Отчёт о прибылях и убытках при ликвидации предприятия: дополнительная форма

Доходы

Расходы

от обычной деятельности

 

Управленческие

7 374

прочие

проценты к получению  

проценты к уплате

 
от участия в других организациях  

связанные с участием в уставных капиталах других организаций

 
от продажи основных средств и иных активов 96 534

от продажи, выбытия и прочего списания основных средств и иных активов

4 937,21
   

связанные с проведением процедур банкротства

4 472
Суммы кредиторской задолженности, по которым истёк срок исковой давности 1 287

суммы дебиторской задолженности, по которым истёк срок исковой давности

26 759
суммы дооценки активов 96 543

суммы уценки активов

187 254
   

санкции и иные обязательные платежи налоговой инспекции

26 759

Финансовый результат

 

1 071 542

         

 


При составлении ликвидационной отчётности, в том числе отчёта о прибылях и убытках, необходимо учитывать то, что финансовой отчётности присущи определённые парадоксы, которые были определены профессором Я.В. Соколовым [72, с. 286]. Они объективны, и их надо знать, понимать и уметь принимать во внимание. К первому парадоксу, когда при большой прибыли оказывается нечем оплатить долги (заработную плату, задолженность поставщикам, ссуды банка и т.д.), приводит то обстоятельство, что отчёт о прибылях и убытках отражает финансовый результат, не полученный в виде денег, а причитающийся к получению, т.е. бухгалтеры исходят из обязательственного слоя юридической мантии. Во избежание данного парадокса – со слоёв обязательств перейти к слоям финансовым – бухгалтеры стали составлять отчёт о движении денежных средств, который необходим всем, кто ждёт своих денег: кредиторам, акционерам и даже налоговикам. О создании этой отчётной формы впервые стал говорить Перри Мейсон в 1973 г., но наиболее полное обоснование дал В. Томе.

Суть отчёта в том, что в нём отражаются денежные потоки предприятия и, соответственно, становится возможным не только систематическое выявление условий погашения кредиторской задолженности, но, что особенно важно, минимизация денежной наличности фирмы и исчисление показателя качества прибыли – коэффициент её монетарности: отношение разности между поступлением и оттоком денежных средств к сальдо счёта «Убытки и прибыли» [71, с. 380]. В результате получается следующее: современный бухгалтерский учёт представлен двумя отчётными формами, отражающими один и тот же поток, но с различных точек зрения: 1) отчёт о прибылях и убытках (с точки зрения права); 2) отчёт о движении денежных средств (с экономической точки зрения).

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о формировании отчёта о движении денежных средств, подведём черту под результатами исследования над формой № 2. Таким образом, в ситуации банкротства предприятия задача отчёта о прибылях и убытках – определить финансовый результат за период ликвидации. В соответствии с требованием полноты, предъявляемого к содержанию бухгалтерской отчётности РФ, наиболее подробной расшифровки требуют прочие расходы и доходы. В соответствии с данным утверждением необходимо включение в ликвидационный отчёт дополнительных статей. Для сопоставления расходов и доходов за период ликвидации применение дополнительной формы отчёта о прибылях и убытках более рационально и позволит соизмерить полученные результаты.

 

2.4.3 Формы ликвидационного отчёта о движении денежных средств и методы его заполнения

На сегодняшний день наблюдается процесс реформирования бухгалтерского учёта, внедрение ряда нормативных документов, регламентирующих его деятельность, с целью максимального приближения к международным стандартам и требованиям рыночной системы хозяйствования. Денежные средства как главный объект учёта и анализа бухгалтерской деятельности предприятия угольной отрасли порождают необходимость в анализе их движения, в сопоставлении их оттока и притока за отчётный период. Наблюдение за движением денежных средств на предприятии-банкроте особо актуально. При этом в современной нормативной и научной литературе порядок формирования отчёта о движении денежных средств при банкротстве предприятия не освещается. Состав бухгалтерской отчётности определён Федеральным законом от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (ред. от 30.06.03 г.) «О бухгалтерском учёте», а порядок её формирования – ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации» и составление формы № 4 является обязательным, в ходе процедуры банкротства на предприятиях угольной промышленности и имеет ряд особенностей.

Существуют два метода составления отчёта о движении денежных средств: прямой и косвенный. Прямой метод утверждён к применению российскими организациями соответствующими нормативными актами, регулирующими в Российской Федерации порядок ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности. Косвенный метод более распространён в мировой практике как метод составления отчёта о движении денежных средств. Он включает в себя элементы анализа, так как базируется на сопоставлении изменений различных статей бухгалтерского баланса за отчётный период, характеризующих имущественное и финансовое положение организации, а также включает анализ движения основных средств, их амортизацию и другие показатели, которые невозможно получить исключительно из данных бухгалтерского баланса. В результате применения косвенного метода финансовый результат (чистая прибыль) организации за период преобразуется в разность между величинами денежных средств, находящихся в распоряжении организации по состоянию на начало и конец отчётного периода. Прямой метод основан на информации обо всех операциях, произведенных в отчётном периоде по счетам в банках и с кассовой наличностью, сгруппированной определенным образом.

В процессе составления отчёта о движении денежных средств в кругу бухгалтеров-практиков ведётся полемика в пользу использования прямого либо косвенного метода. По справедливому суждению руководителя отдела финансового учёта по международным стандартам С. Модерова (Институт проблем предпринимательства), информацию о денежных потоках в разрезе финансовой и инвестиционной деятельности можно представлять только прямым методом [57, с. 27]. При формировании отчёта о движении денежных средств (ф. № 4) ликвидируемого предприятия прямым методом включается информация об остатках денежных средств на начало и конец отчётного периода, а также о поступлениях и выбытии денежных средств за отчётный период с выделением наиболее важных и существенных направлений. При этом под денежными средствами понимаются непосредственно деньги в наличной и безналичной форме, находящиеся в кассе организации, на её расчётных, валютных и специальных счетах. Такая оговорка обусловлена тем, что в международной практике в финансовой отчётности раскрывается информация не только о деньгах организации, но и их эквивалентах, под которыми подразумеваются краткосрочные высоколиквидные вложения, легко обратимые в денежные средства и подвергающиеся незначительному риску изменения ценности.

Правила составления отчёта о движении денежных средств в международной практике установлены МСФО 7 «Отчёты о движении денежных средств», согласно которому отчёт должен содержать информацию о денежных потоках компании в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Однако при этом критерии для отнесения операций к указанным видам деятельности несколько отличаются, а именно: обороты в части инвестиционной деятельности формируются только операциями по приобретению и выбытию внеоборотных активов, обороты в части финансовой деятельности – операциями по всевозможному привлечению дополнительных источников денежных средств (как от собственников, так и от заимодавцев), при этом операции с краткосрочными финансовыми вложениями рассматриваются также как средство получения дополнительных денежных ресурсов. Операционная деятельность в этом случае представляет собой потоки денежных средств, связанные с основной деятельностью организации, приносящей ей основную часть прибыли.

Отчёт о движении денежных средств в соответствии с российскими стандартами также содержит распределение поступления и выбытия денежных средств по видам деятельности – текущей, инвестиционной и финансовой. При этом к инвестиционной деятельности относятся операции по приобретению и выбытию внеоборотных активов и долгосрочные заимствования в любой форме на эти цели (с учётом расходов по обслуживанию произведённых заимствований), а также поступление доходов по произведенным вложениям в долгосрочные финансовые вложения в виде дивидендов и т.п. К финансовой деятельности относятся операции по приобретению и выбытию краткосрочных финансовых вложений и краткосрочные заимствования в любой форме, если они привлекались для приобретения краткосрочных финансовых вложений (с учётом расходов по обслуживанию произведённых заимствований), а также поступление доходов от краткосрочных финансовых вложений в виде дивидендов и т.п. Любое иное движение денежных средств может быть отнесено к текущей деятельности.

Выявленные отличия в подходах вызваны сугубо практическим использованием в международной практике информации, представляемой в отчёте о движении денежных средств, поскольку его показатели дополняют картину имущественного и финансового положения, а также результатов деятельности организации за отчётный период, представленную в бухгалтерском балансе и отчёте о прибылях и убытках.

В частности, основываясь на данных отчёта о движении денежных средств, возможны:

- финансовое планирование и бюджетирование деятельности организации (с учётом оборачиваемости отдельных составляющих активов и обязательств организации);

- оценка эффективности инвестиций организации, приводящих к исключению средств из оборота;

- оценка активности и результативности деятельности организации в области привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Все перечисленные возможности использования показателей отчёта о движении денежных средств в мировой практике направлены на анализ и контроль эффективности использования организацией средств инвесторов. В основе выбранных подходов, безусловно, лежат интересы собственников и инвесторов.

В образце Отчёта о движении денежных средств в каждом разделе по виду деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой) предусмотрены новые статьи по каждому разделу, посвящённому конкретному виду деятельности, – соответственно «Чистые денежные средства от текущей деятельности», «Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности» и «Чистые денежные средства от финансовой деятельности». Кроме того, введена итоговая статья – «Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов». Показатель «чистые денежные средства» является результатом вычета из данных по показателям об их поступлении данных по показателям об их использовании.

Приказом № 67н, как уже было отмечено выше, не запрещено организациям вносить изменения в типовые формы отчётности, поэтому, по мнению авторов, следует внести в форму отчёта о движении денежных средств, представляемую предприятием-банкротом внешним пользователям, ряд изменений. При ликвидации предприятия угольной промышленности в ходе составления отчёта о движении денежных средств основное внимание должно быть уделено разделам: движение средств от инвестиционной деятельности; движение денежных средств от финансовой деятельности. В соответствии с вышеизложенным, при составлении ликвидационной финансовой отчётности, нами предлагается следующая форма отчёта о движении денежных средств (см. табл. 25).

 

Таблица 25

Отчёт о движении денежных средств при ликвидации предприятия

Показатель Ликвидационный период
Остаток денежных средств на начало периода ликвидации 7 855

Денежные средства по инвестиционной деятельности

Выручка от продажи основных средств и иных внеоборотных активов 1 775 074
Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений 117 580
Выручка от продажи прочих активов

266 522

Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств от инвести-ционной деятельности 2 159 176

Движение денежных средств по финансовой деятельности

Поступления государственного финансирования, направленные на ликвидацию  
Поступление краткосрочных займов, предоставленных другим организациям 366 914
Поступление долгосрочных займов, предоставленных другим организациям  
Погашение задолженности перед конкурсными кредиторами:  
I очереди (45 188)
II очереди (320 149)
III очереди (552 464)
IV очереди (1 611 883)
V очереди  

Внеочередные требования

(4 261)

Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств от финансовой деятельности (2 167 031)
Остаток денежных средств на конец этапа ликвидации 0

 

Разработанная и представленная в таблице 25 форма позволит пользователям проследить за движением денежных средств, при реализации имущества и погашения задолженности перед конкурсными кредиторами. Как было указано в предыдущем разделе, по мнению профессора Я.В. Соколова, структура отчёта по форме может быть представлена в матричной форме, когда строки отражают расходы, а столбцы – доходы (или наоборот).

В таблице 26 представлена разработанная авторами матричная форма отчёта о движении денежных средств. Данная форма может быть полезной для анализа и планирования процессов ликвидации на стадии конкурсного управления угледобывающего предприятия. Именно в этом случае появляется возможность проследить за движением и распределением денежных потоков при продаже имущества и погашения задолженности перед конкурсными кредиторами.

 


Таблица 26

Матричная форма ликвидационного отчёта о движении денежных средств

Доходы

 

Расходы

Расходы, связанные с проведением процедур банкротства

Погашение задолженности перед кредиторами

Итого

I очереди II очереди III очереди IV очереди V очереди
1 2 3 4 5 6
Остаток ДС на начало периода ликвидации 4 261 3 594         7 855
Поступления государственного финансирования, направленные на ликвидацию              
Продажа ценных бумаг и иных финансовых вложений   41 594 75 986       117 580
Поступление краткосрочных займов, предоставленных другим организациям     244 163 122 751     366 914
Поступление долгосрочных займов, предоставленных другим организациям              
Продажа материально-производственных запасов       266 522     266 522
Продажа основных средств и иных внеоборотных активов       163 191 1 611 883   1775074
Итого: (4 261) (45 188) (320 149) (552 464) (1611883) 0 0

 

Структура матричной формы ликвидационного отчёта о движении денежных средств построена таким образом, что из её содержания можно проследить источники поступления денежных средств и их расходование. Из данных, представленных в таблице 26, следует: остаток денежных средств на начало периода ликвидации составил 7 855 тыс. руб. (итого по строке 1), которые были направлены на оплату расходов, связанных с банкротством (клетка 1 (№ строки), 1 (№ столбца)) и погашение задолженности перед кредиторами I очереди, в размере 3 594 тыс. руб. (клетка 1,2). Денежные средства, полученные от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений, в размере 117 580 тыс. руб. (итого по строке 2) были распределены на погашение задолженности перед кредиторами I очереди – 41 594 тыс. руб. (клетка 3,2) и кредиторами II очереди – 75 986 тыс. руб. (клетка 3,3) и т.д.

Итог по вертикали матричной формы ликвидационного отчёта о движении денежных средств предоставляет информацию о поступлении денежных средств. Причём статьи доходов расположены в порядке ликвидности поступающих и продаваемых активов. Итог по горизонтали предоставляет информацию о расходовании денежных средств. Статьи расходов расположены в порядке срочности погашения требований кредиторов.

В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее: форма отчёта о движении денежных средств, представляемая предприятием-банкротом, должна предоставлять полную информацию о движении денежных средств за период ликвидации. При ликвидации коммерческой организации, в ходе оставления отчёта о движении денежных средств, основное внимание должно быть уделено разделам: движение средств от инвестиционной деятельности; движение денежных средств от финансовой деятельности. Нами разработаны формы ликвидационных отчётов о движении денежных средств: последовательная и матричная, которые позволят пользователям проследить за движением денежных средств при ликвидации коммерческой организации. Причём наиболее информативной является матричная форма отчёта о движении денежных средств.


3. Теория построения управленческой отчётности

 

3.1 Формирование управленческой отчётности: сущность, классификация и императивы

 

В настоящее время наиболее интенсивно развивающимся направлением экономических наук, необходимым для поддержания процесса эффективного управления предприятием, является управленческий учёт. На сегодня ситуация складывается так, что учёными и практиками наибольшее внимание уделяется методике управленческого учёта и анализа, тогда как теория построения управленческой отчётности рассматривается в их трудах лишь косвенно. Вопросы формирования управленческой отчётности незаслуженно обделены вниманием. Между тем в данном направлении имеется множество проблемных и спорных моментов: не определена сущность отчётности, не установлен состав и содержание, нет методики построения отчётов и т.д.

Отчётность является системообразующим элементом управленческого учёта. Именно в управленческой отчётности, в отличие от бухгалтерской, налоговой и статистической, наиболее явно прослеживаются многосторонние потоки формирования информационного поля хозяйственной деятельности организации. Причинно-следственные связи в данном виде отчётности имеют обратный характер. Параметры содержания отчётов задаются руководством, далее соответствующая служба готовит отчётность, на основе данных которой менеджеры, усваивая и «переваривая» представленную информацию, принимают дальнейшие решения. А данные решения, в свою очередь, влияют на изменение показателей, включаемых в последующую отчётность.

По мнению учёных ростовской школы Г.М. Лисовича и И.Ю. Ткаченко, достоинства внутренней отчётности состоят в следующем [49]:

- внутренняя отчётности более оперативна, что позволяет оказывать влияние на динамику результатов деятельности центра ответственности;

- содержит информацию об отклонениях от плана и предоставляет возможность прямого доступа к этой информации для анализа отклонений;

- содержание отчётности соответствует персональной ответственности менеджера за принятие решений в конкретной области.

Классический бухгалтерский учёт и анализ играют важную роль в принятии управленческих решений на предприятии, но не соответствуют современным условиям, они не в состоянии своевременно предоставлять менеджерам необходимую информацию для управления, определения себестоимости продукции и оценки результатов деятельности.

Хотелось бы подчеркнуть следующее: «…рынок всё меньше и меньше интересуется традиционными официальными финансовыми данными и всё больше информацией нефинансового характера. Эту нишу постепенно заполнят те, в чьих силах предоставить такую информацию, а также засвидетельствовать её достоверность» [85, с. 16]. С нашей точки зрения можно добавить – важно не только умение предоставить информацию, но и её получить.

Принятие управленческих решений только на основе бухгалтерского учёта может повлечь негативные последствия. Неэффективность системы управления предприятием с использованием данных бухгалтерского учёта и анализа в настоящее время обусловлена следующими причинами [66, с. 272]:

1. Отсутствием стратегий (общих, ресурсных, конкурентных, стратегий управления риском и т.д.) в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным.

2. Низким уровнем ответственности руководителей предприятий перед участниками (учредителями) за последствия принимаемых решений, сохранность и финансово-хозяйственные результаты деятельности.

3. Игнорированием изучения внешних факторов макросреды (информация формируется маркетинговыми службами, отделами управления рисками) в синтезе с изучением внутренних условий микросреды (информация формируется финансовыми службами, бухгалтерией) в целях принятия управленческих решений.

4. Отсутствием достоверной информации о конкурентах, поставщиках и других сведениях о МР предприятия.

Однако существуют и обратные мнения. Так, в одной из своих работ В.Д. Новодворский утверждал следующее. «Как это ни покажется странным, но многие руководители не знают, что бухгалтерский учёт призван служить интересам руководителя. Вера в то, что учёт нужен только для исчисления налоговых обязательств, столь сильна, что для управленческих нужд организации выдумывают свои доморощенные способы учёта. При этом руководители стремятся максимально удалиться от бухгалтерского учёта. В итоге это приводит к возникновению двойного учёта, который является самым низкоэффективным способом получения информации о деятельности организации, особенно на малых предприятиях.

Организуя учёт таким образом, руководитель, как правило, считает, что он выполнил сразу две важные задачи:

- организовал получение информации о деятельности организации и о финансовых результатах;

- дал возможность бухгалтеру манипулировать расходами с целью минимизации налоговых платежей, разделив бухгалтерский и управленческий учёт.

Однако давайте рассмотрим подробнее, решены ли на самом деле указанные задачи. Каждый руководитель имеет право получать ту информацию о деятельности организации, которую он желает. В его власти разработать свои собственные принципы определения результатов деятельности организации. Можно изобретать и свой «велосипед». Но было бы ошибкой думать, что каждый бизнесмен-руководитель может изобрести что-то лучшее, чем сделано до него специалистами и проверено жизнью на протяжении пяти веков. За это время многочисленными теоретиками и практиками разработаны такие способы учёта определения финансовых результатов организации, которые соответствуют сегодняшним условиям и позволяют получать полные и достоверные данные.

Воспринимая бухгалтерский учёт только как инструмент для исчисления налоговых обязательств, руководители организаций оценивают работу бухгалтерского аппарата исключительно обратно пропорционально сумме налоговых платежей, т.е. чем меньше организация заплатила налогов, тем лучше сработала её бухгалтерия. Однако если бухгалтер существует только для расчёта налогов, то чем его зарплата отличается по существу от самого налогового платежа? В этой ситуации его заработную плату необходимо исключить из фонда оплаты труда организации и включить в статью налогов как расходы по получению информации о налоговых платежах.

Бухгалтерский учёт ведётся для получения информации о деятельности организации, её финансовых результатах, обладает богатым инструментарием по сбору, обработке и хранению данных о финансово-хозяйственной деятельности, пригодных для управленческих нужд. Если учёт в организации поставлен так, что эти задачи не выполняются, то зарплата бухгалтера становится дополнительным налоговым платежом» [61].

Профессором Н.Т. Лабынцевым справедливо было отмечено следующее: «…передовая практика управления показывает, что наиболее полезно и эффективно такое построение управленческой отчётности, при котором содержание и порядок её составления основывается на принципах, используемых при формировании индивидуальной бухгалтерской отчётности и консолидированной финансовой отчётности».

В отличие от бухгалтерского, в котором отчётность является завершающим этапом, в управленческом учёте конечный «продукт» – это принятие управленческого решения, а отчётность выступает как информационная среда. При этом общим моментом является то, что отчётность – это отражение функционирования как бухгалтерского, так и управленческого учёта. Налоговая и бухгалтерская отчётность предоставляется соответствующим пользователям в законодательно установленные сроки на унифицированных бланках, перечень показателей, представляемых в них ограничен. По этой причине наиболее полным источником информации и, как следствие, наибольший интерес для руководителей представляют данные, которые призвана раскрыть управленческая отчётность. Также следует отметить, что и бухгалтерская и налоговая отчётность несут в себе ряд объективных недостатков (вопросы оценки статей, отражение отдельных видов средств и их источников, ориентированность преимущественно на фискальные органы; невозможность удовлетворить всесторонне потребности пользователей и др.).

Основная проблема бухгалтерской отчётности – это её ретроспективность. Данный недостаток отмечается в работах многих учёных. В частности, профессор Я.В. Соколов заметил: «Существующие формы, входящие в бухгалтерский отчёт, обычно страдают большими недостатками. Основной из них заключается в том, что отчёт представляет устаревшие данные. Более того, когда отчёт подписывает руководитель фирмы или аудитор даёт заключение – отчёт уже устарел. Следовательно, анализировать можно лишь прошлое, но это не только ничего не даёт для анализа сложившейся ситуации, но может даже помешать принятию разумного решения. Кроме того, если предположить, что данные отчёта вуалированы и/или фальсифицированы, это усугубит положение» [71, с. 69].

Данное мнение подтверждается и опытом специалистов других стран. Несколько перефразировав утверждение американского экономиста Роберта Дж. Экклза, можно сказать, что показатели финансовых отчётов служат своего рода столбовыми вехами, отмеряя уже пройденное расстояние. Для принятия обоснованных решений о том, куда и как идти дальше, руководству нужна другая информация – подобная дорожным знакам, которые говорят – «Впереди объезд» или «Ограничение скорости».

Типичная ошибка руководства отдельных предприятий – это попытка использовать данные только бухгалтерского учёта в целях управления организацией. В данном случае управление опирается только на стоимостные показатели без учёта натуральных. Также при этом используются только финансовые, а нефинансовые не рассматриваются (например, сроки погашения кредиторской задолженности, или своевременность поступления выручки от покупателей, текучесть кадров и т.д.). Данное отношение влечёт за собой ещё одну ошибку – ведение управленческого учёта и составление управленческой отчётности возлагается только на работников бухгалтерии, те же в свою очередь не всегда имеют представление о технологическом процессе.

С другой стороны, считается, что управленческий учёт – это система, отдельная от бухгалтерского учёта. Так, имеет место мнение, что управленческий учёт – это единственно достоверный и реальный вид учёта, объективно отражающий операции компании, тогда как бухгалтерский – это соблюдение формальностей, которые требуются законодательством, и его данные несут в себе множество искажений. С нашей точки зрения, система управленческого учёта должна функционировать не автономно, а накладываться и активно взаимодействовать с действующей системой бухгалтерского учёта. Но не может быть подмены или замещения одну на другую и для успешного ведения хозяйственной деятельности, на каждом предприятии должно быть обеспечено бесперебойное существование обеих систем.

Ещё одна проблема формирования качественной управленческой отчётности – это неправильно организованная структура предприятия. Основными характеристиками предприятия, на которые следует обратить внимание в первую очередь, являются размер предприятия, целевые установки, уровень квалификации работников предприятия. Также немаловажное значение имеет организационная структура предприятия, поскольку она определяет этапы построения системы управленческой отчётности.

Среди принципов, используемых при составлении отчётности, необходимо выделить «иерархический» принцип (принцип многоступенчатой отчётности по уровням управления). В таблице 27 нами представлена структура предприятия, разделённая на три уровня, и указаны функции каждого из них. Возможно, что представленная организационная структура упрощённая – это её недостаток, но при этом она наиболее универсальна.

 

Таблица 27

Функции различных иерархических групп предприятия в соответствии с уровнями управления

Уровень управления Структура предприятия Функции
Стратегический уровень Генеральный директор и его заместители Анализ отчётов тактического уровня (при необходимости запрос отчётов более детализированных – оперативного уровня) Принятие решений стратегического уровня и разработка предложений для стратегического уровня Контроль за деятельностью предприятия в целом
Тактический уровень Начальники отделов Разработка заданий для оперативного уровня Контроль за деятельностью своего подразделения Анализ отчётов оперативного уровня Принятие решений тактического уровня и разработка предложений для стратегического уровня Подготовка отчётов для стратегического уровня
Оперативный уровень Отделы Сбор информации внутреннего и внешнего свойства Формирование отчётов

 

С множеством проблем сталкиваются организации, имеющие разветвлённую структуру (наличие дочерних и зависимых обществ), одни из них это: неоднородность представляемой информации как по форме, так и по содержанию; долговременность и громоздкость подготовленных отчётов; различие методик расчёта показателей одной группы и т.д.

Весьма часто совершенствование управленческого учёта (особенно предполагающее внедрение дорогостоящих аппаратных и программных средств) должно сопровождаться, а возможно, и следовать за изменениями в организационной структуре предприятия, поскольку нецелесообразно накладывать современные методы управленческого учёта и тем более компьютеризировать их в условиях неэффективной организационной структуры предприятия [34]. Ранее существовало мнение, что внедрение современных технологий и программных продуктов решит проблему получения необходимой информации для управления. Однако это оказалось недостаточным. Современные технологии решили проблему только трудоёмкости сбора информации, во всех других направлениях (форма и содержание управленческой информации) ожидаемого прорыва не произошло.

С нашей точки зрения не совсем верным можно считать убеждение в том, что концепция управленческого учёта должна базироваться только в соответствии с требованиями первого руководящего звена (Генерального директора). Управленческий учёт, с нашей точки зрения, должен базироваться на инициативе руководителей управлений или отделов (в зависимости от размеров организации). Именно они в первую очередь должны, в сопоставимой между собой форме и основанных на одних принципах, определять совокупность нужных показателей, давать распоряжения исполнителям, получать результаты, делать выводы и потом передавать её вышестоящему руководству – Генеральному директору и его заместителям. То есть в последовательности «Оперативное управление  Тактическое управление  Стратегическое» ключевым является «Тактическое». Только специалисты, управляющие определённым сектором организации, смогут досконально отследить, на каких этапах их компетенции эффективность работы высока, а какие требуют доработки. С нашей точки зрения важным звеном является делегирование ответственности с верхних уровней на средний. Стратегический уровень управления должен выступать как основной потребитель информации, необходимой для руководства организации, которая отражается в управленческой отчётности. Генеральный директор должен иметь возможность получения своевременной информации в области снабжения, сбыта, инвестиционной деятельности в зависимости от направления его интересов. При этом степень детализации предоставляемой управленческой информации зависит от его требований.

Существенным недостатком, связанным с неправильно построенной организационной структурой предприятия, также является дублирование функций управления, повторение выполнения задач управленческого учёта и составление отчётов, содержащих в себе одни и те же показатели, что влечёт выполнение одной и той же работы различными службами. В данной ситуации ведение учёта становится нецелесообразным, трудоёмким и снижает уровень эффективности работы персонала. Для рационального построения управленческих отчётов, с целью избегания их повторения необходимо разграничивать их виды.

Можно выделить следующие виды отчётов управленческого учёта: 1. Обязательные (предусмотренные системой управленческого документооборота предприятия) и дополнительные (составляются в зависимости от потребности управления). 2. Оперативный (представляет собой совокупность данных в определённом разрезе), агрегированный (фактическое значение показателей, сформированных из оперативных отчётов), сравнительный (сопоставление показателей – фактических и плановых, фактических и базовых, фактических и аналогичных по отрасли).

В.Ф. Палий классифицирует управленческие отчёты по следующим признакам: по содержанию информации (внутренние отчёты подразделяются на комплексные, тематические (по ключевым показателям), аналитические), по уровням управления (оперативные отчёты, текущие и сводные отчёты), по объёму информации (сводки, итоговые отчёты, общие (сводные) отчёты), по формам представления (табличная, графическая или текстовая форма).

Н. Адамовым, Г. Адамовой предложена следующая классификация внутренней отчётности [14]:

1. По форме представления (табличные, графические, текстовые).

2. По видам деятельности (отчёты по закупке и заготовлению, отчёты по производству, отчёты по реализации).

3. По уровню представления (отчёты для высшего руководства, отчёты для менеджеров структурных подразделений, отчёты для менеджеров нижнего звена).

4. По объёму информации (оперативные отчёты, текущие отчёты, сводные отчёты).

5. По содержанию (комплексные отчёты, отчёты по ключевым позициям, аналитические отчёты).

6. По назначению: Текущие – отражающие сведения о текущей деятельности организации. Плановые – отражающие показатели, которые планируются. Контрольные – отражающие результат выполнения плановых показателей, либо выполняющие задачу сопоставления плановых и текущих показателей.

В соответствии со структурой организации: обобщающая (сводная) отчётность по предприятию в целом; сегментарная – отчётность, составленная в разрезе деятельности отделов организации; предметная – по отдельному проекту, который выполняется в организации.

Здесь же отметим, что помимо отчётов верхнего уровня (Балансный лист, отчёт о прибылях и убытках и отчёт о движении денежных средств), пакет управленческой отчётности компании может включать множество отчётов, классифицированных по назначению, адресатам, периодичности формирования и т.д.

Отчёты могут быть как регламентными, т.е. представляемыми соответствующим адресатам в установленные сроки, так и нерегламентными, т.е. формируемыми под конкретный запрос пользователя. Очевидно, что на состав пакета, форму и содержание управленческой отчётности в каждом конкретном случае влияет не только отраслевая принадлежность компании, но и запросы менеджмента компании, которые напрямую зависят от уровня их экономических знаний и ментальности.

Отчёты управленческого учёта подразделяются на обязательные и дополнительные. Обязательные отчёты составляются на регулярной основе. Состав обязательных отчётов, их пользователи, периодичность составления, форматы содержательной части определяются стандартами управленческого учёта.

Дополнительные отчёты могут быть построены при возникновении потребности представления данных в виде, не предусмотренном в обяза-тельных отчётах. Формирование дополнительных отчётов выполняется программными средствами, обеспечивающими обработку данных в учётной системе.

В работе Майка Ротера и Джона Шука «Учитесь видеть бизнес процессы» предлагается следующая классификация форм внутренней отчётности: по содержанию информации; по уровням управления; по объёму информации; по формам представления [54].

По содержанию информации внутренние отчёты подразделяются на комплексные, тематические (по ключевым показателям), аналитические. Комплексные итоговые отчёты представляются за отчётный период (месяц, квартал, год) и содержат информацию о выполнении планов по доходам и расходам ЦО, исполнение сметы издержек, рентабельность, движение денежных средств и иные показатели для общей оценки и контроля. Тематические отчёты по ключевым показателям представляются по мере возникновения отклонений по наиболее важным для успешного функционирования показателям, таким как объём продаж, потери от брака, недопоставки по заказам, график производства продукции и другим, не входящим в оценочные плановые показатели, подконтрольные центры ответственности (ЦО). Аналитические отчёты подготавливаются только по запросам управляющих и содержат информацию, раскрывающую причины и следствия результатов по отдельным аспектам деятельности. Например, причины, влияющие на перерасходы ресурсов и т.п.

По уровням управления различают оперативные отчёты, текущие и сводные отчёты. Оперативные представляются на нижнем уровне управления в ЦО и содержат подробную информацию для принятия решений. Составляются еженедельно и ежемесячно. Текущие отчёты содержат агрегированную информацию для среднего уровня управления в центрах прибыли, центрах инвестиций составляются с периодичностью от ежемесячного до ежеквартального. Сводные отчёты представляются для высшего управленческого персонала организации, по которым принимаются стратегические решения и осуществляется общий контроль деятельности и контроль управленческого персонала на среднем, иногда на нижнем уровне. Периодичность – от ежемесячных до ежегодных отчётов.

По объёму информации – сводки, итоговые отчёты, общие (сводные) отчёты. Сводка – это краткие сведения об отдельных показателях деятельности подразделения за короткий период (день, неделя). Итоговые обобщают информацию о контролируемых показателях данного ЦО, составляются ежемесячно. Общие составляются по организации в целом и содержат информацию, соответствующую формам финансовой отчётности, приспособленным для целей внутреннего управления.

По формам представления внутренние отчёты составляются в табличной, графической или текстовой форме.

С нашей точки зрения, кроме вышеперечисленных признаков, в классификацию управленческой отчётности целесообразно включить следующие:

1. По степени эффективности функционирования системы управленческого учёта:

- оценочные – составляются для диагностики эффективности уже существующей системы управленческого учёта;

- скорректированные – это отчёты, которые составляют после внедрения более эффективной системы управленческого учёта;

- пробные – это отчёты, которые составляют после внедрения системы управленческого учёта, на предприятие на котором ранее данной системы не функционировало;

- текущие – составляются при стабильно и эффективно функционирующей системы управленческого учёта.

2. По задачам управления:

- плановые – отражают перспективы развития предприятия, в свою очередь могут быть поделены на стратегические и тактические;

- текущие – фактические сведения в зависимости от потребности управления;

- контролирующие – специальные формы (например, тесты) для проведения диагностики контроля за деятельностью предприятия и запланированных задач.

3. В зависимости от стабильности функционирования предприятия:

- отчёты, составленные в условиях определённости;

- отчёты, составленные в условиях неопределённости (например, при реорганизации);

- в кризисной ситуации, при банкротстве (например, при ликвидации).

Одним из недостатков существующего управленческого учёта является и то, что он в основном сконцентрирован на внутренних факторах, анализ внешних проводится нерегулярно, от случая к случаю. При этом формирование информации о рынках сбыта, затратах и стратегиях конкурентов может оказать координальное влияние на управленческое решение и его последствия.

Недостаток управленческого учёта состоит в том, что приходится работать с довольно большим информационным полем и является затруднительным выделение ключевых факторов. На практике 20 % факторов вносят 80 % вклада в создание стоимости в компании. Эти 20 % и являются ключевыми факторами стоимости, среди которых можно выделить 20 % важнейших факторов стоимости. Таким образом, искусство менеджера состоит в выявлении ключевых и важнейших факторов и в построении механизмов их оптимизации [79].

Недостатки внутренней отчётности, типичные при традиционных подходах к организации внутреннего контроля, состоят в том, что основной упор делается на ошибки вместо того, чтобы дать управляющим ориентированную информацию, позволяющую предпринимать эффективные действия. В результате обратная связь оказывается направленной на проведение ревизий и поиски упущений, возвращает управляющего к прошлым событиям и операциям, формирует данные о том, что уже не подаётся исправлению, ограничивает возможности действовать с перспективой.

Нельзя не согласиться с мнением Г.М. Лисовича и И.Ю. Ткаченко, которые утверждают, что наиболее распространённые недостатки внутренней отчётности следующие [49]:

- информация обобщается главным образом для контроля объёма продаж или определения издержек и не связана с потребностями отдельных управляющих, деятельность которых приносит доход или требует издержек;

- информация, обобщаемая в отчётности, адресуется не тем лицам, часто даже не управляющему, находящемуся на передовой линии хозяйственной деятельности, а его начальнику или руководителю;

- в отчётности содержится информация по общим вопросам, что затрудняет принятие решений на конкретных направлениях;

- отчётность изобилует избыточной информацией, в результате чего управляющий вынужден сортировать данные в поисках тех, что ему действительно необходимы для управления. Многим организациям, оснащённым современным компьютерным оборудованием, приходится иметь дело с отсталым, некомпетентным персоналом, что усугубляет данную проблему.

При внедрении управленческого учёта могут быть использованы Международные стандарты финансовой отчётности. В зависимости от вида деятельности компании могут быть использованы МСФО:

1. Сельскохозяйственных МСФО 41 «Сельское хозяйство».

2. Строительных МСФО 11 «Договоры на строительство».

3. Занимающимся торгово-закупочной деятельностью МСФО 1 «Представление финансовой отчётности», МСФО 2 «Запасы», МСФО 7 «Отчёты о движении денежных средств», МСФО 8 «Учётная политика, изменения в учётной политике и ошибки», МСФО 16 «Основные средства», МСФО 18 «Выручка» и МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» и др.

Преимущества и недостатки применения МСФО в целях управленческого учёта раскрыты в статье Е. Княжеченко [47]. В данной работе приведены следующие положительные моменты применения МСФО:

1. МСФО разработаны для представления информации о деятельности компании внешним пользователям.

2. Являются результатами обобщения многолетнего опыта – методологии, математического и учётного аппарата, проработанных форм отчётности, используемых на практике во многих странах с развитой рыночной экономикой.

3. Анализируя основные положения Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО) на предмет возможности использования информации для целей управления компанией, просматривается отчётливая связь с международной практикой управленческого учёта. В частности, это касается методов учёта затрат и системы бюджетного управления. Анализ концептуальных положений международных стандартов финансовой отчётности с точки зрения возможности использования генерируемой информации для управления компанией позволяет найти многочисленные области пересечения с классическим и стратегическим управленческим учётом.

Применение единых стандартов для подготовки финансовой (бухгалтерской) и управленческой отчётности даёт возможность более чёткого представления оборота капитала, процессов его накопления и использования, обеспечивает единое понимание экономической сути хозяйственных операций всеми руководителями компании.

Однако полное перенесение МСФО на управленческий учёт не может быть осуществлено и имеет ряд ограничений:

1. Различие целей. Отчётность по международным стандартам предназначена для удовлетворения информационных потребностей внешних пользователей (инвесторов, деловых партнёров), которые не имеют возможности получать информацию по индивидуальным запросам и вынуждены довольствоваться стандартизированными данными. Поэтому задача такой отчётности – обеспечить пользователя сопоставимой информацией, предоставить возможность сравнивать разные компании по единым критериям (географии расположения, профилю, видам деятельности и пр.). Потребителями управленческой отчётности являются в основном менеджеры компании, целью которых является поиск путей оптимизации деятельности. Обобщённая информация для этого не подходит. Необходима отчётность, позволяющая «спуститься» с уровня компании до конкретного участка бизнеса (продукт, направление, группа операций, бизнес-процесс), который, возможно, работает неэффективно и нуждается в корректировке.

Поэтому при постановке управленческого учёта компании часто сознательно уходят от тех или иных положений стандартов или видоизменяют их.

Отличия управленческой и финансовой отчётности довольно явно декларируются в самих стандартах. Так, МСФО 14 устанавливает, что, если доходы, расходы, актив или обязательство могут относиться на сегменты на основе, понятной для менеджеров компании, но представляющейся субъективной, спорной или трудной для понимания внешними пользователями, необходимо отойти от внутренних правил и применять содержащиеся в стандарте.

2. Ограничение состава информации. МСФО ограничивают состав информации, включаемой в отчётность: обязательными являются сведения о финансовом состоянии, денежных потоках, результатах хозяйственной деятельности.

В современном управленческом учёте основная часть информации также приходится на финансовые данные, поскольку в качестве объективного измерителя результативности хозяйственных процессов руководители обычно понимают прибыль и её производные – затраты, доходы и т.д. Однако для принятия управленческих решений в контур управленческого учёта может быть включена любая информация, которая представляется в измеримом виде и требуется менеджерам на регулярной основе, в том числе и нефинансовая (количество новых клиентов, совершивших первую покупку, количество встреч с клиентами и пр.).

В отчётности по МСФО не найдут отражения потенциальные выгоды (или потери), связанные, например, с лояльностью клиентов или слаженностью работы команды менеджеров. В то же время бизнес, управляемый сильной командой или выстроивший прочные долгосрочные отношения с клиентами, имеет более стабильную позицию и шансы на успех. Поэтому для целей управления оценку таких выгод внутри компании проводить можно и нужно.

Резюмируя, следует отметить следующее, при внедрении на предприятии управленческого учёта почти всегда возникают серьёзные трудности, вызванные самыми разнообразными причинами, которые можно разделить на следующие категории:

1. Технического характера:

- отсутствие локальной компьютерной сети, единой системы документооборота, чёткой организационно-функциональной структуры.

2. Методологического характера:

- нежелание отдельных сотрудников перестраивать свою деятельность, заполнять различные управленческие отчёты из-за непонимания роли управленческого учёта.

3. Социального характера:

- нежелание руководителей центров ответственности своевременно предоставлять полную информацию о деятельности своих подразделений;

- дефицит квалифицированных специалистов, обладающих знаниями как в управленческом, так и в бухгалтерском и налоговом учёте;

- противодействие работников финансовой бухгалтерии, которым специалисты по управленческому учёту часто представляются профессиональными конкурентами.

Вышеперечисленные проблемы усугубляются национальными особенностями функционирования российских организаций:

1. Наследие советской экономики.

2. Особенности отечественного бизнеса. На организацию управленческого учёта на российских предприятиях существенно повлияли особенности отечественного бизнеса. Большинство средних отечественных компаний представляют собой неформальные холдинги, т.е. совокупность организаций, которые юридически совершенно независимы друг от друга, но на деле принадлежат одному собственнику и управляются общим менеджментом.

3. Неправильно поставленные цели и задачи управленческого учёта. Сегодня управленческий учёт уже не ограничивается только анализом и управлением затратами. Важнейшей частью управленче-ского учёта является планирование и бюджетирование, т.е. процедуры распределения средств и ресурсов организации для достижения поставленных целей. При этом понятие «бюджетирование» включает не только процедуру формирования бюджетов, но и контроль за их исполнением, а также анализ отклонений.

В работе И.В. Алексеева отмечено, что требования к построению и содержанию внутренней отчётности, выработанные наукой и практическим опытом, характеризуют самую суть данного элемента управленческого учёта, причём имеют значение как формальные (целесообразность, объективность и точность, оперативность, краткость, сопоставимость отчётности, адресность, эффективность), так и сущностные (специальные) требования (гибкая, но единообразная структура, понятность и обозримость информации, оптимальная частота представления, пригодность для анализа и оперативного контроля) [15].

Целью внутренней отчётности является обеспечение управленческого персонала всех уровней необходимой информацией. Требования о содержании отчётности должны сформулировать руководители центров ответственности и другие лица, относящиеся к управленческому персоналу и заинтересованные во внутренней управленческой информации. Управляющие должны разъяснить бухгалтерам и другим исполнителям, составляющим внутреннюю отчётность, какая информация, в каком виде и объёме, в какие сроки им необходима. Для управляющих имеют значение не только содержание информации, но и способы её доставки, формы отчётности. Внутренняя отчётность должна обеспечить возможность быстрого обзора и оценки фактических результатов, их отклонений от цели, определения недостатков в настоящее время и на будущее, выбора оптимальных вариантов управленческих решений. Сформировать отчётность, позволяющую получить информацию для решения комплекса проблем, весьма не просто. Добиться удовлетворительных результатов можно только совместными усилиями управляющих и бухгалтеров, других специалистов (экономистов, плановиков и т.п.).

Изучив и собрав различные мнения учёных и практиков о требованиях и принципах, предъявляемых к управленческой отчётности, нами собран довольно обширный их перечень, который нуждается в систематизации. В таблице 28 нами собраны требования, которым должны отвечать форма и содержание управленческой отчётности. При этом спектр требований к управленческой отчётности намного шире, чем к бухгалтерской.

В таблице нет требования – прозрачность, так как с нашей точки зрения требование конфиденциальности более актуально для данной информации. Управленческая отчётность не должна быть «прозрачной», она должна быть понятной и именно только для той части пользователей, кому она предназначена.

Если разделить функции управленческой информации по группам пользователей, то одни должны уметь её собирать, а другие «читать».

 

Таблица 28

Требования к управленческой отчётности

Требование

Содержание требования

Последствия при несоблюдении

2

3

4

1. Лаконичность

Сокращение объёмов собираемой информации до оптимального уровня. В отчётности не должно быть излишней, избыточной информации. Чем отчёт меньшего объёма, тем более оперативно можно осмыслить его содержание и принять нужное решение

Хаотичность представления данных, высокая трудоёмкость выполняемой работы

2. Выделение ключевых показателей

В каждом производстве или отрасли имеются определённые показатели, на которые можно ориентироваться при определении эффективности или неэффективности работы предприятия

Ошибка оценки эффективности работы организации

3. Актуальность и своевременность

Должна быть возможность в массиве информации о деятельности организации своевременно (в сжатые сроки) получить актуальные на текущий момент показатели или группу показателей

Возникновение ситуации «информационного вакуума», когда управленческое решение принимается без достаточной степени информированности
4. Достоверность (качество)

Данное требование предъявляется также к бухгалтерской и налоговой отчётности. Управленческий учёт не должен допускать манипуляции отчётными данными, их неоднозначной оценки, сокрытия или искажение

Все вышеперечисленные последствия

5. Инициативность

Составители управленческой информации должны быть заинтересованы в подготовке лаконичной, своевременной, актуальной и достоверной информации

Субъективность оценок, несвоевременность получения управленческой информации, существенные временные затраты для получения дополнительной информации

6. Конфиденциальность

Доступ к информации, как обобщенной, так и детализированной, должен быть ограничен

Снижение прибыли за счёт повышения работы конкурентов

7. Регулярность сбора (составления)

Каждый вид отчёта должен составляться в определённый и оптимальный период времени

Отсутствие системы и мониторинга

8. Унифицированность по всем подразделениям

Система должна формировать однородные отчёты в различных аналитических разрезах: по организационным единицам, функциональным областям, бизнес-процессам, продуктам, клиентам и т.д.

Дезориентация менеджеров и генерального руководства

9. Альтернативность

Отчётность должна содержать элементы моделирования будущего для выбора и оценки альтернатив

Узость принимаемых решений

10. Вариативность представляемых показателей

Должны быть отражены не только финансовые показатели, но и нефинансовые

Отсутствие возможности проведения комплексного анализа

11. Факультативность

Управленческая отчётность должна готовиться только в том случае, если предполагается, что выгоды от неё будут выше расходов на её подготовку [18]

Снижение общей эффективности компании, постоянное увеличение накладных расходов

12. Непрерывность мониторинга

Все решения, принятые руководством на основе управленческой отчётности, необходимо постоянно отслеживать с целью определения – насколько предприятие ближе к поставленным задачам

Невозможность контроля за выполнением поставленных задач

13. Гибкость (адаптированность)

Способность управленческой отчётности реагировать на происходящие как на внутренние, так и внешние изменения и при необходимости система должна быть способна перестроиться

Неспособность системы быстро и чётко модифицироваться под изменяющиеся потребности пользователей

14. Понятность

Восприятие пользователей отчётности её содержания и выводов, которые следуют из отчётности должны быть понятны ответственным за подготовку отчётности

Нарушение связи между составителями отчётности и её пользователями

15. Адекватность отрасли предприятия

В каждой отрасли имеются уникальные показатели, которые не могут быть применены в другой

Искажение предоставляемых значений показателей

16. Адаптированность для автоматизации

Система управленческой отчётности должна быть автоматизированной для своевременности, низкой трудоёмкости и комплексного учёта всех факторов

Долговременность и трудоёмкость подготовки отчётов

17. Адресность

Отчётность должна использоваться именно тем лицом, которому она предназначена. Формы и содержание отчётов должны учитывать психологические особенности и уровень подготовленности конкретного менеджера, для которого предназначен отчёт

Возможность утечки информации, а также ошибочной интерпретации данных

18. Аналитичность

Пригодность для анализа и оперативного контроля

Отсутствие возможности принятия решения руководст-вом, или принятие ошибочного решения

19. Константность

Система информации должна быть разработана так, чтобы существовало определённое и постоянное единообразие данных для группировки и сравнения

Отсутствие возможности сопоставить данные

20. Трансформируемость

Возможность проследить представленные данные в отчётности до первоисточника

Снижение аналитичности данных и невозможность идентификации причин возможных сложившихся ситуаций

           

 

Как уже упоминалось выше, требования к управленческой отчётности нуждаются в систематизации. Одни авторы (В.Ф. Палий, Н. Адамов) предлагают разделить требования на формальные и специальные. С нашей точки зрения классификация требований может производиться по следующим двум признакам совокупности:

1. Совокупность необходимых требований – это условия, без выполнения которых систему управленческой отчётности нельзя признать эффективно функционирующей (инициативность, конфиденциальность, выделение ключевых показателей, унифицированность, альтернативность, непрерывность мониторинга, адекватность отрасли, адаптированность автоматизации, аналитичность, константность, трансформируемость).

2. Совокупность достаточных требований – это условия, при выполнении которых систему управленческой отчётности можно признать эффективно функционирующей (достоверность, актуальность, регулярность, факультативность, понятность, гибкость, вариативность, лаконичность, адресность).

Определившись с требованиями, предъявляемыми к управленческой отчётности, проведём анализ определений её сущности, которые изложены в работах учёных и практиков.

Управленческая отчётность, как и любой отчёт, это, прежде всего, набор критериев и показателей, которые отображают положение либо отдельных участков функционирования предприятия, либо выполняемых (осуществляемых, продвигаемых) отдельных проектов, либо хозяйственной деятельности в целом. При этом от того насколько упорядочены, актуальны и систематичны показатели, представляемые в отчётности, зависит её эффективность и востребованность (жизнеспособность). Если определённые связи наруш


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: