Естественный режим основных речных магистралей Центрального района характеризуется весенним половодьем (апрель — июнь), малой водностью в период летней и зимней межени и осенними дождевыми паводками (октябрь).
Замерзание рек происходит в конце ноября-начале декабря, вскрытие ото льда – в первой половине апреля. Свободными от льда основныех речные магистрали остаются приблизительно в течение 200 дней.
Создание и реконструкция гидроузлов
К основным гидроузлам района относятся Москва, Ярославль, Кострома, Калуга, Рыбинск. Роль последнего велика в обеспечении функционирования Рыбинского водохранилища. В целом по району можно отметить недостаточную развитость транспортных терминалов на реках.
Структура перевозок грузов на речном транспорте
В структуре грузооборота речного транспорта традиционно преобладают перевозки минерально-строительных грузов, леса, нефти и каменного угля.
Основные направления грузовых потоков
Основные направления грузовых потоков речного транспорта в Центральном экономическом районе связаны с внутрирайонными перевозками и включают следующие:
|
|
1) Перевозка по Волге до Ярославля, Костромы и далее по Волге в смежные районы;
2) Перевозка по Оке по направлению к Серпухову, Калуге, Центрально-Чернозёмному району.
Взаимодействие речного транспорта с другими видами
Поскольку в основном речной транспорт используется для перевозки грузов из Москвы на периферию района, обеспечено его взаимодействие с железнодорожным транспортом (преобладание данной связки обусловлено спецификой перевозимых речным транспортом грузов).
Крупнейшие порты и перевалочные пункты
Крупнейшими речными портами на территории Центрального экономического района являются Москва, Ярославль, Кострома, Серпухов, Калуга, Коломна.
Перспективы развития речного транспорта
Перспективы развития речного транспорта в Центральном экономическом районе связаны со следующими возможностями:
1) Частичный перевод грузовых перевозок с железнодорожного и автомобильного транспорта на речной (в частности, активизация речного транспорта в бассейне Оки);
2) Решение экологических проблем, связанных с интенсивным судоходством;
Автомобильный транспорт
Основные направления автомагистралей
От Москвы в разных направлениях отходят 15 автомагистралей. Создание московской многополосной кольцевой автодороги с многоуровневыми развязками позволяет осуществлять транзитные перевозки, минуя центр города. Высокой плотностью автодорог отличаются Московская, Тульская, Ивановская, Владимирская, Орловская, Рязанская, Ярославская области. По протяженности дорог с твердым покрытием (147 км на 100 км территории) Центральный район занимает первое место в России.
|
|
Для автомагистралей также свойственно радиальное размещение. От Москвы автомобильные дороги расходятся по направлению к всем областным центрам региона.
Участки главных межрайонных магистралей РФ
Среди межрайонных автомагистралей приоритетное значение для Центрального экономического района имеют дороги следующих направлений:
ü Санкт-Петербург;
ü Калининград;
ü Белоруссия;
ü Украина;
ü Воронеж-Ростов-на-Дону;
ü Волгоград;
ü Нижний Новгород-Казань;
ü Архангельск.
Крупнейшие железнодорожно-автомобильные узлы
Крупнейшим железнодорожно-автомобильным узлом является Москва, поскольку она является центром радиального размещения железных дорог и автомобильных дорог.
Перспективы развития автомобильного транспорта
Перспективы развития автомобильного транспорта связаны с увеличением густоты автомобильных дорог, поскольку на сегодняшний день они достаточно загружены в районе Москвы. Также здесь следует отметить актуальность развития интермодальных перевозок, связанных с движением по железным дорогам в пределах загруженной Московской области и с дальнейшей перегрузкой развозимых грузов на автомобильный транспорт.
Трубопроводный транспорт
Значение трубопроводного транспорта в экономике Центрального района
По нефте- и газопроводам в Центральный экономический район перекачиваются нефть и газ Западной Сибири, Поволжья и Европейского Севера.
Учитывая факт отсутствия данных природных ресурсов на территории района, можно говорить об исключительной важности трубопроводного транспорта для обеспечения жизнедеятельности и развития данного региона.
География газо- и нефтепроводов и их взаимодействие с другими видами транспорта
Газопроводы подведены к основным городам района от следующих направлений:
ü С Урала;
ü С Юга России.
Нефтепроводы подведены со следующих направлений:
ü Из Перми;
ü Из Уренгоя.
К газопроводам подключены все значительные центры района, к нефтепроводам следующие промышленные центры: Москва, Ярославль, Ковров, Рязань, Коломна.
Перспективы развития трубопроводного транспорта
Учитывая тот факт, что в перспективе предполагается сворачивание энергоёмких производств в Центральном районе, в дальнейшем он будет выполнять транзитную функцию, что не требует развития трубопроводного транспорта в регионе.
Воздушный транспорт
География важнейших внутренних и международных авиалиний
Москва является крупнейшим центром воздушного транспорта в России: в ней расположено 4 аэропорта (Домодедово, Шереметьево, Внуково, Быково), 3 из которых также являются международными. География основных направлений авиаперевозок представлена на следующих рисунках.