Активизирующий опросник-шутка «Моды -2» (Автор Пряжников Н.С.)

 

Второй вариант опросника “Моды” используется тогда, когда психолог ограничен временем, но все-таки стремиться помочь учащимся хотя бы попробовать спрогнозировать престижность выбираемых профессий.

1.Сначала рисуется бланк (см. Таблицу).

2. Далее учащиеся самостоятельно выписывают 7-10 наиболее привлекательных (или интересных) для себя профессий в графу бланка “Профессии”.

3. Слева, в графе “+/-” бланка выбираются 1-2 профессии, предполагаемая престижность которых в будущем будет высокой (помечаются знаками “+”) и 1-2 профессии с предполагаемой низкой престижностью (помечаются знаками “-”).

4. Далее учащиеся в графе «Профессии» сами выбирают из своего списка и подчеркивают 2-3 профессии, которые лично для них являются самыми привлекательными.

5. Психолог знакомит учащихся с общей инструкцией (с общими правилами работы с опросником): “Нам необходимо посмотреть, как меняется престижность (мода) различных профессий со временем. Рассмотрим следующие три эпохи: 1 - прошлое время (начиная с конца 50-х годов до середины 80-х годов - назовем его “СССРизмом”; 2 - настоящее время (с середины 80-х до наших дней и, вероятно, еще 5-7 лет - пусть это будет “СШАизм”, поскольку американским духом пронизано сейчас все); 3 - ближайшее будущее (надо быть оптимистами, поэтому назовем его “Лучшие времена”). По каждой профессии необходимо дать оценку ее престижности в каждой из выделенных эпох по 10-балльной шкале”.

 


Таблица 15.

Пример бланка для опросника-шутки “Моды – 2”. На примерах показано, как можно проводить расчеты предполагаемого в ближайшем будущем вектора изменения престижности профессий.

+/- Профессии: 7-10 профессий выписывает сам подросток и подчеркивает 2-3 самые для себя привлекательные СССР (изм) США (изм) Лучшие времена Расчеты ++/-
-   +   + инженер телохранитель менеджер таксист юрист товаровед дипломат и т.д. 8 4 6 6 5 3 9 2 6 9 5 10 8 9 6 3 7 7 8 5 7 5 6 4 = +15 4 (-2) (-3) = -1 7 (-3) (-2) = +2 6 1 2 = +9 7 (-5) (-2) = 0 5 (-5) (-3) = -3 8 0 (-2) = +6 + -   +   -    

 

6. Далее проводятся подсчеты результатов. Общая формула расчетов баллов предполагаемого изменения престижности по каждой профессии следующая:

Престиж (вектор изменения престижности) = (СССР изм + США изм + Лучшие времена): 3 + (СССР изм - США изм ) + (Лучшие времена - США изм ).

7. В правой части бланка, в колонке “+/-” напротив 1-2 профессий, набравших наибольшее количество баллов (самых престижных в предполагаемом будущем) проставляются знаки “+”, а напротив 1-2 профессий с наименьшим количеством баллов (скорее всего, с отрицательными значениями) проставляются знаки “-”.

8. В итоге можно сравнить первоначальные представления подростка о будущей престижности профессий (левая колонка “+/-”) с результатами прогнозирования престижности (правая колонка “+/-”), а также соотнести это с наиболее привлекательными для себя профессиями (подчеркнутыми еще перед проставлением баллов и расчетами).

На этапе подведения итогов опросника (осмысления результатов) социальный-педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, с некоторым непониманием смысла опросника со стороны аудитории.

 

Бланк упражнения – «Стратегия выбора профессии» (автор Чувилин Д.О.).

  Возможности реализуемые при выборе данной профессии 1. 2. 3. 4. 5. Угрозы при выборе данной профессии   1. 2. 3. 4. 5.
Преимущества выбранной профессии 1. 2. 3. 4. 5. Поле-1 Поле-2  
Недостатки выбранной профессии 1. 2. 3. 4. 5. Поле-3   Поле-4  

 

Учащиеся заполняют четыре колонки: возможности реализуемые при выборе определенной профессии, угрозы связанные с выбором данной профессии, преимущества выбранной профессии, недостатки выбранной профессии. Затем на пересечении данных колонок в четырех колонках поле записываются пары признаков:

Поле-1. Преимущества – возможности.

Поле-2. Преимущества – угрозы.

Поле-3. Недостатки – возможности.

Поле-4. Недостатки – угрозы.

После заполнения полей учащийся составляет предложения с парами утверждений вписанных в поле 1-4, предложение должно начинается фразой: если я выберу эту профессию, то…..

Данное упражнение помогает учащимся точнее определить недостатки и преимущества выбранной профессии, возможности реализации дальнейшего образовательного пути.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: