Совершенствование управления дебиторской задолженностью

 

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

1. выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств (т.е. получение предоплаты в размере 50 % на основании условий договора, обеспечение крупных сумм дебиторской задолженности залогом (материальными ценностями, имуществом, поручительством), использование вексельной формы расчетов;

2. определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины (при соблюдении сроков платежей, а так же при досрочном погашении задолженности при последующей работе с покупателями и заказчиками можно предоставлять со скидкой сопутствующие предмету договора услуги);

3. уменьшение бюджетных долгов (при соблюдении сроков погашения задолженности в бюджет и внебюджетные фонды сводится к минимуму риск наложения штрафов и начисления пени за просрочку платежей);

4. оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности (например, при досрочном получении сумм дебиторской задолженности, полученные денежные средства можно направить на досрочное погашение кредитов, что снизит сумму процентов к уплате, либо направление полученных денежных средств на закупку материалов, либо направить полученные средства на краткосрочные финансовые вложения).

В настоящее время общая сумма дебиторской задолженности предприятия составляет около 109 тыс. руб. Особенностью этого вида активов является, что эта задолженность образована одним должником. В 2008-2009 гг. остаток краткосрочной дебиторской задолженности на конец года имеет тенденцию к увеличению. В финансовый план включается задание по сокращению среднего остатка дебиторской задолженности в целом за 2009-20010 гг. на 47 тыс. руб. Сокращение задолженности позволит увеличить денежную составляющую оборотных средств, ускорит их оборачиваемость. Для реализации этого мероприятия предполагается:

- увеличить в составе предлагаемых услуг долю номенклатурных позиций, имеющих повышенный потребительский спрос;

- увеличить долю предоплаты;

- активизировать работу юридической службы по взысканию просроченной части задолженности.

Также для увеличения эффективности использования оборотных средств (путем снижения периода оборачиваемости) рекомендуется разработать мероприятия по реализации и списанию залежалых материалов, так как их наличие приводит к "омертвению" оборотного капитала, росту затрат на хранение и т.д.

Произведем расчет эффективности предложенных мероприятий. Данные для расчетов представим в виде таблицы 10.

 

Таблица 10. Исходные данные для проведения анализа

Показатель 2009 г План 2010 г. Отклонение
Выручка, тыс.руб. 1041 1763 722
Дебиторская задолженность, тыс. руб. 72 25 -47
Запасы и материалы на складах 1828 846 -982
Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб. 1928 1315 -613

 

Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются:

- коэффициент оборачиваемости

 

Коб = Vр / СО

 

где Коб - коэффициент оборачиваемости (в оборотах);

Vр - выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.;

СО - средняя величина оборотного капитала, тыс. руб.

Длительность одного оборота рассчитывается по формуле

 

Дл = Т / Коб

 

где Дл - длительность периода обращения оборотного капитала, в днях;

Т - отчетный период, в днях.

В 2009 г. Коб0 = 1041 / 1928 = 0,54

Дл0 = 365/0,54 = 659,26 дней.

В 20010 г. Коб1 = 1763/ 1315 = 1,34

Дл1 = 365/1,34 = 272,39 дня.

Величину абсолютной экономии (привлечения) оборотного капитала можно рассчитать двумя способами.

1. Высвобождение (привлечение) оборотных средств из оборота определяется по формуле

 

Δ СО = (СО1 –СО0)* Кvp

 

где СО- величина экономии (-), привлечения (+) оборотного капитала;

CO1, CO0 - средняя величина оборотного капитала организации за отчетный и базисный периоды;

Кvp- коэффициент роста продукции (в относительных единицах).

Δ СО = (1315-1928) * 1,69 = -614,59 тыс. руб.

2. Высвобождение (привлечение) оборотных средств в результате изменения продолжительности оборота рассчитывается по формуле

 

ΔСО = (Дл1 - Дл0) * V1одн,

 

где Дл1,Дл0 - длительность одного оборота оборотных средств, в днях;

V1одн - однодневная реализация продукции, млн. руб.

ΔСО = (272,39-659,26)*0,005 = - 1,93 млн. руб.

Прирост объема продукции за счет ускорения оборотных средств (при прочих равных условиях) можно определить, применяя метод цепных подстановок:

 

Δ Vр = (Koб1-Koб0) * CO1

 

Δ Vр = (1,34-0,54) * 846 = 5232,8 тыс. руб.

Влияние оборачиваемости оборотного капитала на приращение прибыли ΔР рассчитывается по формуле

 

Δ Р = Р0 * (Коб1 / Коб0) - Р0

 

где Р0- прибыль за базисный период;

Коб1, Коб0 - коэффициенты оборачиваемости оборотных средств за отчетный и базисный периоды

ΔР=-4160*(1,34/0,54)-(-4160)= 6156,8 тыс. руб.

Следовательно, как показывают произведенные расчеты, на предприятии СПК "Земцовский" проведение мероприятий по эффективному использованию оборотных средств (а именно, снижение уровня запасов до оптимального уровня, своевременное взыскание дебиторской задолженности и проведение мероприятий по снижению уровня задолженности в будущем), приводит к уменьшению убытка предприятия, а как следствие повышения эффективности использования оборотных средств улучшение финансового состояния предприятия и повышение деловой активности предприятия.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

1. исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска (при рассмотрении партнеров СПК "Земцовский" одним из таких является ОАО "Нелидовский маслосырзавод";

2. использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

3. формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

4. определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

5. формирование условий обеспечения взыскания просроченной задолженности;

6. формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;

7. использование современных форм рефинансирования задолженности;

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;

- репутация покупателя в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа "первоклассных заемщиков");

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры инкассации задолженности предусматривает сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери.

Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на "А" могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на "Б", счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Возможно, перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Финансовое состояние предприятия не может быть хорошим, если покупатели его продукции (работ, услуг) своевременно не расплачиваются с ним. Очевидно, должна быть повышена ответственность предприятий - покупателей за нарушение платежной дисциплины.

Для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью на предприятии СПК "Земцовский" необходимо реализовать такие мероприятия как:

1. Осуществление контроля за состоянием расчетов с покупателями и соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, вызывает необходимость в привлечении дополнительных дорогостоящих источников финансирования.

2. Расширение круга потребителей продукции организации с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.

3. Использование системы скидок при долгосрочной оплате.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: