Социально-педагогическая программа поддержки старших школьников в профессиональном самоопределении «КарьеристЪ»

Сроки реализации программы: программа рассчитана на реализацию втечение двух - четырех месяцев.

Формы реализации программы: социально – педагогическое исследование, тренинги, беседы, деловые игры.

Целевая группа: программа рассчитана на учащихся 9-11 классов (как профильных, так и непрофильных).

Краткое описание программы: в ходе проведения цикла эмпирического исследования и тренинговых программ предполагается познакомить учащихся с разнообразием возможностей выбора профессионального и образовательного пути, с психологическими аспектами профессионального самоопределения старших.

Постановка проблемы: Одним из приоритетов реализации государственной молодежной политики на современном этапе является поддержка талантливой молодежи, оказание помощи молодым людям в жизненном и профессиональном самоопределении.

Квалифицированная социально-педагогическая поддержка в системе профессионального самоопределения старших школьников помогает подросткам понять свои психологические особенности, интересы, склонности, образовательные потребности и соизмерить их с требованиями профессионального пути.

Изучение индивидуально-психологических особенностей личности предполагает проведение социально-педагогической диагностики с помощью профессиональных диагностических методик. Диагностика выступает как методическое средство, обеспечивающее поддержку выбора профиля обучения и профессионально-личностного самоопределения подростков. В процессе психолого-педагогического обследования учащиеся получают информацию о своих психологических качествах и могут оценить эти качества с точки зрения их выраженности и их соответствия требованиям тех или иных видов профессиональной деятельности.

В процессе профессионального самоопределения учащихся старших классах школы предметом изучения будут, прежде всего, ценностные ориентации, установки личности, самооценка, склонности, способности. Диагностика способностей дает возможность человеку выбирать вид деятельности, наиболее соответствующий его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положительной профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом и, как следствие, на удовлетворенность качеством жизнью в целом.

Цель программы: оказать социально-педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении учащимся средних общеобразовательных школ.

Задачи программы:

· определить профессиональную направленность ребенка, выявить его основные интересы и склонности;

· расширить знания учащихся: о профессиях, их специализации; о занятости населения в регионе; о востребованных специальностях в регионе; о средних и высших профессиональных учебных заведениях города.

Критерии измерения результата:

· реальное количество учащихся, определившихся в выборе профессии;

· динамика роста количества учащихся, продолживших образовательный путь;

Предполагаемый социальный эффект от реализации программы:

· создание условий для повышения социальной компетентности, личностного и профессионального самоопределения молодых граждан;

· изменение характера взаимоотношений внутри молодежной среды в ходе профессиональной самореализации;

· апробация способов социализации молодого поколения через участие в личностно-привлекательной деятельности.

Предоставление результатов программы:

1. Методические материалы эмпирического исследования и тренингов.

2. Проектные разработки автора программы.

3. Модель реализации разработанной программы.

Факторы, обеспечивающие эффективную реализацию программы:

1. Наличие целевой аудитории.

2. Сформированное общественное мнение относительно положительных эффектов профессиональной самореализации старших школьников.

3. Сложившиеся партнерские отношения с учащимися, устойчивые контакты с заинтересованными лицами и организациями.

4. Привлечение специалистов (психологов), обладающих достаточной квалификацией для оказания консультационной помощи.

5. Проявленная заинтересованность различных возрастных групп учащихся групп в профессиональном самоопределении.

Оборудование: бланки опросников, анкет (либо программы компьютерной диагностики по данным методикам, карточки - бланки игры Болван (автор Пряжников Н.С.), бланки опросника-шутки «Моды -2» (Автор Пряжников Н.С.), бланки упражнения «Стратегия выбора профессии» (автор Чувилин Д.О.)(Приложение 2)

Этапы программы

Первый этап: Сбор информации, изучение нормативно – правовой базы, беседа с преподавателями.

Второй этап: Диагностический. На данном этапе проводится социально-педагогическая диагностика профессиональных предпочтений с использованием методик: «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е. А. Климова); оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского); опросник К. Юнга; анкетирование, направленное на определение типа интеллекта, согласно теории Говарда Гарднера; тест «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков).

Третий этап: Знакомство школьников с «миром профессий». Для реализации данного этапа используются:

1. Тренинги и игры.

Игровое упражнение «Профессия на букву».

Сюжетно-ролевая игра «Ловушки-капканчики».

Карточная бланковая игра-шутка Болван (автор Пряжников Н.С.)[32].

Активизирующий опросник-шутка «Моды -2» (автор Пряжников Н.С.)[32] (Приложение 2).

Упражнение «Стратегия выбора профессии» (автор Чувилин Д.О.).

2. Лекции и беседы с родителями учащихся, с целью информирования школьников о сущности и преимуществах профессий, выбранной данными родителям.

3. Экскурсии и посещение предприятия на котором трудятся один или несколько родителей учащихся класса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: