Экономическая сущность экспортных операций

 

Экспортная операция представляет собой деятельность, направленную на продажу и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Для продавца не имеет значения, что будет делать с этим товаром покупатель – пустит в переработку, реализует на внутреннем рынке или перепродаст в третьей стране. Для продавца и его страны в любом случае это будет экспортная операция. Ее основными признаками являются заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение товаром границы страны - экспортера. Необходимым условием экспортной операции является наличие товара, пользующегося спросом на внешнем рынке [1, с.12].

В Законе Республики Казахстан “О государственном регулировании торговой деятельности” от 12 апреля 2004 года дается следующее определение экспорта: “Экспорт – вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Республики Казахстан за границу без обязательства об обратном ввозе [2].

Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РК, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РК за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у казахстанского лица и передаче его другому казахстанскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу”.

Согласно теориям торговли, для стран наиболее выгодным является экспорт, так как он приносит стране прибыль, валюту, обеспечивает занятость и т.д. Данные преимущества вывоза связаны с его функциями, которые, на наш взгляд, достаточно полно раскрыты в экономической литературе. Наиболее значимыми являются функции:

-стимулирования развития национальной экономики посредством увеличения спроса за счет расширения границ внутреннего рынка;

-трансформации производства, проявляющейся в способности разнообразить натурально-вещественную структуру ВВП при одновременном повышении качества товаров;

-антимонопольная функция путем выталкивания господствующих в стране монополий на внешний рынок, где они конкурируют с такими же монополистическими объединениями;

-компенсации заниженного курса национальной валюты через различные экспортные таможенные пошлины, сборы и налоги, что имеет немаловажное значение для стран переходной экономики;

-эффективной специализации национальной экономики;

-эффективного использования производственных мощностей, так как она не ограничивается внутренним рынком. Это важно для казахстанского производства, которое было рассчитано на крупномасштабное производство в рамках бывшего единого народнохозяйственного комплекса СССР;

-обновления основных фондов, новых технологий экспортных отраслей;

-улучшения платежного баланса страны [1, с.14].

Перечисленные функции характерны для любой экономики вне зависимости от ее состояния и уровня экономического развития. На наш взгляд, для переходной экономики характерно наличие собственных преимуществ экспорта, обусловленных наличием специфических функций, таких, как:

а)смягчение последствий экономического кризиса для национальной экономики;

б)привлечение иностранного капитала в экспортные отрасли;

в)укрепление экономической независимости страны за счет дифференциации внешнеэкономических связей, способствующей ослаблению зависимости национальной экономики о г) реализация совокупного продукта базовых экспортных отраслей в условиях кризиса отечественных потребителей, чем обеспечивается непрерывность воспроизводственного процесса этих секторов экономики.

Все это в совокупности привело к тому, что молодые независимые государства взяли под свой контроль вывоз.

В условиях рыночных отношений коренные изменения произошли в сфере внешнеэкономической деятельности. Государственная монополия внешней торговли уступила место свободе частного предпринимательства, и все большее количество торговых фирм стали включаться во внешнеэкономическую деятельность.

Внешнеэкономическая деятельность является одной из основных форм экономических связей Республики Казахстан с иностранными государствами. Видами внешнеэкономической деятельности являются импорт и экспорт товаров. Импорт - это операции, связанные с приобретением и ввозом товаров на территорию Казахстан. Экспорт связан с вывозом товаров за пределы Республики Казахстан с целью их дальнейшей реализации или использования в других странах.

Для правильного понимания процедуры подготовки и документального оформления внешнеэкономических сделок в предпринимательской деятельности прежде всего необходимо разобраться в используемых при их совершении терминах (понятиях).

В Гражданском кодексе Республики Казахстан содержатся два понятия: сделка и договор. Сделками статья 147 ГК Республики Казахстан признает действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Договором же статья 378 ГК Республики Казахстан признает соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей и устанавливает, что к договору применяются правила о двух- и многосторонних сделках. Говоря иными словами, фактически совершенной сделкой можно признать лишь практическое исполнение сторонами договора своих договорных обязательств (действия), а не подписание договора (соглашение совершить эти действия в определенное время или при определенных условиях). Кроме того, сделки могут быть односторонними и двух- или многосторонними, а договоры лишь двух- или многосторонними [4]. В приложении Б представлены влияние условий поставки на формирование коммерческих расходов экспортера.

Все внешнеэкономические сделки (экспортные и реэкспортные, импортные и реимпортные деловые операции) должны заключаться только в письменной форме. В большинстве случаев несоблюдение письменной формы сделки не влечет ее недействительности, но лишает стороны права в случае спора подтверждать ее совершение, содержание или исполнение свидетельскими показаниями (допускается подтверждение лишь письменными документами).

Сделка, совершенная в письменной форме (договор, контракт), должна быть подписана сторонами или их представителями, если иное не вытекает из обычаев делового оборота. При совершении сделки допускается использование средств факсимильного копирования подписи, электронной цифровой подписи, если это не противоречит законодательству или требованию одного из участников. Двусторонние сделки могут совершаться путем обмена документами, каждый из которых подписывается стороной, от которой он исходит.

Заключение любой внешнеэкономической сделки требует очень тщательной подготовки, которая включает в себя две первоочередные задачи: подбор делового партнера и проведение с ним переговоров или деловой переписки.

В практике предпринимательской внешнеэкономической деятельности используются три основных способа выбора деловых партнеров:

1) использование рекомендаций коллег по бизнесу;

2) выполнение акта (решения) государственного органа или международного соглашения;

3) изучение рынка сбыта (реализации) производимых товаров или рынка производителей товаров, которые необходимо приобрести.

Каждый из перечисленных способов имеет свои особенности, но применение любого из них предполагает обязательное изучение потенциального партнера и установление с ним делового контакта.

Источниками информации о деловых партнерах являются профессиональные, коммерческие и экономические журналы, сборники и газеты, а также различные выставки.

Существуют и специальные консалтинговые фирмы, которые могут за определенную плату представить коммерческую информацию о конкретном производителе той или иной продукции и его финансовом состоянии.

Собранная информация о потенциальных деловых партнерах должна быть проанализирована и обсуждена с финансовой и юридической службами компании. Цель такого комплексного анализа заключается в проверке соответствия сделки требованиям законодательства стран обоих партнеров и составлении прогноза финансовых последствий сделки.

После того, как потенциальный деловой партнер определен, наступает стадия установления с ним делового контакта для достижения соглашения о заключении договора. Наиболее общепринятым считается следующий порядок установления взаимодействия участников внешнеэкономической сделки по инициативе экспортера:

Потенциальному партнеру направляется инициативное коммерческое предложение о заключении конкретной внешнеэкономической сделки (договора купли-продажи, договора поставки и т.п.). Такое предложение, если в нем указаны существенные условия договора или порядок их определения, в соответствии со статьей 395 ГК Республики Казахстан является офертой, а пославшее его лицо называется оферентом. Оферта может быть оформлена в виде делового письма, комплекта документов или в форме проекта конкретного договора, подписанного оферентом и содержащего все основные условия сделки. В ряде случаев оферта может быть сделана устно при личных встречах или по телефону с последующим подтверждением в письменной форме одним из вышеперечисленных способов.

Составление оферты требует особого внимания. Оферент должен заинтересовать потенциального делового партнера, показать выгоды своего предложения. Обычно в оферте указываются все коммерческие условия сделки: наименование товара, количественные и качественные характеристики, базисные условия поставки и цена, срок поставки, условия платежа, порядок сдачи-приемки товара, характер тары и упаковки, гарантии и санкции.

Оферта может быть твердой (посланной только одному возможному покупателю) и свободной (посланной одновременно нескольким возможным покупателям). Если покупатель не согласен с одним или несколькими условиями оферты, то он посылает продавцу встречное предложение с перечнем своих условий и срока для ответа, которое называется контрофертой.

Обычаи делового оборота предусматривают, что если продавец имеет в стране экспорта монопольного посредника (генерального дистрибьютора), то первое предложение должно делаться обязательно ему и лишь в случае его отказа продавец может сделать предложения другим покупателям на тех же условиях. Классификация посредников во внешнеторговых отношениях представлена в приложении В дипломной работы.

Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Содержащееся все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой. Чаще всего публичная оферта делается такими лицами или организациями, которые по роду своей деятельности обязаны делать предложения как можно более широкому кругу лиц [4].

Полученная оферта должна быть акцептована. Согласно статье 396 ГК Республики Казахстан акцептом признается ответ акцептанта - лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцептом признается только такой ответ, в котором акцептант выражает полное и безоговорочное согласие с офертой (например, подписывает присланный ему проект договора без оговорок и изменений). Отказ от предлагаемых условий договора, их изменение, дополнение или предложение своих условий, а также неопределенность согласия акцептом не являются, договора не порождают, а выступают или как отказ от заключения договора, или как выдвижение новой оферты. Не является акцептом и молчание акцептанта, если иное не вытекает из законодательного акта, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.

Формой акцепта может выступать совершение конклюдентных действий – отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ и т.п., из которых должно явно вытекать безоговорочное одобрение оферты.

Контракт (договор) является основным документом, юридически закрепляющим права, обязанности и ответственность партнеров по сделке.

Оформление паспорта сделки требуется:

- по контрактам, заключенным на сумму в эквиваленте свыше пяти тысяч долларов США при перемещении товаров через таможенную границу Республики Казахстан по контрактам (договорам, соглашениям) купли-продажи товаров;

- при заявлении таможенным органам товаров для экспорта (выпуска для свободного обращения) в связи с переходом права собственности на эти товары от резидента к нерезиденту (нерезидента к резиденту), ранее оформленных в таможенном режиме, отличном от экспорта (выпуска для свободного обращения);

- при перемещении товаров (экспорт/выпуск для свободного обращения) по контрактам на услуги, в случае, если стоимость товара по контракту превышает эквивалент пять тысяч долларов США на дату заключения контракта.

Оформление паспорта сделки не требуется:

- при ввозе наличных денег банками на таможенную территорию Республики Казахстан;

- при вывозе Национальным Банком Республики Казахстан и банками драгоценных металлов для размещения на "металлических" счетах за границей;

- по контрактам, оплата товаров по которым производится за счет государственных внешних займов либо внешних займов, обеспеченных гарантией государства;

- по контрактам, не предусматривающим перемещение товаров через таможенную границу Республики Казахстан и не требующим соответственно таможенного оформления;

- по контрактам, заключенным на сумму, не превышающую на дату заключения экспортером/импортером контракта эквивалент пяти тысяч долларов США, при этом банки и таможенные органы также осуществляют контроль за такими операциями экспортеров/импортеров.

При оформлении договора (контракта), связанного с экспортом используются следующие основные понятия:

-юридическое лицо – лицо, зарегистрированное в качестве хозяйствующего субъекта, по законодательству Республики Казахстан;

-экспортер – юридическое лицо – резидент Республики Казахстан, заключивший контракт (договор, соглашение) на продажу (поставку) товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан;

-паспорт сделки по экспорту – документ валютного контроля, установленной формы, заполняемый экспортером и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке. А именно: реквизиты экспортера и его банка, реквизиты иностранного покупателя, реквизиты и условия контракта; а также подписи уполномоченных лиц от банка, от экспортера и от таможенного органа-импортер.

Экспортер после заключения контракта заблаговременно до момента наступления срока исполнения обязательств по контракту любой из сторон (резидент или нерезидент) обязан произвести оформление паспорта сделки в таможенном органе и банке. Экспортер независимо от условий контракта (оплата до или после завершения таможенного оформления товара на территории Республики Казахстан) начинает оформление паспорта сделки в таможенном органе, в зоне деятельности которого он зарегистрирован. Экспортер представляет в таможенный орган три экземпляра паспорта сделки. Одновременно с паспортом сделки экспортер обязан представить в таможенный орган оригинал контракта либо его нотариально засвидетельствованную копию, на основании которого был составлен паспорт сделки.

Экспортные операции в Республике Казахстан подлежат лицензированию в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан «О лицензировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг)». Введение лицензионного порядка на импорт товаров (работ, услуг) в целях защиты интересов казахстанских производителей на внутреннем рынке осуществляется Правительством Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 11-1 Закона Республики Казахстан «О лицензировании» лицензированию подлежат следующие виды операций, связанных с использованием валютных ценностей:

- осуществление розничной торговли и предоставление услуг за наличную иностранную валюту;

- открытие резидентами счетов (включая счета в валюте Республики Казахстан) в иностранных банках и иных финансовых институтах, имеющих соответствующее право по законодательству государств, в которых они зарегистрированы;

- инвестиции резидентов за границу (за исключением брокерско-дилерской деятельности банков);

- переводы резидентов в пользу нерезидентов в оплату имущественных прав на недвижимость;

- переводы резидентов в пользу нерезидентов для осуществления расчетов по импортным сделкам, предусматривающим авансовый платеж за товары, работы и услуги на срок более 120 дней, а также превышение срока получения валютной выручки в оплату экспорта товаров (работ, услуг) резидентами более 120 дней с даты экспорта товаров (работ, услуг);

- предоставление резидентами нерезидентам кредитов на срок более 120 дней;

- зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих лиц [9].

Правительство Республики Казахстан вправе освобождать от лицензионного порядка импорт товаров (работ и услуг) для государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность, правопорядок и безопасность высшего должностного лица государства в пределах их компетенции.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий может сопровождаться расчетами с контрагентами в иностранной валюте. В приложении А указаны виды и формы расчетов.

В связи с этим для осуществления операций в иностранной валюте необходимо открытие таких счетов. Предприятие или организация вправе открыть валютный счет на территории Республики Казахстан в любом банке, имеющем лицензию Национального Банка Республики Казахстан на проведение операций в иностранной валюте, а также в банке, находящемся за границей. Для осуществления операций по счету банка, находящегося за границей, необходимы определенные процедуры, регулируемые нормативно-правовыми актами Правительства и Национального Банка Республики Казахстан.

Обслуживающий банк открывает предприятию счет в любой свободно конвертируемой валюте или несколько счетов по каждой валюте. Последнее характерно для крупных предприятий, имеющих множество иностранных партнеров и выгодно в части экономии средств, необходимых для конвертации одной валюты в другую.

На валютный счет предприятия могут поступать валютные средства:

- полученные из-за границы в виде оплаты за экспортированные товары (работы, услуги);

- полученные от нерезидентов, транспортных и страховых организаций;

- приобретенные на валютной бирже или проконвертированные в обслуживающем банке;

- прочие, получаемые в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан.

Валютные средства, по распоряжению владельцев валютных счетов, могут быть:

- направлены за рубеж по экспортно-импортным операциям;

- проданы на валютной бирже или направлены на конвертацию;

- выданы на командировочные расходы;

- перечислены в виде уплаты по кредитам в иностранной валюте;

-использованы на иные цели, предусмотренные валютным законодательством Республики Казахстан. [5; с. 234].

Внешнеторговая сделка оформляется контрактом, который определяет права и обязанности сторон. При заключении контракта необходимо изучить конъюнктуру рынка товаров, провести рекламную компанию, определить момент заключения сделки, изучить финансовое положение и платежеспособность партнера и др.

Экспортеры, осуществляющие в Республики Казахстан экспортные операции, имеют право:

- знакомиться с материалами проверок, проведенных органами валютного контроля;

- обжаловать действия органов и агентов валютного контроля в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

- в случае необоснованного отказа или несвоевременного оформления паспорта сделки со стороны таможенных органов и уполномоченных банков, обращаться с жалобами в министерство государственных доходов Республики Казахстан и Национальный Банк Республики Казахстан;

- другие права, предусмотренные иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Экспортеры, осуществляющие в Республики Казахстан экспортно-импортные операции, обязаны:

- обеспечить зачисление в полном объеме и в установленные законодательством Республики Казахстан сроки экспортной выручки по контракту на свой счет в уполномоченном банке либо на счет, открытый в иностранном банке при наличии соответствующей лицензии Национального Банка Республики Казахстан, а в случае невозможности получения экспортной выручки - возврат товара, ранее отправленного иностранной стороне;

- обеспечить получение в полном объеме и в сроки, установленные контрактом импортируемого товара, а в случае невозможности поставки товаров - возврат на счет импортера в уполномоченном банке суммы авансового платежа, ранее переведенной иностранной стороне;

- принять все необходимые меры для получения лицензии и (или) регистрационного свидетельства Национального Банка Республики Казахстан, если требование об их наличии установлено законодательством Республики Казахстан;

- представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении экспортно-импортных операций;

- допускать работников органов валютного контроля к осуществлению проверки любых документов, связанных с осуществлением экспортно-импортных операций;

- представлять органам валютного контроля объяснения в ходе проведения ими проверок, а также по результатам проверок;

-вести учет и составлять отчетность по проводимым ими экспортно-импортным операциям, обеспечивая их сохранность в течение срока действия контракта, но не менее пяти лет;

-выполнять требования (указания, предписания) органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений;

-выполнять другие обязанности, установленные законодательством Республики Казахстан [3, с.106].

Основным условием регулирования деловых отношений в сфере внешнеторгового оборота является заключение контракта купли-продажи. По такому договору продавец обязуется передать имущество в собственность покупателя, а покупатель принять имущество и уплатить за него денежную сумму. В качестве сторон договора выступают собственники имущества или денег или лица, осуществляющие за собственника операции, предусмотренные законодательством или договором. Права и обязанности по контракту возникают по достижении соглашения по всем существенным условиям договора.

После заключения договора (контракта) стороны осуществляют действия по его выполнению, которые должны отражаться на счетах бухгалтерского учета. Внешнеторговые операции учитываются в зависимости от порядка и вида расчетов, а также от вида сделки — импорта или экспорта товара. В обязательном порядке предприятия — импортеры и экспортеры должны отразить особенности учета таких операций в своей учетной политике. [5, с.312]

Деятельность организаций, осуществляющих экспортные операции, регулируется законами Республики Казахстан «О валютном регулировании»№ №54-I, «Об инвестициях» от 08.01.2003г. № 373-II, Таможенным кодексом Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года N 401-II, Постановлением Правительства Республики Казахстан «О лицензировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг)», Правилами осуществления валютных операций в Республике Казахстан», утвержденными постановлением правления Национального банка Республики Казахстан от 29 октября 2005 года № 134 [7,9,10].

В части налогообложения операций в иностранной валюте следует руководствоваться Налоговым кодексом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года и Правилами администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения, утвержденными приказом МФ Республики Казахстан от 03.10.2002 года.

Порядок оформления операций по внешнеэкономической деятельности в бухгалтерском учете регулируется Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234-III и Международным Стандартом Финансовой Отчетности 21 «Влияние изменений валютных курсов».

Документальное оформление приобретения товаров по импорту требует соблюдения условий поставок внешнеторговых сделок.

 


1.2 Задачи учета экспортных операций и их нормативное регулирование

 

Основным условием организации учета экспортных операций является обеспечение раздельного учета операций совершаемых внутри страны и за ее пределами. На организацию учета экспортных операций оказывает сложившаяся на предприятии практика реализации продукции: непосредственно самим производителем, либо через посредническую организацию.

По форме расчетов с покупателями бухгалтерский учет следует делить на учет:

- товаров, работ и услуг с оплатой их деньгами, в том числе путем предварительной оплаты (авансирование);

- товаров работ и услуг в счет государственного кредита;

- других форм расчета установленных контрактом.

Предприятие – экспортер обязано вести учет экспортных товаров от пункта отгрузки до места их поставки иностранному покупателю, что позволит осуществить контроль за количественной и качественной сохранностью товаров, получить при необходимости в любой момент достоверные данные о прохождении товаров по местам хранения и направлении их движения.

Учет экспортных операций следует вести в количественном и денежном выражении и учитывать по расчетным контрактным ценам [5, с.85].

Учет экспортных операций целесообразно вести по следующей схеме, которую мы представим в Таблице 1:

 


Таблица 1 Теоретические основы учета экспортных операций

Бухгалтерия Учет и контроль выпуска экспортной продукции, ее движение, отгрузка,сдача и реализации; Составление отчетности; Осуществление расчетов с покупателями за экспортную продукцию; Контроль за поступлением валютных средств
ОВЭС Заключение контрактов и договоров, контроль за их выполнением; Регистрация заказ-нарядов.
Отдел снабжения Контроль выполнения плана поставок; Оформление товаросопроводительных документов.

Примечание - Учет экспортно-импортных операций – «Библиотека бухгалтера и предпринимателя» - № 23-24,1997г. 18 с.

 

Процесс организации учета реализации экспортного товара предполагает решение следующих задач:

-контроль за выполнением поставок экспортных товаров;

-постоянное наблюдение за своевременным заключением контрактов и за точным выполнением всех условий контракта;

-контроль за состоянием расчетов с иностранными покупателями экспортных товаров;

-определение уровня эффективности реализованных товаров.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности возникает сложная система взаимодействия людей с материально-вещественными элементами и между собой. Для управления этой деятельностью необходимо определять ее цели и планировать пути их достижения, получать сведения о ходе и результатах хозяйственной деятельности, принимать решения о регулировании выявленных отклонений, контролировать выполнение решений и планов, выполнять другие необходимые действия.

Все предприятия, действующие на территории Республики Казахстан, обязаны вести бухгалтерский учет и финансовую отчетность в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 г., №234-III [12].

Возрастание роли бухгалтерской информации в сферах управления, контроля и анализа предпринимательской деятельности обусловлено развитием предпринимательства.

Системный бухгалтерский учет позволяет обобщать разнородные объекты учета как единый взаимосвязанный учетный комплекс, организовать систему показателей, отражающих кругооборот средств предприятия в ходе его производственно-хозяйственной деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность регламентируется мерами государственного и международного регулирования - большим числом законов и множеством подзаконных актов, которые так или иначе касаются организации бухгалтерского учета экспортно-импортных операций.

Бухгалтерский учет экспортно-импортных товарных операций осуществляется на основании Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и МСФО 21 «Влияние изменения валютных курсов».

Основным условием организации учета экспортно-импортных товарных операций является обеспечение раздельного учета операций, совершаемых внутри страны и за ее пределами. Это является необходимым условием, так как государство особо контролирует получение валютной выручки, правомерность и обоснованность использования средств в иностранной валюте и тенге на цели импорта. Поэтому бухгалтерский учет должен отражать и контролировать весь кругооборот средств по экспорту и импорту.

В значительной степени на организацию учета экспортно-импортных товарных операций оказывает влияние сложившаяся на предприятии практика реализации и ввоза товаров: самостоятельно или через посредническую организацию.

Предприятие – экспортер отражает в учете:

-все хозяйственные операции – от приобретения товаров до установления договорной (контрактной) цены, по которой товар будет продан иностранному покупателю;

-расходы по поставке товаров в соответствии с договором (контрактом) и действующими нормативными документами.

Предприятие – импортёр учитывает все хозяйственные операции связанные с:

-оплатой стоимости товара иностранному поставщику, согласно контракту и выставленных счетов;

-расходами по доставки товара на территорию Республики;

-таможенным оформлением товара.

На порядок организации учета экспортно-импортных товарных операций оказывают влияние различные факторы: с переходом права собственности на товар; без перехода права собственности на товар, т.е. на условиях торговой комиссии.

Основными объектами учета экспортно-импортных товарных операций должны стать:

-объем товаров на экспорт/импорт;

-объем экспортно-импортных товаров в стоимостном и натуральном измерении в разрезе стран, товарных групп и товаров, местам хранения и материально-ответственным лицам, выполнения обязательств по поставкам товаров;

-реализация экспортных товаров в контрактных ценах, размер транспортных расходов по экспорту;

-закуп импортных товаров, согласно условиям паспорта сделки по импорту.

Главным условием рациональной организации экспортно-импортных операций является четкое разграничение учетных функций внутри предприятия. Необходимо исключить дублирование одних и тех же показателей различными отделами управления, точно определить и разделить функции экспортно-импортных операций между бухгалтерией, отделом по внешнеэкономическим связям отделом сбыта и закупок. Это позволит ликвидировать дублирование учетной работы, выявить узкие места, повысить контрольное значение и оперативность, обеспечить полноту необходимой информации.

Между отделами аппарата управления, решающего задачи учета экспортно-импортных товарных операций, обязанности делятся следующим образом:

- отдел внешнеэкономических связей обеспечивает заключение контрактов и договоров на покупку и поставку товаров, регистрацию заявок на экспорт, оформление паспортов сделок по импорту и ведение контроля над исполнением условий контрактов и договоров;

- отдел снабжения и закупок контролирует своевременное выполнение плана поставок, оформление товаросопроводительных документов;

- бухгалтерия организует учет поступившего товара на экспорт и учёт товара поступившего от поставщика-импортёра, контролирует и учитывает его движение, отгрузку и реализацию; составляет отчетность, осуществляет расчеты с покупателями за экспортные товары, с поставщиками за импортные товары. Ведет контроль за зачислением экспортной валютной выручки, за поступлением импортного товара.

Для того чтобы исключить дублирование всех учетных работ необходимо предусмотреть рациональный документооборот и возможность обмена информацией между отделами. Учитывая определяющее значение бухгалтерской информации для всех отделов аппарата управления, обуславливается содержание первичной документации и учетных регистров по реализации экспортной продукции и поступлению импортного товара.

Процесс организации учета экспортно-импортных товарных операций предполагает решение следующих задач:

-постоянное наблюдение за своевременным заключением контрактов и за точным выполнением всех условий контрактов;

-отслеживание оформлений паспортов сделок по импорту;

-контроль за выполнением поставок экспортных товаров;

-контроль за поступлением импортных товаров;

-проверка состояния расчетов с иностранными поставщиками/покупателями товаров;

-определение уровня эффективности реализации экспорта и импорта товаров;

-контроль за оплатой.

Для обеспечения руководства предприятия информацией о фактическом объеме товарооборота и перспективах роста, для контроля за своевременным и полным оприходованием товаров предназначенных для экспорта и товаров, полученных по импорту, материально ответственными лицами и состоянием товаров ставит перед бухгалтерским учетом товарных операций стоят следующие задачи:

- правильное определение и отражение в учете фактического экспортно-импортного товарооборота в общем объеме и в разрезе по видам товара. Для решения этой задачи учет товарооборота на предприятия строится так, чтобы получить детальную информацию по видам экспорта/импорта (оптовому или розничному), формам (складская или транзитная), ассортименту и группам покупателей;

- четкая организация материальной ответственности должностных лиц за сохранность товарно-материальных запасов. Для четкой и правильной организации материальной ответственности должностных лиц за сохранность товарно-материальных ценностей руководитель и главный бухгалтер предприятия обязаны следить за строгим соблюдением установленных правил о порядке подбора и проверке работников, принимаемых на должность с материальной ответственностью;

-обеспечение контроля за правильностью оформления товарных документов как на поступившие товары по импорту и выбывшие товары на экспорт, так и в общем объеме. При выполнении этой задачи требуется тщательная проверка по форме и содержанию всех приходно-расходных документов: на поступивший товар как по импорту, так и от внутренних поставщиков; как необходимых документов при отгрузке товаров на экспорт так и внутри страны;

- обеспечение систематического контроля за состоянием и сохранностью товарных запасов. При решении этой задачи необходимо своевременно проводить инвентаризацию товарных запасов, где учет должен не только выявлять случаи недостачи, но и разрабатывать меры по предупреждению их возникновения и активно воздействовать на снижение товарных потерь.

Часто происходит не понимание разницы между бухгалтерским учётом и счетоводством. Счетоводство - процесс ведения бухгалтерского учёта, средство регистрации хозяйственных операций и хранения учётной документации. Это механическая и многократно повторяемая работа является частью бухгалтерского учёта, который включает в себя создание информационной системы, удовлетворяющей пользователя. Целью бухгалтерского учёта является анализ, интерпретация и использование информации. Бухгалтерский учёт - это финансовый центр управленческой информационной системы. Он позволяет как управленческому аппарату, так и внешним пользователям иметь полную картину хозяйственной деятельности предприятия.[13; 354]

Для результативного проведения и эффективной организации учета экспортно-импортных товарных операций необходимо четкое распределение обязанностей между отдельными структурами предприятия, налаживание внутреннего контроля на каждом этапе проведения таких операций. [13, с.356].

В результате проведенного исследования порядка проведения экспортно-импортных операций позволило сделать следующие выводы:

Предприятия любой формы собственности имеют право участвовать во внешнеэкономической (включая внешнеторговую) деятельности, заключать экспортные и импортные сделки с иностранными партнерами.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий осуществляется путем заключения международных контрактов. Внешнеторговый контракт представляет собой договор о заключении сделки (купли-продажи, проведения работ, оказания услуг и т.д.) между двумя и более контрагентами, находящимися в разных странах. Различаются сделки по экспорту, импорту товаров и сделки по встречной торговле.

Особенности бухгалтерского учета внешнеторговых операции заключаются в определении фактической себестоимости импортируемого товара путем включения в него всех накладных расходов: страхование груза, брокерские, комиссионные и таможенные расходы, а также в правильном отражении в учете курсовой разницы.

Развитие экспорта является необходимым условием расширения участия страны в международном разделении труда с целью ускорения социально – экономического развития общества. Только путем увеличения производственного экспортного потенциала и создания условий для сбыта продукции на зарубежных рынках может быть обеспечено получение валюты для импорта товаров, конвертабельность национальных валют и устойчивость их курсов. Поэтому создание условий для развития производства и экспорта товаров является главным стержнем внешнеэкономической политики стран.

Экспортная операция представляет собой деятельность, направленную на продажу и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Для продавца не имеет значения, что будет делать с этим товаром покупатель – направит в переработку, реализует на внутреннем рынке или перепродаст третьей стране. Для продавца и его страны в любом случае это будет экспортная операция. Ее основными признаками являются заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение товаром границы страны - экспортера. Необходимым условием экспортной операции является наличие товара, пользующегося спросом на внешнем рынке [15, с.29].

Согласно Налоговому Кодексу РК документами, подтверждающими экспорт товаров являются:

-договор (контракт) на доставку экспортируемых товаров;

-таможенная декларация с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта;

-копии товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе РК.

Если страной экспорта товаров являются государства – участники Содружества Независимых Государств, имеющие границы с РК к вышеперечисленному списку добавляется копия грузовой таможенной декларации, оформленной в стране импорта товаров, вывезенных с таможенной территории РК в режиме экспорта.

В случае осуществления дальнейшего экспорта товаров, ранее вывезенных за пределы таможенной территории РК в режиме переработки вне таможенной территории, или продуктов их переработки, для подтверждения экспорта, дополнительно, нужно представить следующие документы:

- грузовая таможенная декларация, в соответствии с которой производится изменения режима переработки на режим экспорта;

- грузовая таможенная декларация, оформленная в режиме переработки товаров вне таможенной территории;

- копия грузовой таможенной декларации, оформленная при ввозе товаров на территорию иностранного государства в режиме переработки товаров на таможенной территории (переработки товаров под таможенным контролем), заверенная таможенным органом, осуществившим такое оформление.

Согласно Налоговому Кодексу РК выполнение работ, оказание услуг в связи с международными перевозками облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке. [19].

Основным нормативным правовым актом, регулирующим внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), является Закон №23 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Республики Казахстан» от 27 ноября 2007 года и изданные на его основе многочисленные подзаконные акты. В статье 19 вышеназванного закона указано, что все лица (отечественные и иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели и другие физические лица) на равных основаниях имеют право на ввоз в Казахстан и вывоз из Казахстана товара и транспортных средств, в том числе и при осуществлении внешнеэкономической деятельности [20].

Для того, чтобы заниматься этим бизнесом, все юридические лица должны встать в территориальном таможенном органе на учет в качестве участника внешнеэкономической деятельности. В соответствии с Правилами предоставления участниками ВЭД РК учетных документов на стадии предварительных операций, утвержденные приказом Таможенного комитета МГД РК от 15 февраля 2001 г. № 54, учет (выдача учетной карточки участника ВЭД) производится на основании нотариально заверенной копии следующих документов:

- Свидетельства о государственной регистрации.

- Статистической карточки с указанием кодов общего классификатора предприятий и организации (ОКПО)

- Справки с территориального налогового органа о регистрации в качестве налогоплательщика.

- Справки из обслуживающего банка об открытии счетов в тенге и валюте.

Все документы, представляемые для учета должны быть пронумерованы и подшиты в специальную папку.

После получения учетной карточки участника ВЭД можно уже подбирать деловых партнеров за рубежом для осуществления внешнеэкономических сделок (международных деловых операций). На этой стадии предпринимателю необходимо изучить постановления Правительства РК от 30 июня 1997 года №1037 (О лицензирования экспорта и импорта товаров в РК) и от 14 декабря 1999 года №1919 «Об утверждении Правил осуществления экспортного контроля в РК и Правила оформления обязательств по использованию ввозимые в РК продукции, подлежащей Таможенного комитета МГД РК от 9 февраля 2001 года. №45 «Об утверждении Инструкции а порядке обложения таможенными платежами и возврата таможенных платежей», от15 февраля 2001 года №52 «зарегистрирован в Минюсте РК 30 марта 2001 года №1447» «От таможенных проверках» и утвержденные приказом этого же органа от15 февраля 2001 года №54 [9, 21]:

-Правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров, подлежащих обязательной сертификации;

-Правила таможенного оформления товаров при срочных доставках;

-Правила применения процедуры предварительного декларирования товаров;

-Правила применения процедуры периодического декларирования товаров.

При намерении осуществлять перемещение товаров железнодорожным транспортом рекомендуется дополнительно изучить «Временную технологию взаимодействие таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом», утверждённую совместным приказом Таможенного комитета РК и Министерства транспорта и коммуникации РК от 21 января 1997 года №14-П/61-Дж/145.

Валютным законодательством Республики Казахстан:

1) Закон РК от 24.12.96г. 54-I «О валютном регулировании» с изменениями и дополнениями от 30.01.2001г; № 154-II, где определены текущие операции и операции с движением капитала [6].

Текущими операциями являются переводы для осуществления расчетов по экспортно-импортным операциям, предусматривающим отсрочку платежа, либо авансовый платеж за товары, работы и услуги на срок не более 120 дней.

Операциями, связанными с движением капитала являются переводы для осуществления расчетов по экспортно-импортным сделкам, предусматривающим отсрочку платежа либо авансовый платеж за товары, работы и услуги на срок более 120 дней.

2) «Правила лицензирования деятельности, связанной с использованием валютных ценностей»,- утверждены постановлением Нацбанка РК от 24.04.97 г. № 130 с изменениями и дополнениями от 30.10.2000 г. №413- Устанавливает порядок лицензирования деятельности, связанной с использованием валютных ценностей.

Операции, связанные с движением капитала, предусматривающие переход валютных ценностей от резидентов в пользу нерезидентов, осуществляются на основании лицензии, выдаваемых Нацбанком РК - НБРК лицензирует валютные операции, связанные с движением капитала, (операции со сроком исполнения более 120 дней, сумма которых превышает эквивалент 5 тыс. долларов США), предусматривающие перемещение капитала из Республики Казахстан.

3) «Правила регистрации валютных операций, связанных с движением капитала», утверждены постановлением Правления Нацбанка РК от 31.03.2001г. № 88- Устанавливает порядок регистрации операции, связанных с движением капитала, для осуществления достоверного статистического. учета и анализа состояния платёжного баланса и внешнего долга страны.

Регистрации подлежат валютные операции, связанные с движением капитала (операции со сроком исполнения более 120 дней, в сумме превышающие эквивалент 100 тыс. долларов США), предусматривающие поступление имущества (средств) в Республику Казахстан.

4) «Инструкция об обязательной продаже выручки в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг)», утверждена постановлением Нацбанка РК от 28.03.99 г. №54 - Устанавливает порядок обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) организациями. (Режим обязательной продажи валютной выручки отменен постановлением правления Национального банка РК от 15.11.2000г. № 346).

С целью предотвращения потерь государственного дохода в международных деловых операциях со стороны государства осуществляется контроль цен (трансфертных), применяемых в экспортных сделках по купле продаже товаров (работ, услуг) и корректировка объектов налогообложения.

Трансфертная цена – это такая цена, которая отличается от объективно формирующейся рыночной цены при совершении международных деловых операций.

Уполномоченные органы проводят мониторинг сделок, по которым могут быть применены трансфертные цены:

-между взаимозависимыми и взаимосвязанными сторонами;

-по товарным бартерным операциям;

-при исполнении обязательств по сделкам, осуществляемым путем зачета встречного однородного требования;

-при совершении сделок с лицами, зарегистрированными или имеющими банковские счета в иностранных государствах, законодательство которых не предусматривает раскрытие и предоставление информации при осуществлении финансовых операций, либо по месту регистрации которых применяется льготный режим налогообложения, включая офшорные зоны;

- при совершении сделок с юридическими лицами, имеющими льготы по налогам или для которых установлена ставка, отличная от ставки, установленной налоговым законодательством;

-в случае установления факта отклонения сделки более чем на 10 % в ту или иную сторону от рыночной цены товара (работ, услуг);

Под взаимозависимыми или взаимосвязанными сторонами в отношении контроля при применении трансфертных цен признаются физические и юридические лица, имеющие особые взаимоотношения, которые могут оказать влияние на экономические результаты сделок между ними при следующих условиях:

-одно лицо признается аффилированным лицом другого лица;

-одно лицо непосредственно или косвенно участвует (в управлении, контроле, капитале) в другом лице и если доля такого участия составляет не менее 10%;

-хозяйственное товарищество и его участник, если по договору хозяйственного товарищества размер вклада этого участника составляет не более 20% от общего размера всех вкладов или доля такого товарищества, подлежащая распределению в пользу этого участника, составляет более 20% от общего дохода товарищества;

-два доверительных управляющих, если одно и тоже лицо одновременно является учредителем доверительного управления по обоим договорам доверительного управления имуществом;

-два хозяйственных товарищества, если одно и тоже лицо одновременно является участником таких товариществ, и доля его участия составляет более 20% от общего размера всех вкладов участников в каждом таком товариществе;

-учредитель доверительного управления и доверительный управляющий по договору доверительного управления имуществом;

-доверительный управляющий и выгодоприобретатель по договору доверительного управления имуществом;

-доверительный управляющий и организация, в который непосредственно или косвенно участвует учредитель доверительного управления, если доля такого участия в капитале организации составляет более 10%;

-доверительный управляющий по одному договору доверительного управления имуществом и выгодоприобретатель по другому договору доверительного управления имущества, если учредителем доверительного управления по обоим договорам доверительного управления имуществом является одно и то же лицо;

-собственник имущества и лицо, которому передано одно или несколько прав собственника имущества в отношении этого имущества (владения, пользование, расположение);

-одно лицо подчиняется другому лицу по должностному положению;

- лица являются дочерними предприятиями или находятся под прямым или косвенным контролем третьего лица;

- лица состоят в брачно-семейных отношениях либо являются близкими родственниками или свойственниками [13, с.23].

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: