Управление оборотными активами ИЗАО «Сплитстоун-Бел»

 

Главной задачей управления оборотными активами является − формирование необходимого объема, оптимизация состава и обеспечении эффективного использования оборотных активов предприятия.

Управления оборотными активами составляет наиболее обширную часть операции финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально – вещественного и финансового состава требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов, приоритетной ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов операционной деятельности предприятия. К оборотным активам относятся; запасы сырья, материалов и полуфабрикатов, запасы готовой продукции, текущая дебиторская задолженность, денежные активы и прочие оборотные активы.

Основным источником информации для анализа оборотных активов является бухгалтерский баланс (ф. №1) элементами оборотных средств являются: материальные ресурсы; готовая продукция на складах предприятия, товары для перепродажи; дебиторская задолженность; денежные средства.

Под составом оборотных активов понимают совокупность элементов, образующих оборотные активы. Деление оборотных активов на оборотные производственные фонды и фонды обращения определяется особенностями их использования и распределения в сферах производства продукции и ее реализации.

Существенное практическое значение имеет группировка оборотных активов по методам управления и источникам формирования. По методам управления можно выделить две группы активов:

1) Нормируемые − запасы материалов (счета 10,15), незавершенное производство (счета 20,21), готовая продукция (счет 43), товары (счет 41), т.е. активы, по которым устанавливаются обоснованные расчетные нормативы. Анализ в данном случае состоит в сопоставлении фактических активов с нормативами, определении и оценке причин выявленных отклонений.

2) Ненормированные − активы, уровень и динамика которых определяется внешними факторами и в меньшей мере зависят от деятельности предприятия. К ним относятся: товары отгруженные (счет 45); дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.

По источникам формирования выделяют три группы (собственные и привлеченные и заемные средства).

При определении рационального соотношения источников формирования оборотных активов средств исходить из того, каждому элементу оборотных активов должен соответствовать определенный источник финансовых ресурсов:

1) Нормативной сумме запасов сырья, материалов и полуфабрикатов должны соответствовать собственные источники формирования оборотных активов. Нормативу незавершенного производства, расходов будущих периодов, а также средним остаткам готовой продукции на складе должна соответствовать планируемая сумма банковского кредита;

2) Дебиторская задолженность заказчиков должна полностью покрываться кредиторской задолженностью поставщикам материальных ресурсов;

3) Денежные средства могут формироваться за счет внутренней задолженности (задолженность перед персоналом предприятия, задолженность участникам по выплате доходов; доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов).

Оборотные активы при движении находятся на всех стадиях и во всех формах. Это обеспечивает непрерывный процесс производства и бесперебойную работу предприятия.

Так как на ИЗАО «Сплитстоун-Бел существует проблема «затоваривания» готовой продукцией, а это один из элементов управления оборотными активами, рассмотрим этапы управления готовой продукцией.

Управление готовой продукцией охватывает ряд этапов работ:

1. Анализ готовой продукции в предшествующем периоде. Рассматриваются такие показатели, как темпы динамики, удельный вес в объеме оборотных активов.

2. Построение эффективности систем планирования закупок готовой продукции и контроля за ее движением на предприятии. Основной задачей таких контролирующих систем, является своевременное размещение заказов на пополнение запасов продукции и вовлечение в операционный оборот излишне сформированных их видов.

3. Оптимизация размера партий. В данном разделе будут рассмотрены две последние стадии, так как первая стадия была проанализирована ранее.

Организация и планирование закупок готовой продукции ИЗАО «Сплитстоун-Бел»

Рассматриваемое предприятие является достаточно большим, по сравнению с другими участниками рынка, исходя из показателя общего объёма продаж. Соответственно для того чтобы управлять таким размером материального и информационного потока организации не требуется большой штат сотрудников. Из основных функциональных составляющих частей деятельности организации только процесс продаж является трудоемким, и требующим определенных человеческих ресурсов.

На данном предприятии процессом организации и планированием закупочной деятельности должен заниматься его коммерческий директор. Непосредственно его действия должны заключаться в планировании очередной партии заказа и прогнозировании потребности в продукции исходя из спроса потребителей.

Планирование закупок и снабжение на предприятии ИЗАО «Сплитстоун-Бел» можно условно разделить на два процесса: текущее планирование и оперативное. Текущее планирование включает в себя определение потребностей потребителей на планируемый период текущего года исходя из имеющейся информации за прошедшие периоды. Данным процессом на предприятии должен заниматься его коммерческий директор. За месяц до начала планируемого периода, основываясь на опыте прошлых периодов, а также на личных знаниях о тенденциях спроса на данном рынке, коммерческий директор определяет размер партии закупаемой продукции. Данный размер партии продукции впоследствии должен будет удовлетворить спрос потребителей в планируемом периоде. Затем коммерческий директор осуществляет заказ у поставщиков в России.

На первом этапе оперативного планирования и процесса закупки коммерческий директор определяет потребность в необходимой продукции. Для этого он собирает все заявки на заказ продукции от покупателей и подсчитывает общее количество конкретных видов продукции, которое понадобится, для того чтобы удовлетворить спрос потребителей. Затем он сопоставляет получившееся количество со складскими остатками, тем самым выявляя количество продукции, которая потребуется для того чтобы удовлетворить спрос потребителей до следующего момента поставки. Если в конкретном случае машина, которая будет доставлять продукцию, не заполняется, то у коммерческого директора есть возможность воспользоваться свободными товарными местами и дополнить заявку, для того чтобы создать дополнительный запас по определенным им товарным позициям на основании интуитивного прогнозирования спроса.

В данном случае планирование закупок - это анализ необходимости поставки дополнительного количества товара с учетом заявок на его поставку и наличия остатков товаров на складе.

Таким образом, можно сделать вывод, что планирование и прогнозирование будет осуществляться традиционными методами, без привлечения дополнительных специализированных сотрудников и средств автоматизации.

Важнейшей стороной управления оборотными средствами является возможность принимать своевременные и оптимальные решения по планированию закупочной деятельности, эффективному подстраиванию ее под пакет заказов покупателей с учетом динамики будущих поставок, прогнозируемого уровня продаж, текущего состояния складов и уже сформированных заказов на поставки. В условия данного небольшого предприятия соответствующие решения относительно несложно принимать “из головы”, основываясь на здравом смысле и общем понимании состояния дел на собственном предприятии. Но при таком подходе к управлению закупочной деятельностью существует угроза упущения продаж из-за неточного определения потребности и некорректного прогнозирования, а как следствие потеря возможной прибыли и клиента в целом. Предприятию необходим непрерывный стратегический анализ товарных запасов для более точного и корректного прогнозирования сбыта и как следствие повышение уровня обслуживания и получение дополнительной прибыли.

Использование инициативного метода принятия решений, на основе личного опыта коммерческого директора может стать причиной упущенной прибыли для предприятия, поэтому управление закупочной деятельностью должно базироваться на информации, полученной с помощью специализированного программного обеспечения.

Использование инициативного метода принятия решений, на основе личного опыта коммерческого директора может стать причиной упущенной прибыли для предприятия, поэтому управление закупочной деятельностью должно базироваться на информации, полученной с помощью специализированного программного обеспечения.

Порядок и последовательность разработки плана:

1. Обоснование целей деятельности.

В конкретном случае предприятие имеет налаженную устойчивую специфику производственной структуры, которая обеспечивает доставку продукции от поставщика до конкретного потребителя. Поэтому в данной работе будет представлено план-предложение, которое позволит максимизировать предприятию его прибыль, отталкиваясь от имеющихся ресурсов производственной структуры. Максимизация прибыли в данном случае подразумевает под собой выявление возможной дополнительной прибыли при помощи прогнозирования и устранение возможных потерь прибыли, основываясь на отчетном периоде. Учитывая возможности внутренней среды хозяйствования данный план будет представлять собой расчет экономического эффекта как числового выражения поставленной задачи.

2. Сбор информации.

Для проведения анализа и прогнозирования потребуются следующая информация:

- объем продаж в натуральном выражении по каждой товарной позиции;

- объем продаж в стоимостном выражении по каждой товарной позиции;

- цены реализации по каждой товарной позиции в отчетных и планируемых периодах;

- количество совершенных сделок по номенклатурным позициям.

Данную информацию было несложно получить из ежемесячных отчетов объемов продаж, которые ведутся на предприятии в программе 1С:Торговля+Склад.

3. Проведение экономического анализа.

АВС-анализ будет использован, для того чтобы классифицировать товарную номенклатуру на три группы «А», «В», «С». Самая важная группа «А», согласно принципу Парето, будет самой маленькой по количеству наименований товаров. И наоборот, самая большая группа товаров по количеству наименований «С» будет состоять из наименее важных товаров. Соответственно упрощается задача управления складскими запасами. Вместо того чтобы тратить одинаковое время (или ресурсы) на управление всем объемом запасов, что нерационально, основное внимание (и время) уделяется немногочисленным важным товарам. «Важность» товара определяется по какому-то определенному признаку или комбинации признаков. В качестве таких признаков будут выступать: количество сделок с данным товаром и объем реализации товара в продажных ценах.

4. Составление прогнозов.

С помощью экспертных методов прогнозирования можно осуществлять прогнозирование объемов сбыта регулярно потребляемых товаров.

Экспеpту пpедлагается указать только две оценки: пессимистическую Хп и оптимистическую Хо. Ожидаемое значение пpогнозиpуемой величины:

 

Хож = (3·Хп + 2·Хо)/5,      (3.14)

 

где Хп – пессимистическая оценка;

Хо – оптимистическая оценка.

5. Составление плана.

Непосредственно составление плана закупок на планируемый период. Данный план будет основываться на подробном анализе товарной номенклатуры, прогнозе спроса на товары с устойчивым спросом и корректировкой по показателю уровня обслуживания клиентов [32].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: