Прохождение практики выпускниками вузов перед зачислением на работу

В 2007 г. ученые Свободного университета Берлина по заказу фонда Ганса Беклера исследовали ситуацию с прохождением практики выпускниками немецких вузов.

40% выпускников вузов Германии обязаны пройти практику перед зачислением на работу. Половине из них предприятия и организации не выплачивают денежного вознаграждения, поэтому они вынуждены прибегать к финансовой поддержке семьи или подрабатывать на непрофильных работах. При этом лишь 32% практикантов отметили, что во время стажировки они получили знания, которые им пригодятся в дальнейшей работе.

Среди закончивших вуз 3,5 года назад безработица составляет 4%, три четверти — имеют стабильную работу, из них половина — бессрочную занятость. Еще 16% являются лицами свободных профессий.

Основываясь на данных исследования, его руководитель Ингрид Зерброк делает вывод о том, что становящаяся обязательной практика на производстве на деле является скрытой формой безработицы.

По официальным же данным если среди выпускников немецких школ безработица составляет более 20%, то среди выпускников высших учебных заведений — лишь 5%.

 

В Германии усилиями федеральных, региональных и муниципальных властей создана мощная разветвленная сеть информационных бюро по нахождению и предоставлению мест практики, временной работы, международных обменов для молодежи, сервисных центров, также поддержка интересных и полезных социальных программ на местном уровне.
В последнее время в Германии широкое распространение получил муниципальный проект "Профессиональная ориентация" для школьников с 7 по 9 классы. Проект предусматривает прохождение практики на предприятии, участие в строительных программах спортивных обществ, приглашение родителей на информационные дни "Выбери свою профессию", где взрослые рассказывают о своей профессии и делятся своим опытом.

 


НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ПОМОЩИ ВЫПУСКНИКАМ В ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (США, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, НОРВЕГИЯ, ШВЕЦИЯ)

Также хотелось бы немного обратить внимание и на другие зарубежные страны, на то, как решается проблема трудоустройства в них.

 

США

Основные субъекты помощи - учебные заведения и специальные консультативные и информационные службы. Основные формы помощи:

1.   Консультирование  - например, по вопросу открытия собственного бизнеса. В США престижным является не просто факт трудоустройства по специальности, но прежде всего основание своего бизнеса.

2. Стажировки – например, Вашингтонский Центр Стажировок и Академических Семинаров - независимая и негосударственная организация, которая организует профессиональные стажировки и специальные академические программы для американских и зарубежных студентов в Вашингтоне, О.К, США.

Постдипломное обучение.

4. "Профессионально-производственная практика" включает работу на работодателя по специальности до или после выпуска. Как правило, профессионально-производственную практику проходят в течение года (или менее) после окончания обучения.

Великобритания

Особое место в помощи выпускникам занимает организация выставок по их трудоустройству в Великобритании. Участие в выставке принимают работодатели и студенты – выпускники, желающие найти престижную работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Семинары по карьерному росту, презентации различных профессий, дебаты, помощь в составлении резюме и бесплатные консультации специалистов – все это ожидает выпускников на таких выставках.

Некоторые университеты предлагают возможность стажировок в процессе обучения и профессиональные тренинги для будущих специалистов, таким образом студенты получают не только качественное академическое образование, но и много практических знаний. Можно выбрать 4-х годичную программу обучения, где весь 3-й год студенты будут работать на полную ставку по специальности, а в течение 4-го года сделать проектную работу и после защиты получить степень Бакалавра.

Хотелось бы отметить, что в Великобритании процент трудоустройства выпускников довольно высок. Согласно статистическим данным, существует небольшая зависимость успешности трудоустройства от уровня знаний: 95% студентов, имевших высокий уровень A - level при поступлении в университет, находили работу в течение 6 месяцев после окончания вуза, тогда как процент трудоустроенных, поступавших после университетских подготовительных курсов, составил всего 87%.

 

Норвегия

Уровень безработицы в Норвегии составляет всего около 2,5 процента. В эту цифру попадают, как правило, мамы с маленькими детьми, а также работники, которые проходят переквалификацию. В 1996 году при непосредственном участии Центрального объединения была принята программа "Молодежные гарантии". Ни один трудоспособный норвежец в возрасте до 25 лет не может нигде не работать или не учиться. Если ты теряешь работу и не можешь найти новую, тебя отправят на переквалификацию. К сожалению, мне не удалось найти информации, действует ли данная программа и по сей день.

 

Швеция

В Швеции с 1998 года молодежная политика перешла в ведение Министерства культуры. Одновременно функционирует Государственный молодежный Совет, решающий голос в котором имеют представители правительства и парламента.

При направляющей роли государства в молодежной политике конкретное осуществление ее целей реализуется, как показывает опыт, в большей степени на местном уровне. В Швеции трудоустройством молодежи занимаются муниципалитеты, они также решают проблемы школ, распределяют гранты (ежегодно это около 1 млн шведских крон) для местных культурных и молодежных организаций.

Можно выделить положительные и отрицательные аспекты в сфере трудоустройства молодежи во Франции.

Положительные аспекты:

1. Приоритетное предоставление рабочих мест молодежи

2. Долгосрочное трудоустройство молодежи

3. Развитая национальная система общего социального страхования

Отрицательные аспекты:

1. Трудности в трудоустройстве молодежи без опыта работы (национальная система общего социального страхования основывается на предшествующем опыте работы и предшествующем доходе)

2. Отсутствие эффективной системы поддержки безработной молодежи

 

Заключение

В своей курсовой работе я попыталась рассмотреть то, как в разных зарубежных странах решается довольно актуальная проблема трудоустройства выпускников. В основном, помощь идет от государства, но в большинстве своем, она не закреплена четко в законе, а носит рекомендательный характер. Также проводится комплексная работа на уровне вузов. При поиске информации для курсовой работы я обратила внимание на большое количество сайтов вузов европейских стран, которые борются за абитуриентов, и главный их аргумент – высокий процент трудоустройства выпускников после завершения обучения.

Наиболее эффективными из рассмотренных путей решения проблемы мне кажутся:

1. правильная профориентационная работа (Ведь всегда лучше бороться с причиной проблемы, а не с ее последствиями. Если школьникам помочь в выборе профессии, не будет повального поступления на престижные специальности, рынок труда потом не будет перенасыщен однотипными специалистами, следовательно, уровень безработицы будет ниже)

2. стажировки

Ярмарки профессий

4. налаживание более тесных связей «государство-вуз-работодатель»  (государственный заказ на специальность => оплата обучения студента государством => гарантия трудоустройства выпускника на государственное предприятие или др. => работа выпускника по специальности)

Список используемой литературы:

 

1. Бяликова Т.А. «Молодежь Восточной Германии: «недовольные демократы»» - http://hist.asu.ru/aes/gdr/blkva.htm

2. Гирфанов Р.М., Калинкина М.Ю.:Реализация приоритетных национальных проектов в области молодежи (компаративный анализ: России и Германии)/ III Всероссийская конференция "Молодежь и будущая Россия"

3. Ломанн У. Молодежь Германии в 2006 — резюме репрезентативного исследования/ Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение" / № 3 2009

4.  Олейникова О. Н. «Профессиональное обучение и подготовка кадров в странах Западной Европы» - http://www.rhr.ru/index/jobmarket/foreign/1038.html

5. ШевченкоД. А. «Трудоустройство выпускников вузов»/ Журнал "Элитное образование"/ 11 (31), ноябрь 2001 г.

6. http://www.edu.gov.kz/index.php?id=951&L=1 – «Международный опыт
в сфере государственной молодежной политики»

7. http://www.rszodergava.ru/m_stati/node12 - «Профессиональное обучение и подготовка кадров в странах Западной Европы»

8. http://www.orangesmile.com/ru/novosti/167-bezrabotitsa.htm - статистика безработицы (молодежной и общей) в европейских странах

9. http://www.rutrud.ru/content/blogcategory/6/6/index.html - «Политика занятости в странах рыночной экономики»

10. http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./97301/143063/149377/157359 - «Молодежная политика: тенденции и международная практика»

11. http://www.ekonominform.ru/osnovnye-podxody-k-modelirovaniyu-ocenki-veroyatnostej-trudoustrojstva-vypusknikov-vuzov-rossii-i-ssha/ - «Основные подходы к моделированию оценки вероятностей трудоустройства выпускников вузов России и США»

12. http://www.yastudent.ru/articles/1/3/9.html - «Рейтинг трудоустройства выпускников британских вузов»

13. http://bankrabot.com/work/work_41744.html


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: