Контрольный эксперимент

 

Целью контрольного эксперимента является проверка результатов, по формированию инициативы в игре, полученных в формирующем эксперименте. Мы считаем, что необходимо выяснить стабильность полученных результатов и наметить пути для дальнейшей работы. Поэтому, в этой части исследования, мы поставили следующие задачи:

провести хронометраж самостоятельной игры детей и сравнить результаты с предыдущими данными;

опросить родителей, с помощью анкеты, об изменениях в поведении детей дома;

выявить уровень знаний воспитателей по данной проблеме и определить их готовность к продолжению начатой работы.

Для выявления результатов работы мы, как и в формирующем эксперименте, решили провести хронометраж самостоятельной деятельности детей. Хронометраж проводился в течение 30 минут за каждым из 6 детей. По результатам проведенного наблюдения были составлены такие же индивидуальные карты хронометража (см. приложение № 4). Эти карты показали положительную динамику в развитии самостоятельной игры детей. Так, настроение у всех детей стало преобладать более уравновешенное. Радость, проявляемая детьми, чаще стала по поводу совместного взаимодействия друг с другом в сюжетно-ролевой игре. Дети самостоятельно начинают ставить и решать проблемы в игре. Так, например, у Максима начало проявляться лидерство в организации игры. Он может другим детям поставить проблему для привлечения их в игру. Возбужденное настроение появляется теперь гораздо реже и его легко переключить на игру. Но иногда такое поведение бывает и на пользу. Так у Ильи, в момент сюжетной игры разгорелся конфликт, из-за действий с игрушкой, который дети смогли прекратить сами, договорившись об очередности игровых действий. Этот пример подтверждает важность разнообразных проблемных ситуаций, а особенно конфликтных, в решении которых у детей мало опыта. Пассивное состояние, так же еще присутствует, но оно гораздо меньше по времени. Объяснить это можно тем, что дети теперь сами могут организовать свою деятельность и легче идут на контакт. Так, Катя, взаимодействуя с педагогом, может организовать сюжетную игру, но на контакт с детьми идет еще плохо. Зато самостоятельно играет в развивающие игры достаточно длительно и сосредоточенно. Длительность сюжетно-ролевой игры осталась прежней от 5 до 15 минут, но улучшалось ее качество. Это видно по преобладанию игры над другими видами деятельности, по увеличивающемуся взаимодействию детей между собой и из таблицы № 4. Сюжеты игр стали более разнообразными, увеличилось количество игровых действий, а так же они перекликаются между собой.

Руководство игрой со стороны воспитателей стало гораздо лучше. Воспитатели стали играть совместно с детьми, усложнять деятельность, активизировать опыт детей с помощью проблемных ситуаций и наводящих вопросов. Но, к сожалению еще очень много используются речевые констатации и прямые указания на какую-либо деятельность, что подавляет инициативу детей.

Дети активно общаются между собой в игре, берут на себя роли, но очень быстро выходят из игрового образа. В одном сюжете могут участвовать 2-3 ребенка, если взрослый распределит обязанности между детьми. Иначе у них возникают конфликты, и теряется сюжетная нить.

Для сравнения результатов эксперимента мы обработали данные хронометража по тем же параметрам, что и в таблицы № 2, изменив показатель "есть несколько последовательных действий" на "воображаемые ситуации". Так как этот показатель анализировался в таблицы № 3 и составляет определенную сложность для детей, а последовательность действий есть у всех.

Итак, по результатам эксперимента мы составили таблицу № 4, в которой из 10 детей анализируются 6, прошедших через индивидуальную работу с педагогом.


Таблица № 4

Параметры проявления инициативы в игре

Список группы и возраст детей.

 
Егор Б. 2,10 г Илья К. 3,4 г. Максим О. 2,9 г. Катя Ф. 3,6 г. Артем Т. 3,2 г. Алеша К. 3, 6 г. Количество балов
Фаза подготовки игры + + +       3
Сам находит себе дело + + + + +   5
Обращается к воспитателю + + + + + + 6
Обращается к детям + + +   + + 5
Есть сюжет в игре + + + + + + 6
Воображаемые ситуации + + +       3
Замена действий словом   + +       2
Воображаемые действия + + + + + + 6
Использование предметов заместителей + + + + +   5
Обозначение, словом предметов-заместителей + + +       3
Воображаемые предметы + + +   + + 5
Обозначение, словом воображаемых предметов +   +       2
Решение проблемных ситуаций + + + + + + 6
Количество балов 12 12 13 6 8 6  

 

Полученные результаты можно представить в виде сравнения двух диаграмм полученных в начале эксперимента и в конце.


Диаграмма № 7

Условные обозначения:

 - диаграмма к началу формирующего эксперимента

 - диаграмма контрольного эксперимента

1 - Егор Б.

2 - Илья К.

3 - Максим О.

4 - Катя Ф.

5 - Артем Т.

6 - Алеша К.

 

В результате контрольного эксперимента и анализа сравнительных данных, мы видим положительную динамику, в проявлении инициативы в игре, у всех детей. Результаты показали, что проявление инициативы увеличилось от 3,5 до 7 раз. Наибольший разрыв в балах (в 7 раз) получился у Егора и Ильи. Самый высокий бал получил Максим, разница в показателях увеличилась в 6 раз. В его игре присутствуют все параметры проявления инициативы, хотя в таблицы № 2, он набрал 7 балов. Улучшения прослеживаются по следующим показателям: фаза подготовки игры, обращения к воспитателю, замена действий словом, использование предметов заместителей, обозначения словом предметов заместителей и решение проблемных ситуаций. Конечно, на эти показатели, кроме нашей работы, повлияло и завершение периода адаптации. Но на развитие инициативы в игре, большое значение оказали индивидуальные занятия с отобранными детьми. Это можно проследить из следующих параметров: все дети стали использовать предметы заместители, что говорит о возросшей познавательной активности. Также, все решают проблемы в игре, по своей инициативе обращаются за помощью к воспитателю и разворачивают сюжет в игре.

Положительная динамика прослеживается у Кати, хотя с ней, Алешей К., Артемом Т. предстоит продолжение индивидуальной работы. Для них наиболее проблемными зонами остались: фаза подготовки игры, воображаемые ситуации, замена действий словом, обозначение словом предметов заместителей и воображаемых предметов.

В результате эксперимента, мы смогли вернуть детей не только к исходным данным, полученным с помощью диагностики, но и увидеть их продвижение. А также, с помощью эксперимента, мы смогли повлиять на адаптацию детей, улучшив их социальные контакты со сверстниками и взрослыми.

Чтобы подтвердить результаты эксперимента мы решили опросить родителей, с целью уточнения изменений поведения детей в семье. Для этого мы составили ряд вопросов, взятых из психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение, блок личность. По результатам опроса составили таблицу и сравнили их с таблицей № 1 констатирующего эксперимента, а так же внесли в таблицу № 5 новый параметр "решение проблем в игре".

 

Таблица № 5

Параметры

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Проявление познавательных потребностей да   Не всегда нет   да   Не всегда нет  
В повседневной жизни  4  2    6    
При обучении  3  3    5  1  
Инициативность да Не всегда нет да Не всегда нет
Умеет сам найти для себя дело  5  1    6    
Есть фаза подготовки игры.      6  4    2
Есть элементы воображения  6      6    
Решает проблемы в игре  __  __  __  3  2  1
Доводит начатое дело до конца    6    4  2  
Умеет играть самостоятельно  1  5    4  2  
Инициативность в социальных связях да Не всегда Нет да Не всегда Нет
Контакты со взрослыми    6    3  3  
Контакты с детьми    6    4  2  
Уверенность в себе    6    3  3  

 

Анализ опроса показал, что у многих детей результаты улучшились по всем параметрам. Значительные изменения произошли в фазе подготовки игры, в доведении начатого дела до конца, а так же в умении играть самостоятельно. Уменьшилась избирательность детей в социальных контактах, что подтверждает увеличение инициативы у них. Так же трое родителей отметили, что их дети стали более уверенными в себе.

