Структура и социально-педагогические технологии поддержки старших школьников в профессиональном самоопределении

 

Адекватный выбор профессии и устойчивая мотивация к избранной профессиональной деятельности способствуют успешной адаптации молодых специалистов в избранной профессии. В свою очередь, успех профессионального самоопределения обучающихся зависит от эффективности деятельности специалистов, оказывающих помощь старшеклассникам на этапе выбора профессии. Такая помощь осуществляется через систему профориентационных мероприятий в рамках старших классах в общеобразовательных учреждениях.

Однако изучение нормативно-правовых и научно-методических материалов, обеспечивающих допрофессиональную подготовку учащихся, показывает, что существующие подходы к организации и осуществлению деятельности по оказанию помощи в профессиональном самоопределении учащихся недостаточно эффективны[37]. Несмотря на высокий уровень разработанности теории профессиональной ориентации, сложившаяся практика профориентации не обеспечивает в полной мере устойчивую мотивацию обучающихся к выбранной профессиональной деятельности и их последующую успешную адаптацию в профессиональной среде.

Это обусловливает необходимость определения сущности, структуры и содержания социально-педагогической деятельности специалистов, оказывающих помощь старшеклассникам на этапе выбора профессии, поиска новых подходов к решению проблем, возникающих у них в период формирования профессиональных намерений, требует разработки новых форм и технологий профессиональной ориентации школьников, которые обеспечивали бы эффективное социально-педагогическое руководство в их профессиональном самоопределении[42].

Содержание социально-педагогического сопровождения подростка в профессиональном самоопределении связанно с решением следующими задачами:

1) проведение информационной работы;

2) обучение способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного маршрута;

3) выявление основных ограничителей (затруднений, проблем) выбора;

4) определение готовности к самостоятельному выбору профиля обучения;

5) определение реальной проблемы личностно-профессионального самоопределения;

6) изучение индивидуально-психологических особенностей личности;

7) изучение мира профессий;

8) определение психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;

9) коррекция психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;

10) коррекция выбора[42].

Для решения данных задач применяется широкий спектр средств социально-педагогического сопровождения старшеклассников.

Проблемы профессионального самоопределения всесторонне изучены в исследованиях Е.А.Климова[17], Н.С.Пряжникова[33] и др. Ими выявлено, «что сущность профессионального самоопределениязаключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»[34, c. 128]

Целью профессионального самоопределенияявляется постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Достижение данной цели предполагает взаимодействие двух сторон — самоопределяющегося субъекта и субъекта, направляющего, формирующего готовность и способность к адекватному выбору на любом этапе жизненного пути.

Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения предполагает наличие ценностно-нравственной основы самоопределения; знание о выбираемых целях; представление об основных внешних препятствиях на пути к намеченным целям; знание путей и способов преодоления внешних и внутренних препятствий.

Личный профессиональный план представляет собой основу для самоопределяющейся личности, позволяет выделять особенности профессионального самоопределения, а также дает возможность определять содержание деятельности специалистов, оказывающих помощь учащимся в процессе профессионального самоопределения.

Таким образом, успешное решение проблем профессионального самоопределения учащихся предполагает сформированность у школьника:

· внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализацииперспектив своего развития (адекватный выбор жизненного пути, в том числе профессионального);

· готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности (мотивация к избранной деятельности).

Это способствует адекватному выбору профессии обучающимися, их устойчивой мотивации к избранной профессиональной деятельности и повышению качества профильной допрофессиональной подготовки, что, в свою очередь, должно обеспечивать в последующем успешную адаптацию молодых специалистов в профессиональной среде[42].

Поскольку профессиональное самоопределение является сложноорганизованной комплексной деятельностью, предполагающей взаимодействие самоопределяющегося субъекта и субъекта, направляющего его, успешное решение проблем профессионального самоопределения зависит от того, как будет организована помощь учащимся в период формирования у них профессиональных намерений, каково ее содержание.

Для достижения наибольшей эффективности комплекс необходимых профориентационных мероприятий в общеобразовательном учреждении должен осуществляться через специально организованную социально-педагогическую деятельность с учащимися.

«Сущность социально-педагогической деятельностизаключается в том, что она является способом оптимизации процесса социализации на основе совершенствования субъекта социализации и гуманизации среды, при этом конкретное содержание определяется рядом параметров: объектом, на который она направлена, сферой приложения и социальными функциями»[28, c. 35]

«Социально-педагогическая деятельность в профессиональном самоопределениипредставляет собой вид деятельности, направленный на оказание помощи учащимся в процессе их профессионального становления посредством профессионально-ролевой адаптации и самоопределения для успешной интеграции в профессиональную среду. Под профессионально-ролевой адаптациейпонимается усвоение правил, норм, требований, предъявляемых профессиональной средой к человеку, что обусловливает его приспособление к этой среде в соответствии с его потребностями, интересами, мотивами»[28, c. 36].

Определяя социально-педагогическую деятельность в профессиональном самоопределении старшеклассников как систему, необходимо назвать ее структурные элементы.

Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, на кого она направлена, для кого она специально организована), цели (к чему она стремится), содержания, функций (какие при этом функции выполняются), средств (при помощи каких методов и технологий достигается цель). Деятельность всегда осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержание деятельности.

Исходя из того, что одной из задач социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении старшеклассников является организация социально-педагогической поддержки со стороны специалистов, в качестве основных субъектов обозначенной деятельности выделяются: социальный педагог, психолог (педагог-психолог), учителя, родители[4].

Объектомявляются учащиеся старших классов. Представляя учащихся в качестве объекта, необходимо сделать оговорку: так определено только в смысле направленности деятельности (цель: способствовать успешному профессиональному самоопределению учащихся для успешной адаптации в профессиональной среде). В процессе же деятельности у специалистов с учащимися складываются субъект-субъектные отношения, предполагающие равенство и активность самоопределяющихся, то есть учащиеся являются одновременно и субъектом и объектом деятельности.

Содержаниесоциально-педагогической деятельности предполагает передачу учащимся специальных знаний, формирование специальных умений и навыков, а также ценностного отношения к избранному виду профессиональной деятельности.

С учетом специфики деятельности субъектов в профессиональном самоопределении учащихся старших классов могут быть выделены следующие их функции:

· функции социального педагога — прогностическая, дидактическая, организационная, посредническая;

· функции психолога — диагностическая, прогностическая, коррекционная, дидактическая, посредническая;

· функции учителя — дидактическая и прогностическая;

· функции родителей — организационная и прогностическая.

К средствамотносятся все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. В качестве средств социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении учащихся старших классов можно выделить:

· пространственно-временные ресурсы;

· кадровые ресурсы;

· программно-методическое обеспечение;

· нормативно-правовую базу;

· материальные ресурсы.

Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами - всемерное содействие побуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области делают попытку уйти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы профконсультации, когда подростка или юношу сначала консультируют с помощью различных методик, а затем, после анализа полученных данных, профконсультант выдаёт клиенту рекомендацию, в лучшем случае – несколько вариантов таких рекомендаций. Социально-педагогическая поддержка школьников в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов[45].

Система социально-педагогического сопровождения представляет собой целостную систему, которая состоит из следующих компонентов.

1. Диагностический компонент – основа для постановки цели и задач. Диагностика проводится с применением следующих методов: тестирование, анкетирование, интерпретация педагогической ситуации (совместно с психологом), обращение к педагогам или психологу ребенка, родителям, классному руководителю.

2. Организационный – выбор средств социально-педагогического сопровождения. На организационном этапе осуществляется подбор команды, определение средств и форм работы.

3. Деятельностный – собственно реализация социально-педагогического сопровождения, которая может осуществляться на основе следующих подходов: указание (педагог самостоятельно принимает решение о том, что необходимо клиенту), соглашение (условия согласовываются с клиентом, обозначая цель и организационные моменты) и согласие (социальный педагог соглашается с предложенной клиентом схемой, но такая форма работы малоэффективна).

4. Аналитический – анализ и коррекция деятельности [31].

Предварительный этап — ещё до встречи со школьником, на котором консультант должен познакомиться с предварительной информацией об учащемся и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профориентационную гипотезу — определить проблему и наметить пути её решения.

1. Общая оценка ситуации консультирования по следующим составляющим: особенностей данного учащегося (в чём он сам видит проблему), условия консультирования (насколько они помогают решать проблему учащегося), самооценка профконсультанта (насколько он готов помочь данному школьнику). На первом этапе важно не столько “исследовать” учащегося, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особенное значение имеет организация эмоционально-доверительного контакта со школьником и такое последовательное развитие этого контакта: вначале – максимальная доброжелательность; далее – доброжелательность и конструктивность; в завершение консультации - доброжелательность и оптимальное настроение.

2. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблемах клиента и возможного пути и средства решения этой проблемы.

3. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т.е. оставался субъектом самоопределения[17].

Работа на данном этапе предполагает решение следующих основных задач:

1. Информационно-справочная, может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т.п.

2. Диагностическая, направленная в идеале на самопознание юноши (девушки), может быть решена с использованием несложных, понятных клиенту психодиагностических методик.

3. Связанная с морально эмоциональной поддержкой самоопределяющегося человека. Здесь могут быть использованы приёмы и техники, заимствованные из психотерапии и консультативной психологии, а также специальные игровые профконсультационные методики. Цель такой работы — вселение в клиента оптимизма, уверенности в себе, а также проигрывание в специальных процедурах сложных моментов, связанных с самоопределением.

4. Задачи связанные с принятием конкретного решения.

5. Совместное поведение итогов, что важно как для рефлексии учащегося, так и для развития рефлексии самого профконсультанта.

Согласно данной структуре на нами была разработана социально-педагогическая программа поддержки профессионального самоопределения старших школьников.

В заключении первой главы выпускной квалификационной работы следует отметить, что цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сама профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию.

Социально-педагогическая деятельность в профессиональном самоопределениипредставляет собой вид деятельности, направленный на оказание помощи учащимся в процессе их профессионального становления посредством профессионально-ролевой адаптации и самоопределения для успешной интеграции в профессиональную среду[17]. Под профессионально-ролевой адаптациейпонимается усвоение правил, норм, требований, предъявляемых профессиональной средой к человеку, что обусловливает его приспособление к этой среде в соответствии с его потребностями, интересами, мотивами. В результате такой деятельности социальный педагог выполняет следующие функции — диагностическую, прогностическую, дидактическую, организационную, посредническую.

Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Практическая сторона профессионального самоопределения включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в интересах личности и общества в целом.

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

Профессиональная ориентация – это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии. Реализация данной цели предполагает формирование у школьников социально-значимых внутренних (психических) регуляторов поведения и деятельности: воспитание уважительного отношения к различным видам труда; становление личностной позиции в профессиональном самоопределении. Всё это определяет воспитывающий и развивающий подход к личности школьника с целью его подготовки к сознательному выбору профессии[45].

Эффективность работы социального педагога по профдиагностике во многом зависит от активности школьников в определении своего жизненного пути. Выбор профессии подростком должен основываться как на знании своих стремлений, психофизиологических особенностей, так и на понимании своего места как квалифицированного специалиста в современном производстве.

Поэтому более глубоко и разносторонне изучить личность школьника можно, используя комплекс методов и методик. Затем полученные данные следует обобщить. В результате получится целостная системная сумма знаний об ученике. Диагностический аспект профориентации тесно взаимосвязан с воспитательным. При изучении профессиональных интересов, склонностей, способностей, мотивов выбора профессии проводятся воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой либо избранной профессии.

Лишь адекватный выбор профессии и устойчивая мотивация к избранной профессиональной деятельности способствуют успешной адаптации молодых специалистов в избранной профессии. В свою очередь, успех профессионального самоопределения обучающихся зависит от эффективности деятельности специалистов, оказывающих помощь старшеклассникам на этапе выбора профессии. Такая помощь осуществляется через систему профориентационных мероприятий, чаще всего, в рамках общеобразовательных учреждений[16].

Целью профессионального самоопределенияявляется постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Содержание социально-педагогического сопровождения подростка в профессиональном самоопределении определяется следующими задачами:

1) проведение информационной работы;

2) обучение способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного маршрута;

3) выявление основных ограничителей (затруднений, проблем) выбора;

4) определение готовности к самостоятельному выбору профиля обучения;

5) определение реальной проблемы личностно-профессионального самоопределения;

6) изучение индивидуально-психологических особенностей личности;

7) изучение мира профессий;

8) определение психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;

9) коррекция психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;

10) коррекция выбора[42].

Для решения данных задач применяется широкий спектр средств социально-педагогического сопровождения старшеклассников.

Достижение данной цели предполагает взаимодействие двух сторон — самоопределяющегося субъекта и субъекта, направляющего, формирующего готовность и способность к адекватному выбору на любом этапе жизненного пути, то есть в нашем случае - социального педагога.

Отсюда следует, что успешное решение проблем профессионального самоопределения учащихся предполагает сформированность у школьника:

· внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализацииперспектив своего развития (адекватный выбор жизненного пути, в том числе профессионального);

· готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности (мотивация к избранной деятельности).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: