Тема: Понятие цилиндра. Решение задач (2часа).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Ø ввести понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов;
Ø выведение формул для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра;
Ø рассмотрение типовых задач по изучаемой теме;
Ø формирование навыков решения задач на нахождение элементов цилиндра,
Ø способствовать развитию пространственного воображения и речи учащихся.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятиями цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов (боковая поверхность, основания, образующие, ось, высота, радиус);
2. Научить учащихся выводить формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра;
3. Научить учащихся решать задачи на нахождение элементов цилиндра, площади поверхности цилиндра;
4. Работа на готовых чертежах;
5. Закрепить знания и умения учащихся по изучаемой теме.
Этапы урока:
1.Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний – 10 мин.
3. Изучение нового материала - 10 мин.
4. Закрепление нового материала - 25 мин.
5. Решение задач – 25 мин.
6. Итог урока - 4 мин.
Дидактические материалы и оборудование: Доска, мел, компьютер, проектор, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь.
Открываем тетради, записываем тему нашего урока «Понятие цилиндра. Решение задач». Сегодня на уроке мы введем понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов; выведем формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра; рассмотрим типовые задачи по изучаемой теме, а также решим более сложные задачи.
2. Актуализация опорных знаний.
Перед тем, как изложить новый материал, необходимо проверить знания по теме «Круг. Окружность», которая нам потребуются при изучении нашей темы. В ходе фронтального опроса учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Назовите знакомые вам фигуры вращения (круг, окружность)
2. Чем отличается круг от окружности?
3. Дан отрезок АВ. Какая фигура получится при вращении вокруг точки А точки В? (окружность)
5. Какую фигуру образует отрезок АВ при вращении его вокруг точки А? (круг с центром в точке А и радиусом, равным отрезку АВ)
6. Какой многоугольник называется вписанным (описанным) в окружность?
- Какие предметы окружающей остановки напоминают вам цилиндр?
3. Изучение новой темы.
- Дает определение цилиндрической поверхности, цилиндра и его изображение на плоскости. Показывает слайд 1.
- Рассматривает варианты получения цилиндра, слайд 2.
- Понятие осевого сечения цилиндра, формулировка его свойств, слайд 3.
- Докажите устно эти свойства.
-Рассматривает неосевые сечения цилиндра: сечения цилиндра плоскостью, параллельной и перпендикулярной оси цилиндра (слайды 4 и 5).
-
Вводит понятие касательной плоскости цилиндра (слайд 6).
- Ребята как вы думаете, что собой представляет развертка цилиндра? Показывает слайд 7.
-Вместе с учениками выводит формулу площади боковой и полной поверхностей цилиндра.
Закрепление нового материала.
Для того чтобы выяснить, как учащиеся усвоили новый материал, им предлагается ответить на следующие вопросы, ответы на которые обсуждаются всем классом:
1. Укажите среди окружающих вас предметов в природе, технике объекты, имеющие формы цилиндра.
2. При вращении какой фигуры получается цилиндр?
3. Я буду показывать основные элементы цилиндра, а вы их называете.
4. Может ли осевое сечение быть: прямоугольником; квадратом; трапецией? почему?
5. Цилиндр катится по плоскости. Какая фигура получается при движении его оси?
4. Решение задач.
- А сейчас давайте начнем решать задачи. Сначала решим четыре задачи на готовых чертежах устно (слайды 8 - 11).
Хорошо, а теперь следующие задачи решаем письменно (слайды 12-14).
- А сейчас открывайте учебники и начинаем решать задачи №2, №3, №5 [41, с. 334].
№2. Осевое сечение цилиндра – квадрат, площадь которого Q. Найдите площадь основания цилиндра.
№3. Высота цилиндра 6 дм, радиус основания 5 дм. Найдите площадь сечения, проведенного параллельно оси цилиндра на расстоянии 4 см от нее.
№5. Высота цилиндра 6 см, радиус основания 5 см. Концы отрезка АВ, равного 10 дм, лежат на окружностях обоих оснований. Найдите кратчайшее расстояние от него до оси.
5. Итог урока
- Итак, ребята, на этом уроке вы познакомились с понятиями цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементами. Вывели формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра и научились применять эти формулы при решении задач. Запишите домашнее задание П. 181 - 183, №4, №6 [41, с. 334]. Спасибо за урок, до свидания.
Приложение 2