Порядок налогообложения экспортных операций

 

До 2001 года организации–экспортеры были освобождены от уплаты НДС. Теперь они уже не вправе пользоваться данной льготой. С 1 января 2001 года вступила в силу глава 31 «Обороты, облагаемые по нулевой ставке» Налогового кодекса РК. Она внесла изменения в порядок исчисления и уплаты НДС по экспортным операциям, которые выделены в особый вид операций, облагаемых по ставке 0%.

Согласно Налоговому кодексу РК, для получения права на нулевую ставку НДС экспортер должен представить в налоговые органы документы, которые подтверждают экспорт товаров:

-договор (контракт) на поставку экспортируемых товаров;

-грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режиме экспорта, а также с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Республики Казахстан. В случае вывоза товаров в режиме экспорта по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи либо с применением процедуры неполного периодического декларирования подтверждением экспорта служит полная грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление;

-копии товаросопроводительных документов.

В случае вывоза товаров в режиме экспорта по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров.

-подтверждение уполномоченного органа в области охраны прав интеллектуальной собственности о наличии товара на магнитном носителе и прав на его авторство, а также его стоимости - в случае экспорта объекта интеллектуальной собственности.

В случае осуществления дальнейшего экспорта товаров, ранее вывезенных за пределы таможенной территории Республики Казахстан в режиме переработки вне таможенной территории, или продуктов их переработки подтверждение экспорта осуществляется в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, а также на основании следующих документов:

-грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой производится изменение режима переработки на режим экспорта;

-грузовой таможенной декларации, оформленной в режиме переработки товаров вне таможенной территории;

-копии грузовой таможенной декларации, оформленной при ввозе товаров на территорию иностранного государства в режиме переработки товаров на таможенной территории (переработки товаров под таможенным контролем), заверенной таможенным органом, осуществившим такое оформление;

-копии грузовой таможенной декларации, оформленной в режиме экспорта при вывозе товаров или продуктов их переработки с территории государства переработки и заверенной таможенным органом, осуществившим такое оформление.

Оборот по реализации следующих услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке:

-транспортировка товаров, в том числе почты, экспортируемых с территории Республики Казахстан и импортируемых на территорию Республики Казахстан;

-транспортировка по территории Республики Казахстан транзитных грузов;

-перевозка пассажиров и багажа в международном сообщении.

Для целей пункта 1 настоящей статьи перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами, а в случае перевозки экспортируемых товаров по системе магистральных трубопроводов - документами, подтверждающими передачу экспортируемых товаров покупателю либо другим лицам, осуществляющим дальнейшую доставку указанных товаров, с представлением грузовой таможенной декларации, оформленной в таможенном режиме экспорта.

В случае осуществления перевозки пассажиров, экспортируемых товаров по территории Республики Казахстан несколькими транспортными организациями началом международной перевозки признается место начала перевозки пассажиров, транспортировки товаров (почты, багажа) транспортной организацией, осуществляющей перевозку до границы Республики Казахстан.

В случае осуществления перевозки пассажиров, импортируемых товаров (почты, багажа) несколькими транспортными организациями к международной относится перевозка, осуществляемая транспортной организацией, посредством транспорта которой пассажиры, товары (почта, багаж) были ввезены на территорию Республики Казахстан.

При реализации на экспорт подакцизных товаров для подтверждения обоснованности освобождения от налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 259 настоящего Кодекса налогоплательщиком в течение шестидесяти рабочих дней в обязательном порядке представляются в налоговый орган по месту регистрации следующие документы:

-договор (контракт) на поставку экспортируемых подакцизных товаров;

-грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная таможенным органом, с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск подакцизных товаров в режиме экспорта.

В случае вывоза подакцизных товаров в режиме экспорта по системе магистральных трубопроводов либо с применением процедуры неполного периодического декларирования подтверждением экспорта служит полная грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление;

-копии товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Республики Казахстан.

В случае вывоза подакцизных товаров в режиме экспорта по системе магистральных трубопроводов вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;

-платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров на счета налогоплательщика в Республике Казахстан, открытые в соответствии с законодательством Республики Казахстан [19].

При экспорте подакцизных товаров в государства-участники Содружества Независимых Государств, с которыми Республикой Казахстан заключены международные договоры, предусматривающие освобождение от акциза экспорта подакцизных товаров, дополнительно представляется копия грузовой таможенной декларации, оформленной в стране импорта подакцизных товаров, вывезенных с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта.

В случае неподтверждения реализации подакцизных товаров на экспорт в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи такая реализация подлежит обложению акцизом в порядке, устанавливаемом настоящим разделом для реализации подакцизных товаров на территории Республики Казахстан.

Исчисление суммы акциза производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе.

Исчисление суммы акциза по игорному бизнесу производится путем применения ставки акциза, установленной на налоговый период, к количеству объектов обложения.

При изменении в налоговом периоде количества объектов обложения сумма акциза на введенный (выбывший) объект уплачивается в полном объеме.

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, определенную в соответствии со статьей 269 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей вычеты.

Вычету подлежат суммы акциза, уплаченные на территории Республики Казахстан при приобретении или при импорте подакцизных товаров (за исключением всех видов спирта, сырой нефти, газового конденсата) на таможенную территорию Республики Казахстан, если указанные товары в дальнейшем использованы в качестве основного сырья для производства подакцизных товаров.

В соответствии с настоящим пунктом вычет производится на сумму акциза, определенного исходя из объема подакцизного сырья, фактически использованного на изготовление подакцизных товаров в налоговом периоде.

Положения настоящей статьи применяются также при передаче подакцизных товаров, изготовленных из давальческих подакцизных сырья и материалов, при условии подтверждения уплаты акциза собственником давальческих подакцизных сырья и материалов.

Сроки уплаты акциза. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, акциз на подакцизные товары подлежит перечислению в бюджет не позднее чем:

-на тринадцатый день месяца по операциям, совершенным в течение первых десяти дней налогового периода;

-на двадцать третий день месяца по операциям, совершенным в течение вторых десяти дней налогового периода;

-на третий день месяца, следующего за отчетным месяцем, по операциям, совершенным за оставшиеся дни налогового периода.

По подакцизным товарам, произведенным из давальческих сырья и материалов, акциз уплачивается в день передачи продукции заказчику или лицу, указанному заказчиком.

При передаче сырой нефти, газового конденсата, добытых на территории Республики Казахстан, на промышленную переработку акциз уплачивается в день ее передачи.

При производстве подакцизных товаров из сырья собственного производства, которое подлежит обложению акцизом, акциз на данное сырье уплачивается в сроки, установленные для уплаты акциза по готовым подакцизным товарам.

Акциз по игорному бизнесу уплачивается в порядке и сроки, установленные статьей 395 настоящего Кодекса.

Акциз от осуществления деятельности по организации и проведению лотерей уплачивается до или в день регистрации выпуска в продажу лотерейных билетов, осуществляемой в соответствии со статьей 267 настоящего Кодекса.

Место уплаты акциза. Уплата акциза производится по месту регистрации плательщика акциза, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Плательщики акциза, имеющие структурные подразделения, уплачивают акциз по месту нахождения структурных подразделений в порядке, предусмотренном статьей 273 настоящего Кодекса, если они осуществляют:

-производство подакцизных товаров, указанных в подпунктах 1) - 2) пункта 1 статьи 257 настоящего Кодекса, и (или) их розлив;

-осуществляют оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива.

Предприятия-производители, являясь собственниками экспортируемой продукции, обычно сами ее отгружают иностранным покупателям. Поэтому в транспортных накладных они указываются как отправители [19].

Иная ситуация складывается с торговыми организациями. Они приобретают товары у производителей по договору купли-продажи, но сами редко отгружают товар иностранным покупателям. Обычно товары грузятся непосредственно с завода-производителя. При этом во внешнеторговом контракте может быть указано, что грузоотправителем является завод-производитель.

Затем в бухгалтерии торговой организации оформляют накладную с подписями материально ответственных лиц о передаче товара от завода к торговой фирме, хотя фактически товары не передаются, а отгружаются иностранному покупателю.

Кроме этого, в бухгалтерию направляются внешнеторговый контракт, ГТД и транспортные документы. Из этих документов видно, что товар отгружался непосредственно с завода-производителя (указан завод-производитель в качестве отправителя или место отправления - место нахождения завода или его склада).

Необходимо отметить, что и счет-фактура типовой формы, утвержденной постановлением Правительства РК, не является основанием для оприходования товаров, то есть не может свидетельствовать о переходе права собственности на товары. Счет-фактура в данном случае служит для оплаты поступивших товаров.

Кроме того, счет-фактура составляется не только по договору поставки (купли-продажи), но и при заключении договора комиссии. Так, комитент, передавая посреднику товар на реализацию, обязан составить и вручить счет-фактуру комиссионеру.

Следовательно, несмотря на то, что стороны заключили договор поставки (купли-продажи), из сути представленных документов вытекает, что фактически товар от завода-производителя торговой фирме не передавался. Это, в свою очередь, дает основание рассматривать совершенную сделку как договор комиссии на реализацию товаров. Согласно договору комиссии завод выступает как комитент, отгружающий товары, а торговая фирма - как посредник, участвующий в расчетах. Следовательно, возмещение НДС торговой организацией можно признать необоснованным, так как она не является собственником товаров.

Во избежание такой ситуации для подтверждения перехода права собственности на закупленные товары торговой фирме следовало оформлять не накладные, а отгрузочные разнарядки.

Согласно Гражданскому кодексу, договор поставки (купли-продажи) может предусматривать право покупателя давать поставщику указания об отгрузке товаров получателям, указанным в отгрузочной разнарядке.

Содержание разнарядки определяется договором. Разнарядка составляется в произвольной форме. Обычно в ней указывается: наименование товара, количество, цена, стоимость, наименование получателя и его реквизиты, а также срок поставки и наименование перевозчика, которому поставщик обязан отгрузить товар в соответствии с разнарядкой.

Договором также определяется срок направления разнарядки. Если такой срок не установлен, то разнарядка должна быть направлена поставщику не позднее, чем за тридцать дней до наступления периода поставки.

Если по договору поставки (купли-продажи) товары грузятся в адрес одного и того же получателя, то его наименование и реквизиты, а также порядок сдачи товара перевозчику можно предусмотреть непосредственно в договоре поставки товаров.

При вывозе из Республики Казахстан экспортные товары помещаются под таможенный режим "экспорт".

Порядок оформления ГТД в этом режиме изложен в Инструкции, утвержденной приказом ГТК РК от 3 апреля 1997 г. N 78-П. Для таможенного оформления товаров экспортер может также привлечь таможенного брокера. Таможенный брокер оказывает услуги по заполнению ГТД и перечислению таможенных платежей. Фактически таможенный брокер выступает в роли посредника: экспортер перечисляет таможенные платежи на его счет, а затем брокер производит расчеты с таможней.

В настоящее время действует также порядок, согласно которому экспортер для таможенного оформления товаров должен предъявить на таможню зарегистрированные в налоговых органах счета-фактуры, относящиеся к производству (приобретению) и реализации экспортных товаров.

Для регистрации счетов-фактур экспортеры предъявляют в налоговые органы различные документы, в зависимости от того, является ли экспортер собственником товаров или посредником.

Так, экспортеры - торговые организации представляют в налоговые органы копии счетов-фактур, полученных от поставщиков вывозимых товаров.

Экспортеры, реализующие товары, произведенные из давальческого сырья, регистрируют в налоговой инспекции:

- копии счетов-фактур на приобретение давальческого сырья;

- копии счетов-фактур на оказание услуг по переработке сырья;

- копию договора на оказание услуг по переработке сырья.

На основании этих документов налоговая инспекция выдает справку, в которой указывает количество экспортируемых товаров, полученных в результате переработки, и подтверждает, что экспортер является собственником этих товаров.

Организации, экспортирующие товары собственного производства, предъявляют документы, подтверждающие, что производство вывозимых товаров относится к их основному виду деятельности. Такими документами могут быть перечень основных производственных фондов, предназначенных для производства экспортных товаров, и номенклатура выпускаемой продукции. На основании этих документов налоговые органы выдают справку о том, что производство экспортных товаров относится к основному виду деятельности экспортера-производителя. Эта справка действительна в течение трех месяцев.

Если казахстанский экспортер нарушит условия контракта (сроки поставки, условия о количестве и качестве поставленных товаров и т.п.), то это может повлечь незачисление или неполное зачисление экспортной выручки или уплату штрафных санкций, предусмотренных договором с иностранным продавцом.

Чтобы избежать ответственности за нарушение валютного законодательства о порядке зачисления выручки от экспорта или обосновать уплату штрафных санкций в иностранной валюте, необходимо зафиксировать факт нарушения условий контракта.

В качестве документов, подтверждающих неисполнение условий контракта о качестве, количестве и сроках поставки экспортируемых товаров, а также в случаях, если эти товары оказались уничтоженными или поврежденными, когда казахстанская сторона несла риск их случайной гибели, экспортеру следует оформить любой из нижеперечисленных документов:

а) акт приемки (рекламационный акт), составленный получателем товаров с участием представителя Экспортера и (или) компетентного представителя незаинтересованной организации в соответствии с законодательством, распространяющимся на контракт.

К рекламационному акту должны прилагаться другие документы, например, коммерческие акты, акты о вскрытии контейнеров, заключения нейтральной лаборатории о результатах осмотра и испытания товаров, копии транспортных документов (при просрочке отгрузки экспортируемого товара), а также копия документа, удостоверяющего право компетентного представителя незаинтересованной организации на участие в приемке товаров;

б) письменное подтверждение иностранных торгово-промышленных палат и иных иностранных организаций, уполномоченных осуществлять экспертизу и контроль качества, количества и комплектности товаров;

в) приговор, решение или определение судебных и других правомочных органов.

Товары, отгруженные за пределы Республики Казахстан, оформляются в таможенном режиме "экспорт".

Рассмотрим порядок начисления и взимания таможенных платежей. При временном ввозе (вывозе) товаров по перечню, приведенному в Приложении 1 настоящих Правил, применяется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов. При этом, предельный срок временного ввоза (вывоза) указанных товаров составляет 1 (один) год.

В отношении иных товаров (в т.ч. и автомоторных средств физических лиц), а также в случаях продления сроков временного ввоза (вывоза) товаров, указанных в п. 1 настоящего Порядка, применяется полное освобождение от налогов и частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин в соответствии со статьей 68 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона "О таможенном деле в Республике Казахстан" [20].

При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3 (три) процента от суммы таможенных пошлин, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (далее - периодические таможенные пошлины).

При исчислении указанной суммы применяются ставки таможенных пошлин, действующие на день принятия грузовой таможенной декларации с заявленным режимом временного ввоза (вывоза).

Рассчитанные суммы периодических пошлин уплачиваются предварительно. Конкретные сроки уплаты этих пошлин устанавливаются таможенным органом, предоставившим разрешение на временный ввоз (вывоз), с учетом заявления декларанта.

Суммы периодических таможенных пошлин уплачиваются применительно к порядку, установленному для уплаты таможенных пошлин. Учет и перечисление периодических таможенных пошлин в республиканский бюджет производятся по видам пошлин – импортная таможенная пошлина - по коду 106101, экспортная таможенная пошлина - по коду 106102.

Таможенный орган, предоставивший разрешение на временный ввоз (вывоз), контролирует фактическое поступление сумм периодических таможенных пошлин.

Уплаченные суммы периодических таможенных пошлин при обратном вывозе либо заявлении товаров к иному таможенному режиму, в том числе к таможенному режиму экспорта (временно вывезенные товары) не возвращаются, за исключением случая последующего заявления временно ввезенных товаров к таможенному режиму выпуска для свободного обращения. При этом, уплаченные суммы периодических таможенных пошлин засчитываются в суммы таможенных пошлин, подлежащих уплате в связи с помещением товаров под указанный таможенный режим и применяются ставки таможенных пошлин и курс иностранных валют, действующие на день принятия грузовой таможенной декларации с заявлением таможенного режима выпуска для свободного обращения, а таможенная стоимость определяется по ставкам, действовавшим на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза (вывоза).

