - инженерная практика, дальше - производство и использование нового продукта на практике. При этом присутствует предприниматель на каждой из перечисленных стадий. Без него не одно новшество не имеет шансов стать реальностью.
Глава 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО “Звезда”