Итак, проведенные исследования показали, что у всех шести детей появилась положительная динамика в самостоятельных сюжетно-ролевых играх, они стали более инициативны, повысился уровень познавательной активности. Воспитатели и родители, так же замечают изменения произошедшие в поведении детей. Они стали более любознательными, общительными, самостоятельными.

В завершении контрольного эксперимента мы решили, попросить воспитателей ответить на вопросы анкеты (см. приложение № 5). С целью определить уровень знаний о руководстве сюжетно-ролевой игрой, для выявления ошибок и их коррекции. Анкетирование показало, что воспитатели правильно понимают значение самостоятельных игр, но специальной литературой по руководству не интересуются. Основные приемы руководства, выделенные в анкете определены правильно, но сами воспитатели отмечают редкое их использование. В связи с нехваткой времени на самостоятельные игры и загруженностью воспитателей другими видами деятельности. После проведения эксперимента воспитатели считают, что они узнали много нового. Особенно о преимуществах косвенных методов руководства. Но трудным для них является то, что такие методы не всегда можно планировать заранее и приходится идти от ребенка. Этот факт говорит нам о том, что воспитатели не понимали до конца, значение и смысл игровой деятельности. И только теперь они осознали, на сколько умело и тонко надо руководить игрой детей. Учитывая индивидуальность, интересы и игровой опыт каждого ребенка.

Итак, после проведенного опроса воспитателей, можно надеяться, что самостоятельным сюжетно-ролевым играм будет уделяться больше времени. А методы руководства будут учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка.





Выводы

 

Анализ психолого-педагогической литературы, результаты эксперимента показали, что третий год жизни ребенка является благоприятным для формирования инициативности через сюжетно-ролевые игры, так как этот период начала становления данного вида деятельности детей. Изучение исследований по данной проблеме продемонстрировало нам большую значимость наших исследований, так как инициативность является одним из главных качеств, для формирования активной, самостоятельной, творческой личности.

Гипотеза, положенная в основу исследования полностью подтвердилась. Это видно из контрольного эксперимента, так как по всем параметрам проявления инициативы (таблица № 4) были улучшения у всех шестерых детей, а также это прослеживалось и в ответах родителей (таблица № 5). Значит, все условия формирования инициативы в игре были сформулированы правильно и являлись необходимыми для проведения эксперимента.

Как показала опытно-педагогическая работа, успех в формировании инициативной личности можно обеспечить при соблюдении следующих педагогических условий:

В результате проведенных экспериментов мы смогли сделать следующие выводы:

наши исследования показали, что в период адаптации временно снижаются умения, которые являлись "новыми образованьями" (например использование воображаемых предметов), которые начали проявляться до поступления в дошкольное учреждение;

наши экспериментальные исследования, подтвердили мнение ведущих ученых о том, что наиболее эффективным методом руководства игрой детей третьего года жизни, является использование метода проблемных ситуаций;

проведенные исследования показали, что из использованных нами проблемных ситуаций, наиболее сложными оказались конфликтные. Решение, которых в повседневной жизни детей возлагается на взрослых. Однако этот метод мы считаем необходимым, так как его можно использовать для коррекции поведения детей;

проведенный эксперимент дал значительные результаты, так сравнивая показатели в проявлении инициативы, в начале и конце исследования результат повысился от 3,5 до 7 раз;

с помощью метода проблемных ситуаций нам удалось не только вернуть детей на исходный уровень владения игровыми навыками, но и увидеть их продвижение вперед. Это позволило повлиять на течение адаптации и улучшить социальные связи с детьми и взрослыми;

наша экспериментальная работа имела положительное влияние на отношение воспитателей и родителей в формировании инициативы через игру;

Наши исследования подтвердили данные о влиянии уровня нервно-психического развития, адаптации детей к дошкольному учреждению на познавательную активность и инициативу ребенка. Дети с хорошим прогнозом адаптации показывают более высокий уровень инициативы в игре. Также, прогноз адаптации позволяет заранее выявить проблемные зоны у детей и во время их скорректировать, давая рекомендации родителям.

Результативность работы, также зависела и от воспитателей группы, которые вначале эксперимента плохо владели навыками руководства игровой деятельностью детей третьего года жизни. Но в процессе эксперимента их опыт обогатился, что помогло проведению исследования.

В дальнейшем планируется продолжение работы с детьми, используя метод проблемных ситуаций, как метода формирования инициативы в игре и метода коррекции поведения.



Список литературы

 

1. Абраменкова В. В мире детских игр. // Воспитание школьников, 2001 г. № 7 - С.16-19

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977 г.

3. Богоявленская Д.Б., Петухова И.А. Умственные способности, как компонент интеллектуальной активности. - В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности - М., 1979 г. - С.155 - 161

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред.Д.И. Фельдштейна - М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1995 г.

5. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. // Спецкурс: Воспитание детей в игре. - М.: Ассоциация "Проф. Образование", 1994г.

6. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. / Под ред. Р.В. Танковой-Ямпольской (СССР), Е. Шмидт-Кольмер (ГДР.), Э. Хабинаковой (ЧССР) - М: Медицина, 1984 г.

7. Воспитание детей в игре / Сост.А.К. Бондаренко, А.И. Матусик; под ред. Д.В. Менджерицкой - М.: Просвещение, 1979 г.

8. Выгодский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991 г.

9. Галигузова Л. Ранний возраст: развитие процессуальной игры // Дошкольное воспитание, 1993 г. № 4 - С.41-47

10. Година Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений // Нравственное воспитание дошкольников. Под ред.В.Г. Нечаевой - М.: Педагогика, 1971 г.

11. Елисеева З.В. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в семье: Автореферат диссертации канд. пед. наук - М., 1998 г.

12. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание, 2002 г. №4 - С.2-6

13. Жуковская Р.И. Руководство творческими играми дошкольников - М.: изд-во академии пед. наук, 1953 г.

14. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей - М.: Просвещение, 1988 г.

15. Зеньковский В.В. Психология детства - М.: Академия, 1995 г.

16. Кошелева А.Д. Условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов - М.: НИИ общей педагогики АПНСССР, 1978 г. - С.64-70.

17. Кошелева А.Д., Свердлова Г. Маленькие неудачники. Почему они такие? // Дошкольное воспитание, 1996 г. № 2 - С.23-25

18. Краткий психологический словарь / Под ред. Л.А. Карпенко; под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1998 г.

19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения - М., 1983 г.

20. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред.А.Г. Рузской- М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1997 г.

21. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре. // Дошкольное воспитание, 1993 г. № 3 - С.6-15

22. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000 г. - 2-е изд.

23. Павлова Л.Н. Раннее детство: у истоков развития личности // Дошкольное воспитание, 1999 г. № 11 - С.94-96

24. Педагогика раннего возраста: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина и др.; под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. - М: Издательский центр "Академия", 1998 г.

25. Печора К.Л. Развитие и воспитание ребенка второго года жизни - М: Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, 1979 г.

26. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный изд. центр "Владос", 2002 г.

27. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования // Вопросы психологии, 1996 г., №4 - С.12-15

28. Поляков Ю.Ф., Солоед К.В. Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации. // Вопрсы психологии, 2000 г. № 4 - С.9-15

29. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева, 2-е изд. - М: Издательский центр "Академия", 1998 г.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1979 г.

31. Смирнова Е. Современный дошкольник - особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание, 2002 г. №4 - С.70-73

32. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и ВУЗов - М.: Школа - Пресс, 1997 г.

33. Советский энциклопедический словарь / Под ред.А.М. Прохорова - М.: Советская энциклопедия, 1983 г.

34. Справочник по психологии и психиатрии детей и подростков / Под ред.Ф.Ю. Изиркина - М.: Питер, 1999 г.

35. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей - М.: Просвещение, 1976 г. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980 гг. / Под ред.И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис - М: изд-во Московского университета, 1981 г.

36. Фрадкина А.Д. Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства. // В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой - М.: Просвещение, 1966 г.

37. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования - М: Педагогическое общество России, 1998 г.

38. Щербакова Е., Голицын В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание, 1991 г. №10 - С.56-58

39. Эльконин Д.Б. Психология игры - 2-е изд-во - М.: Гуманитарный изд. центр "Владос", 1999 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: