Исследовательская часть

В процессе прохождения государственной практики в средней школе №15 Петропавловска-Камчатского в соответствии с программой дополнительной подготовки в области ритмики и хореографии, я работала на базе эстетического центра «Гармония» при музыкальном училище в качестве учителя хореографии. Во время занятий с группой детей младшего школьного возраста мной реализовалась воспитательная работа с учетом гендерных особенностей. Перед началом занятий мальчики и девочки не знали стереотипов мужского и женского поведения в танце. После проведения занятий произошло усвоение половых ролей (см приложение), что подтвердило выдвинутую нами гипотезу - если учитель начальных классов на занятиях ритмики и хореографии строит учебно-воспитательный процесс с учетом гендерных особенностей детей, то происходит усвоение мальчиками и девочками половых ролей.

ПРИМЕР ПЕРВОГО УРОКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

План урока

Вводная часть урока:

· приглашение учеников в зал;

· расстановка учеников вдоль станков;

· приветствие, знакомство с педагогом и концертмейстером;

· обход детей и знакомство с их осанкой;

· беседа-диалог о танце;

· знакомство с элементами ритмики: слушание музыки и определение ее характера, темпа и размера; воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.

Подготовительная часть урока:

· маршировка вдоль станков сначала бытовым и затем танцевальным шагом в различных ритмах (4/4, 3/4, 2/4) - в ритме марша, в ритме вальса, в ритме польки, меняя темп и включая паузы (на один такт 4/4, на 2/4, на 3/4);

· вспомогательные упражнения на полу.

Основная часть урока - азбука классического танца:

· расстановка детей у станка;

· объяснение и разучивание правильного положения тела и его частей при сомкнутых ногах и с разворотом на 90-120°;

· знакомство с пятью позициями ног, тремя позициями рук и подготовительным положением рук;

· правильное положение тела в 1 полувыворотной позиции ног.

Заключительная часть урока - поклон при полувыворотном положении ног (в ритме марша 4/4).

Перед началом занятий педагог проводит беседу с родителями об одежде детей, о гигиене, о дисциплине и т.д. Дети занимаются в белых купальниках и мягких балетных туфлях.

ОПИСАНИЕ УРОКА

Вводная часть урока.

На первом уроке педагог проводит организационную беседу, на которой он говорит о своих требованиях, предъявляемых к ученикам: форма, культура поведения на занятиях Педагог знакомится с родителями учеников. На первом уроке педагог знакомит учеников с залом, с правилами расположения учеников в танцевальном зале, говорит о постановке корпуса.

После этого педагог начинает знакомиться с каждым учеником, с его профессиональными данными - проверяет осанку, просит показать подъем ноги на полу в сторону, затем, поднимая ногу своего будущего ученика, определяет высоту шага в сторону, изучает гибкость его тела назад и вперед (назад - у станка, вперед - на середине зала).

На этом же уроке дети знакомятся с элементами ритмики и музыкальной, грамоты. Им объясняют значение музыки в хореографическом искусстве. Концертмейстер играет, а дети определяют характер музыки и ее темп. Затем их знакомят с музыкальными размерами 4/4,’ 3/4, 2/4. Хлопая в ладоши и притопывая, они воспроизводят разнообразные ритмические рисунки.

Подготовительная часть урока.

Педагог объясняет детям, что такое бытовой шаг и что такое танцевальный. Педагог знакомит учеников с разными музыкально-танцевальными жанрами: классическим, характерным, историко-бытовым, современным.

Затем вместе с педагогом дети разучивают несколько вспомогательных физических упражнений на полу, для чего, взяв коврик, располагаются в шахматном порядке на равных расстояниях друг от друга. Сначала выполняются упражнения на напряжение и расслабление мышц ног, затем на выворотность ног. Занимаясь партерными упражнениями на ковриках, ученики осваивают технику исполнения тех или других движений.

Основная часть урока - азбука классического танца.

Педагог объясняет детям правильное положение тела и его частей при сомкнутых ногах. При этом следует обратить внимание на следующее:

· тело должно находиться на таком расстоянии от станка, чтобы руки без упора лежали на палке станка и были на уровне талии;

· четыре пальца руки собраны, большой палец не обхватывает палку, а находится рядом с указательным пальцем, не прижимаясь к нему, запястье кисти опущено;

· руки в локтях слегка согнуты, в области подмышек к телу не прижаты;

· локти отведены слегка в сторону от корпуса;

· ноги сомкнуты так, чтобы носок одной ноги был прижат к носку другой, а пятка к пятке, колени и бедра соединены друг с другом;

· стопы должны плотно прилегать к полу, (без упора и завала на большой палец), чтобы тяжесть тела равномерно распределялась на две ноги;

· ноги выпрямлены, бедра подтянуты, коленные чашечки подтянуты наверх, ягодичные мышцы собраны в области копчика;

· живот слегка втянут, а талия как бы стянута поясом («схвачена»);

· плечи свободно опущены, ключицы расправлены, грудная клетка – в положении выдоха;

· нижние края лопаток тянутся вниз к пояснице.

Для правильной осанки важное значение имеет положение корпуса относительно ног:

· таз в центре,

· позвоночник вытянут,

· голова спокойно и непринужденно смотрит прямо,

· подбородок не вниз и не вверх, а только прямо,

· шея не напряжена (следить спереди и сзади),

· все части тела симметричны.

Педагог проверяет осанку детей и отмечает тех, у кого осанка правильная (нормальная).

Затем педагог знакомит учеников с существующими в классическом танце позициями рук и ног. Им объясняется, что такое правильное положение тела (корпуса, ног, рук, головы) при полувыворотном положении ног. Проверив правильность положения тела и ног, педагог предлагает детям постоять таким образом в течение двух четырех тактов музыкального аккомпанемента.

В конце урока следует показать, как делается поклон, когда ноги поставлены в полувыворотное положение (90 -120°).

Дети отходят от станков и поворачиваются лицом к педагогу, разворот ног 120 гр., на счёт раз-два голова наклоняется, на счет три-четыре голова поднимается.

ПРИМЕР ВТОРОГО УРОКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

План урока

Вводная часть урока:

· приглашёние учеников в зал и расстановка их по местам;

· приветствие;

· опрос учеников по ритмической части материала первого урока;

· изучение схемы танцевального (балетного) зала.

Подготовительная часть урока:

· повторение: дети маршируют вдоль станков, шаг бытовой и танцевальный, размер: 4/4, ¾, 2/4.

· новый материал: правильное положение тела и его частей при маршировке;

· новый материал; маршировка по залу в различных темпах и ритмах;

· повторение: дети выполняют вспомогательные упражнения первого урока на полу;

· новый материал: вспомогательные упражнения на полу на укрепление брюшного пресса, на выворотность ног, на исправление сутулости, седлообразной поясницы, асимметрии лопаток.

Основная часть урока - азбука классического танца:

· повторение: дети демонстрируют правильность постановки тела (корпуса, ног, рук и головы) в 1 позиции ног в полувыворотном положении лицом, к станку:(120°);

· новый материал: изучение: подготовительного положения рук.

Заключительная часть урока:

· подскоки в 1 позиции с разворотом на 90 – 120 гр.;

· полька – свободная импровизация;

· поклон в 1 позиции в полувыворотном положении ног.

ОПИСАНИЕ УРОКА

Вводная часть урока.

Педагог приглашает учеников в зал, и дети встают на свои места. Урок начинается с приветствия, после чего педагог с учащимися повторяет весь материал, пройденный на первом уроке, и приступает к изложению нового материала.

Подготовительная часть урока:

Дети маршируют под музыку. Они проходят по залу то шеренгой, то колонной по кругу, то по диагонали, то по прямой линии, расходятся направо, налево, объединяясь в пары и в четверки, следя при этом за дистанцией и интервалами.

Во время маршировки и бега необходимо объяснить детям, в чем заключается правильное положение тела и его частей, обращая особое внимание:

· на умение передавать тяжесть тела с одной ноги на другую при спокойном положении корпуса;

· на симметрию расположения частей тела;

· на подтянутость, легкость и собранность фигуры ребенка (она должна быть, как бы устремлена вверх, но без излишнего напряжения);

· на правильное положение ног во время движения, особенно стоп;

· чтобы корпус дети держали прямо, плечи были бы опущены к лопаткам, грудная клетка слегка развернута, голова не запрокидывалась и не опускалась вниз, шея свободная, не напряженная.

Повторив упражнение подготовительной части первого урока, исполнить упражнения, помогающие исправлению сутулости, седлообразной поясницы, асимметрии лопаток.

Упражнения, способствующие исправлению отклонений в осанке, следует включать в занятия каждый раз; с каждым уроком увеличивать количество исполняемых движений; примерно к концу первой четверти необходимо разучить все упражнения подготовительной части урока и добиться точного их исполнения.

Основная часть урока - классический экзерсис.

Дети повторяют правила постановки тела (корпуса, ног, рук и головы) в 1 полувыворотной позиции, лицом к станку и стоят в таком положении 4 такта. Затем, приподняв руки со станка, спокойно опускают их вниз, сохранив правильное положение тела.

Когда ученику нужно встать в I позицию с разворотом стоп на I20° у станка, необходимо соблюдать следующее правило: телу надо придать отвесное положение, подав его слегка вперед. Такое же положение тело должно сохранить и без опоры, контролируя равновесие. Педагог при этом должен проверить правильность исполнения у каждого ученика и затем предложить детям расслабиться.

При разучивании подготовительного положения рук дети становятся вдоль станков лицом в центр зала или к зрителю (руки опущены вдоль тела) и слушают объяснения учителя.

В подготовительном положении руки свободно опущены вдоль тела и не соприкасаются с ним (в подмышках свободно), образуя овальную форму, слегка закругленную в локтевом суставе. Локти направлены в стороны. Кисти рук продолжают овальную форму всей руки. Ладони слегка закруглены, пальцы сгруппированы в фалангах и направлены в стороны. Большой и средний пальцы приближены друг к другу, но не соприкасаются. Указательный палец и мизинец продолжают слегка закругленную общую линию от локтя. Кисти рук немного приближены.

Педагог проходит по залу, осматривая правильность исполнения подготовительного положения рук, и сразу поправляет и делает замечания.

Затем подготовительное положение рук исполняется под музыку. Педагог сообщает концертмейстеру музыкальный размер и число тактов, необходимых для сопровождения. Перед началом исполнения концертмейстер играет вступление, для того чтобы дети настроились на определенную музыку.

Подготовительное положение повторяется несколько раз всеми вместе, отдельными группами и отдельными учащимися.

Заключительная часть урока.

Сначала дети выполняют подскоки в 1 позиции ног с разворотом на 90 120°. Затем без соблюдения правил исполняются па польки подскоками (свободная импровизация).

После этого дети выстраиваются по линиям в шахматном порядке, встают в 1 позицию, руки в подготовительном положении и делают поклон.

Педагог говорит, что урок закончен. Дети благодарят педагога и расходятся. Отдельным ученикам даются домашние задания по вспомогательным упражнениям.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

1. К концу второй недели дети обычно уже разучивают вспомогательные упражнения подготовительной части урока, но еще не могут их качественно исполнить. Для этого требуются время и постоянные дополнительные тренировки дома.

2. Первое время на занятиях основное внимание уделяется постановке тела (корпуса, ног, рук и головы) в 1, 2 и 3 позициях в выворотном положении ног (разворот ног на 180 гр.) лицом к станку, придерживаясь двумя руками за палку лицом в центр зала, положив раскрытые руки палку станка. Особо обращается внимание на постановку стопы в позициях - не допускать завала на переднюю часть ноги. Снимал руки со станка, следует начать тренировать равновесие.

3. Однако к этому времени не все дети могут стоять выворотно (с разворотом ног на 180 гр.) и в 1, и во 2 позициях, поэтому допускается разворот ног на 160 170°

4. Для выработки равновесия тела большую роль играют правильно поставленные руки, так как они выполняют роль регулятора равновесия.

В экзерсисе у станка и на середине зала на каждом уроке необходимо выполнять упражнения для рук, их комбинации и пор де бра (1-е, 2-е и 3-е), координируя движения рук с поворотами и наклонами головы и одновременно согласовывая е движениями ног.

В дальнейшем значение рук на уроках классического танца будет возрастать, поскольку они несут также пластическую функцию.

5. Путем исполнения вспомогательных подготовительных упражнений можно добиться значительного улучшения стоп.

В экзерсисе при вытягивании стопы нужно соблюдать ряд правил: недопустим скос стопы, «скрючивание» ее, все пальцы должны быть сгруппированы, все мышцы направлены к среднему (третьему) пальцу, свод стопы вытянут и щиколотка напряжена.

Все указанные движения у станка исполняются в 1, 2 или 3 позиции.

Это связано с тем, что можно контролировать и легко устранять завал на большой палец (особенно в 1 позиции), тем самым добиваться устойчивого положения стопы на полу, а значит, и устойчивости тела.

В 3 позиции педагог может устранить такую ошибку, как асимметрия бедер. Обычно в 5 позиции, когда одна нога впереди, боковая часть передней ноги выдвигается вперед.

Движения рекомендуется изучать в трех ракурсах:

· стоя лицом к станку – руки на палке;

· стоя спиной к станку – руки раскрыты в стороны и положены на палку;

· стоя боком к станку – одной рукой за палку.

Важно внимательно следить, как ученик выполняет движения, держась одной рукой за палку. Необходимо контролировать. На каком расстоянии от станка он стоит, куда кладет кисть опорной руки. Нельзя стоять близко к станку, нельзя удаляться от него. Ученик должен видеть кисти рук, локоть опущен, голова прямо. Недопустим завал плечом на опорную руку, поэтому для контроля иногда детям нужно предлагать приподнимать кисть руки над палкой.

Не требовать в течение долгого времени полной выворотности.

Большое внимание уделять танцевальным элементам, танцам, этюдам: русский танец, полонез, полька. Можно исполнять и танцы собственного сочинения – импровизации.

Разработка танца

Сюжет.

Верона XVI век. Бал. Юная Джульетта впервые попадает на бал и встрече\ает Ромео.

О,чудо! Их настигла любовь. Но враждующие семьи всячески пытаются помешать их отношениям.

Чувства же влюбленных сильны их невозможно разрушить, они выше всего этого. Люди не в силах убить настоящую любовь. Любовь сильнее всех преград, сильнее смерти.

Драматургический разбор

Пролог. Участники выходят по одному и становятся в статичные позы, характеризующие XVI век.

Завязка. Встреча на балу Ромео и Джульетты.

Развитие действия. О, чудо! Их настигла любовь.

Кульминация. Враждующие семь всячески пытаются помешать их любви.

Развязка. Чувства влюбленных сильны, их не возможно разрушить. Любовь сильнее всех преград, сильнее смерти.

Конфликт. Конфликт 2х семей.

Количество действующих лиц. 8 человек

Возраст участников. 8-13 лет.

Участники. На полупальцах выбегают и станавливаются. Через1-ую позицию выводят левую ногу вперед, туловище немного наклонено в лево, руки в заниженной 2-ой позиции.

На полупальцах отбегают назад. Номера 3,4,7,8, поворачиваются в противоположную сторону. Номера 8 и6, 4 и 2, 7 и 5, 3 и 1 обходят друг друга левым плечом.(по 5-ой позиции делают переступание, круговые движения руками, согнутыми в локтях)

Номера 2,4,6,8 идут на встречу номерам1,3,5,7 медленным шагом через 1-ую позицию. Руки в заниженной 2-ой позиции, согнуты в локтях, кисти опущены. Поклон (из 1-ой позиции левая нога выводится вперед, правая согнута в колене (правая нога – центр тяжести), правая рука отведена назад, левая в 3-ей позиции)

Участники обходят друг друга через правое плечо. Шаг через 1-ую позицию. Правые руки в 3-ей позиции.

Поклон

1,3,5,7 номера правую ногу заводим перед левой, корпус наклонен вправо, поворот через левое плечо на полупальцах, руки в заниженний 2-ой позиции, кисти опущены.8,6,4,2 номера наоборот.

7,5,3,1 номера (девочки) делают левой ногой шаг, правой мах от колена, поворот на 360.2 галопа, на 3 галоп корпус отклоняется назад, руки вытянуты вперед и разводятся в стороны (3 раза)

Поклон.

Номера 3,5,7 галопом бегут в правую сторону, номера 4,6,8 в левую сторону. Образуя круг. В это время номера 1,2 сходятся. Номера 3, 5, 8 становятся по левой стороне, номера3,5,7 по правой стороне сцены.

Номера 7и 8, 5 и6, 3 и4 подходят друг к другу.

Участники берутся за руки(через одного) и по очереди начинают наклонять корпус назад(начиная с номера 8) и также возращаются в исходное положение. Номера 1 и 2 подходят к друг другу, остальные делают повороты в разные стороны.

Номера 3.4,5,6,7.8 хаотично делают повороты приближаясь к номерам 1 и 2. номера 1 и 2 присаживаются и обнимают друг друга.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В свете современной науки становится очевидной необходимость полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. В 20-е гг., о целесообразности дифференцированного в зависимости от пола подхода в воспитании детей говорили многие видные педагоги и психологи (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, М. М. Рубинштейн и др.). Но в силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного» существа (Т.А. Репина). А результаты не заставили себя ждать: у нас появилась целая популяция молодых людей, так называемых мужчин (по анатомическому признаку) с так называемой сексуально «поисковой» ориентацией. Их отличительная особенность – самоощущение в себе женского начала. А духовно-эстетическую нишу мужественности стали занимать женщины с противоположными гормонально-генетическими сдвигами и нарушениями. Причем большинству женственных юношей и мужественных девушек, а впоследствии мужчин и женщин с такими комплексами, их самочувствие уже стало привычным, а потому они считают себя совершенно нормальными. При этом на наших глазах мужественные девушки с деградирующими детородными функциями все более и более теснят слабеющих в мужестве юношей. А ведь лишь мужчины могут полноценно и целенаправленно поддерживать сильную государственность. В нынешней глобальной цивилизации в последствие объективного распределения психологических возможностей полов, у женщин – другие цели. Это в основном – поддержка жизни семьи, воспитание детей. У мужчин – забота о внешних по отношению к семье факторах (в первую очередь это факторы, обеспечивающие нормальное функционирование государственных и цивилизационых институтов), без чего не может существовать полноценная семья в государстве. И лишь в человеческом объединении усилии мужчин и женщин – согласно объективно заданным приоритетам психологических особенностей полов, где не существует подавления мужского либо женского начал – возможна сильная государственность, основанная на сильной и объективно нормальной семье.

Задачей каждого педагога является - изменить сложившуюся обстановку в стране. Для этого необходимо грамотная помощь детям в их социализации.

Результаты проведенного мною исследования показывают - добиться позитивных изменений в усвоении стереотипов мужского и женского поведения возможно и это поможет их социализации. Но становится очевидным необходимость систематической работы с детьми, а в частности с младшими школьниками.

 



ПРИЛОЖЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: