Проведем анализ финансовой устойчивости предприятия: для этого воспользуемся данными таблицы 2.1 и построим таблицу 2.2.
Поскольку из трех вариантов расчета показателей покрытия запасов и затрат собственными оборотными средствами положительное значение имеет только рассчитанный по последнему варианту (СОСз), финансовое положение организации за весь анализируемый период можно характеризовать как неустойчивое.
Таблица 2.2 - Анализ финансовой устойчивости ООО «Колос» – Еленовский мукомольный завод
Показатель собственных оборотных средств (СОС) | 2007 г. | 2008г. | 2009 г. | |||
значение показателя | излишек (недостаток) | значение показателя | излишек (недостаток) | значение показателя | излишек (недостаток) | |
COCi (рассчитан без учета обязательств) | -25238 | -27860 | -18338 | -20778 | -11825 | -15524 |
СОС2 (рассчитан с учетом долгосрочных пассивов) | -19536 | -22158 | -13350 | -15790 | + 1071 | -2628 |
СОСз (рассчитан с учетом и обязательств) | +6015 | +3393 | +6192 | +3752 | +10152 | +6453 |
Несмотря на неудовлетворительную финансовую устойчивость, следует отметить, что все три показателя покрытия собственными оборотными средствами запасов и затрат в течение рассматриваемого периода улучшили свои значения.
|
|
Из таблицы 2.2 видно, что нехватка всех источников, означает кризисное состояние, формирование запасов и затрат осуществляется за счет кредиторской задолженности и просроченных кредитов.
Одной из важнейших характеристик устойчивости финансового состояния предприятия, его независимости от заемных источников средств, является коэффициент автономии (КА) (финансовой независимости).
Ка=СК/ВБ (1)
где СК — собственный капитал; ВБ — валюта баланса.
Коэффициент автономий организации на конец 2008 г. составил 0,38. Полученное значение свидетельствует о зависимости ООО «Колос» от кредиторов по причине недостатка собственного капитала.
Таблица 2.3 - Анализ показателей финансовой устойчивости ООО «Колос» – Еленовский мукомольный завод за 2007—2009 гг.
Показатель | Норма | 2007 г. | 2008 г. | Изменение | 2009 г. | Изменение |
1. Коэффициент автономии | >0,5 | -0,05 | 0,14 | +0,19 | 0,38 | +0,25 |
2. Финансовый леверидж | 1 | -0,05 | 0,16 | +0,21 | 0,63 | +0,46 |
-3. Коэффициент покрытия инвестиций | 0,9 | 0,14 | 0,31 | +0,17 | 0,75 | +0,43 |
4. Коэффициент маневренности | — | -4,58 | -1,49 | +3,09 | 0,04 | + 1,53 |
5. Коэффициент мобильности оборотных средств | — | 0,20 | 0,22 | +0,02 | 0,28 | +0,07 |
6. Коэффициент обеспеченности запасов | >0,5 | -7,45 | -5,47 | + 1,98 | 0,29 | +5,76 |
7. Коэффициент обеспеченности текущих активов | >0,1 | -3,25 | -2,16 | + 1,09 | 0,11 | +2,26 |
8. Коэффициент краткосрочной задолженности | — | 0,82 | 0,80 | -0,02 | 0,41 | -0,38 |
|
|
Значение коэффициента покрытия инвестиций на конец периода равно 0,75, что ниже общепринятого в мировой практике значения.
Существенной характеристикой устойчивости финансового состояния является коэффициент маневренности (Км). Данный коэффициент показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована.
Км = СОС/СК (2)
где СОС — собственные оборотные средства предприятия.
Значение коэффициента маневренности собственного капитала на конец 2009 г. составило 0,04. Считается, что оптимальный диапазон значений коэффициента 0,5—0,6. И хотя на практике норматив для этого показателя не определен, полученное здесь значение говорит о явном недостатке собственного капитала для обеспечения стабильного финансового положения ООО «Колос» – Еленовский мукомольный завод.
Определяющую роль в анализе финансовой устойчивости предприятия играет коэффициент обеспеченности собственными средствами (КО). Его нормальное ограничение, получаемое на основе статистических усреднений данных хозяйственной практики, находится между 0,6—0,8.
Ко= СОС/ЗЗ (3)
Итоговое значение коэффициента обеспеченности материальных запасов (0,29) показывает, что материально-производственные запасы в недостаточной степени обеспечены собственными оборотными средствами организации.
По коэффициенту краткосрочной задолженности видно, что на конец 2009 г. доля краткосрочной задолженности в общих долгах организации составляет 41%. При этом в течение рассматриваемого периода доля краткосрочной задолженности уменьшилась на 38%.
За исследуемый период на предприятии были проведены следующие маркетинговые операции: размещение рекламы и фирменного знака на машинах-перевозчиках продукции, установка стенда с рекламой продукции, составление прайс-листа фирменной продукции и ознакомление с ним ряда розничных точек в регионе, традиционный ассортимент хлебобулочной продукции обновлен восьмью новыми продуктами (хлеб ржаной- 2 наименования; хлеб диетический-1 наименование; булочные изделия- 5 наименований), в список производимой продукции добавлены: крупа манная, отруби пшеничные зародышевые, хлопья, кормовой зернопродукт.
Экономические расчеты позволяют сделать вывод о существенном увеличении производства товарной продукции ООО «Колос» – Еленовский мукомольный завод и ее реализации на потребительском рынке. Зависимость финансовой устойчивости от результатов деятельности маркетинга представлена на таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Динамика увеличения объемов производства с учетом реализации комплекса маркетинга на ООО «Колос» – Еленовский мукомольный завод
1 | 2 | 3 | 4 |
2007 | 2008 | 2009 | |
Объем производства без учета реализации комплекса маркетинга, млн. руб. | 69,3 | 71,2 | 73,4 |
Объем производства с учетом реализации комплекса маркетинга, млн. руб. | 76,9 | 87,4 | 100,3 |
Увеличение объема производства за счет реализации комплекса маркетинга, млн. руб. | 3,6 | 11,2 | 22,9 |
Изменение объема производства продукции в сопоставимых ценах с учетом реализации проекта в % к предыдущему году | 100,7 | 106,8 | |
Прибыль (убыток) от реализации продукции после проведения комплекса маркетинга, млн. руб. | 1,3 | 1,5 | 1,7 |
Темп роста прибыли в % к предыдущему году | 111,5 | 114,1 |
Как свидетельствуют данные таблицы, в результате осуществления комплекса маркетинга завод укрепил свои позиции на местном рынке мясной продукции и занял большую долю этого рынка в регионе. Однако этого недостаточно для поддержания лидерских позиций среди конкурентов и продолжения удовлетворения конкурентов. За счет увеличения объемов производства практически на четверть, увеличится объем продаж, что позволило работать в целом безубыточно. Для достижения наилучшего результата необходимо расширить маркетинговую деятельность и увеличить затраты на нее. В идеале на маркетинговую деятельность отводится 5-7% от чистой прибыли предприятия. Таким образом, с улучшением финансового положения предприятия увеличатся собственные средства, что позволит сократить использование заемных средств.
|
|