За фактически использованную отсрочку либо рассрочку уплаты таможенных пошлин за время нахождения товаров под таможенным режимом временного ввоза (вывоза) взимаются проценты по официальной процентной ставке рефинансирования, устанавливаемой Национальным Банком Республики Казахстан.

Исчисление и взимание процентов производится в соответствии с порядком, установленным в нормативных документах по предоставлению отсрочек (рассрочек) по уплате таможенных пошлин.

Расчет сумм периодических таможенных пошлин, подлежащих уплате, производится на оборотной стороне контрольного экземпляра грузовой таможенной декларации. При этом, в обязательном порядке указывается документ, удостоверяющий уплату этих сумм, (N и дата), запись удостоверяется должностным лицом отдела таможенных платежей таможенного органа. Пример расчета периодических таможенных пошлин с заполнением на оборотной стороне грузовой таможенной декларации приведен в Приложении 3 настоящих Правил.

Ответственность за уплату периодических таможенных пошлин несет лицо, перемещающее товары.

В случае временного ввоза (вывоза) товаров лицами, пользующимися тарифными льготами в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин на период действия таких льгот не применяется в виду применения тарифных льгот.

Если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении НДС, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения решения.

Если решение об отказе не принято и (или) экспортеру не представлено мотивированное заключение, то налоговый орган обязан принять решение о возмещении суммы НДС и уведомить об этом организацию в течение десяти дней.

При этом решение о возмещении НДС принимает налоговый орган по месту постановки экспортера на учет, если сумма возмещаемого налога не превышает 5 млн. тенге, а также в случаях возмещения НДС традиционным экспортерам независимо от суммы налога.

Возмещение НДС производится в следующем порядке.

В случае наличия недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.

Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем экспортеру.

При отсутствии недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по НДС и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Казахстан, либо подлежат возврату экспортеру по его заявлению.

Решение о возврате должно быть принято налоговым органом в течение трех месяцев со дня представления отдельной налоговой декларации и в тот же срок направлено в органы казначейства.

Возврат сумм осуществляется органами казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа.

При нарушении установленных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Нацбанка РК.

Не подлежит налогообложению реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта. Причем применение этой нормы возможно лишь при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации таких подакцизных товаров.

Освобождение от налогообложения представляется только при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта непосредственно налогоплательщиком - производителем этих товаров, а также собственником нефтепродуктов, выработанных из собственного сырья по договору о переработке нефти с нефтеперерабатывающим заводом.

Экспортер может не уплачивать акциз при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Такое поручительство (банковская гарантия) должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случаях непредставления экспортером в установленном порядке документов, подтверждающих факт экспорта.

При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) экспортер уплачивает акциз в соответствии с общим порядком, предусмотренным для операций по реализации подакцизных товаров на территории Республики Казахстан.

Уплаченные суммы акциза и соответствующая пеня впоследствии подлежат возврату при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

Производители и торговые организации наряду с экспортными поставками могут осуществлять также деятельность по реализации товаров внутри Республики Казахстан. Следует отметить, что НК РК не содержит прямого требования ведения раздельного учета товаров, реализуемых на экспорт и реализуемых внутри Республики Казахстан.

Однако в случае реализации товаров как внутри республики, так и на экспорт применяются различные налоговые ставки. Таким образом, для правомерного применения нулевой налоговой ставки по НДС по экспортным товарам организация должна обеспечить отдельный учет стоимости реализуемых экспортных товаров.

Экспорт работ и услуг. Учет производства и реализации услуг на экспорт ведется так же, как и производство и реализация услуг внутри РК.

При исчислении налога на прибыль доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в национальной валюте. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в тенге по официальному курсу Нацбанка РК, установленному на дату признания этих доходов.

Для организаций, ведущих налоговый учет "по начислению", датой признания доходов от реализации работ и услуг является день подписания акта выполненных работ. Поэтому валютная выручка подлежит пересчету по курсу Нацбанка РК на дату подписания акта. Для организаций, ведущих налоговый учет "по оплате", датой признания дохода в иностранной валюте является день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу организации.

С точки зрения налогового законодательства можно выделить два вида услуг, оказываемых иностранным организациям:

1) экспортные услуги, по которым предусмотрено применение нулевой налоговой ставки;

2) услуги, место реализации которых находится вне территории Республики Казахстан [19].

По окончании отчетного периода, в котором организация получит выручку от экспортных услуг и соберет полный пакет документов, предусмотренных в статье 223 НК РК, в налоговые органы представляется отдельный расчет по НДС по ставке 0 процентов. К декларации прикладываются также:

- контракты с экспортерами на осуществление погрузочно-разгрузочных работ;

- выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от экспортеров;

- копии коносаментов с отметкой таможенного органа в морском порту, подтверждающие фактический вывоз обслуживаемых товаров.

Кроме экспортных услуг, выделяют также услуги, реализованные вне территории РК.

Место реализации услуг определяется в соответствии со статьей 272 НК РК.

Напоминаем, что место реализации услуг в зависимости от их вида определяется:

- по месту нахождения недвижимого имущества, если услуги связаны с этим имуществом;

- по месту нахождения движимого имущества, если услуги связаны с этим имуществом;

- по месту фактического оказания услуг, - в отношении услуг в сфере культуры, спорта, отдыха;

- по месту экономической деятельности покупателя в отношении консалтинговых, инжиниринговых и прочих услуг;

- по месту экономической деятельности организации, выполняющей услуги (для остальных услуг);

- по месту реализации основных работ, услуг.

Подтверждением места реализации услуг являются контракты, счета, акты выполненных работ (оказанных услуг) и прочие документы. Если в соответствии с установленным порядком место реализации услуг находится вне территории Республики Казахстан, то оборот по их реализации не облагается НДС. Если за услуги, реализуемые за пределами РК, получен аванс, то с суммы аванса НДС не удерживается.

Экспортеры, которые не смогли в течение 180 дней собрать все необходимые документы, могут предъявить НДС к возмещению на 181-й день со дня оформления ГТД, так как в этот день товары считаются реализованными и по ним уплачивается НДС.

При этом сумма начисленного налога указывается в строке 10 раздела II декларации по налоговой ставке 0%, а в строке 13 приводится сумма НДС, предъявленная к возмещению из бюджета. Разница между этими величинами записывается в строке 17 (если начисленный НДС больше налогового вычета) или в строке 18 (если налоговый вычет больше начисленного налога) раздела II декларации по ставке 0%. Затем эти суммы переносят в обычную декларацию по НДС: из строки 17- в строку 21, а из строки 18- в строку 22 [19].

Право экспортера на нулевую ставку налога может быть восстановлено, если он соберет документы, подтверждающие экспорт. Налоговые органы обязаны вернуть налогоплательщику ранее уплаченные суммы налога и «входной» НДС. Ранее уплаченные суммы налога указываются в строке 8 раздела I декларации по ставке 0%, величина налоговой базы приводится в строке 1, а в строке 5 указывается предъявленный к возмещению ‘входной’ НДС. Бывает, что предприятие экспортирует товары, освобожденные от НДС. Перечень таких товаров содержится в пунктах 1, 2 и 3 статьи 259 НК РК. По этим товарам экспортер не возмещает входной НДС, а включает его в себестоимость продукции. Очевидно, что для экспортера это невыгодно. Поэтому по некоторым видам товаров он может отказаться от льготы. Сделав это, он получит возможность возмещать НДС, уплаченный поставщикам материальных ценностей, которые использовались при производстве этих товаров. С другой стороны, реализуя товары на территории РК, он будет вынужден исчислять НДС с их стоимости. Ведь Налоговый кодекс запрещает отказываться от налоговой льготы только по договорам с иностранными покупателями. Поэтому прежде, чем принять окончательное решение, экспортер должен тщательно взвесить все «за» и «против» [5, с.71].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: