Глава 2. Эмпирическое исследование аспектов профессиональной ориентации старших школьников

Методологические основы исследования аспектов профессиональной ориентации старших школьников

 

Опытно-экспериментальная работа, направленная на помощь подростку в профессиональном самоопределении, проводилась на базе МОУ СОШ №43 им. Г. К. Жукова г. Курска.

В исследовании приняли 87 человек. Первая группа состояла из44 школьников 9 классов (14-15 лет), во вторую группу вошли 43 школьника 11 классов (16-17) лет.

В исследовании применялись следующие методики:

1. Методика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)» Тест дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя 3 варианта ответов — «да», «иногда» и «нет»[8].

2. Тест «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков). Обработка результатов: (при первичном обсчете показателей) производится путем суммирования цифр (баллов), отмеченных знаком «х» по всем шкалам. Чем больше баллов получает обследуемый в суммарной оценке, тем лучшим (позитивным) является его отношение и готовность к обучению. При вторичной обработке данных производится более тонкая, дифференцированная качественная оценка результатов. С этой целью цифры, отмеченные обследуемым знаком «х», соединяются последовательно от одной шкалы к другой отрезками прямой линии.

Результаты работы с тестом дают возможность каждому обследуемому и работающему с ним педагогу получить представление об отношении данного обследуемого к профессиональному обучению и готовности к его продолжению. Практический психолог и профконсультант в результате обследования и получения информации о направленности личности учащегося, его отношении к продолжению профессионального совершенствования и развития имеет возможность реализовать дифференцированный подход в работе с каждым конкретным учащимся. Приведенный тест может проводиться не только индивидуально, но и в группе. В последнем случае появляется возможность получить обобщенное представление о настрое этой группы по такому важному параметру, как отношение к продолжению профессионального развития и совершенствования. Для этого необходимо, сложив индивидуальные показатели всех обследуемых, поделить полученную сумму на количество обследованных[8].

3. Методика «Дефференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов) позволяет выявить склонность подростка к определенной профессиональной сфере. В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессий пяти профессиональных сфер:

- Ч-З (Человек – знак)

- Ч-Т (Человек – техника)

- Ч-П (Человек – природа)

- Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)

- Ч-Ч (Человек – человек)[8].

4. Анкета «Типы интеллекта» предназначена для диагностики типа интеллекта учащегося (согласно теории Говарда Гарднера). Анкета состоит из 28 вопросов, каждый из которых соответствует одному из семи типов интеллекта. Результаты анкетирования позволяют выявить доминирующие типы интеллекта у подростка и на основе этих данных рекомендовать предпочтительные виды деятельности[8].

5. Методика «Опросник К. Юнга». Данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности[8].

Ход исследования:

Первый этап. Сбор информации.

Сбор информации, изучение нормативно – правовой базы, беседа с преподавателями.

Второй этап. Диагностический.

Оказывая помощь учащимся в выявлении личных интересов, склонностей и возможностей, системы ценностных ориентаций, социальный педагог совместно с психологом проводит диагностику:

Также на данном этапе мы провели обработку и интерпретацию результатов проведенных диагностических методик.

Третий этап. Социально педагогический.

На третьем этапе нами была разработана и апробирована социально педагогическая программа, направленная на социально-педагогическую поддержку профессионального самоопределения старших школьников.

Четвертый этап. Обобщающий.

На данном этапе нами были подведены итоги проведенного эмпирического исследования на базе МОУ СОШ №43 им. Г. К. Жукова. А также завершена работа над выпускной квалификационной работой и завершено оформление данной работы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: