Определение товарных групп для управления закупками методом АВС-анализа

Несмотря на то, что торговые компании отличаются друг от друга размерами, структурой, продукцией которой они торгуют, всем им приходится иметь дело в процессе деятельности с оптимизацией управления системой закупок товара для дальнейшей реализации. Чем крупнее фирма, тем серьезнее стоят перед ней проблемы проектирования оптимального, то есть самого лучшего, эффективного потока материальных ценностей. Безусловно, что с одной стороны, широта ассортимента, наличие прогрессивных форм обслуживания, оптимальная ценовая политика фирмы существенно влияет на объем продаж торговой компании, а следовательно на финансовое состояние фирмы. Но с другой стороны, временное омертвление финансовых ресурсов в процессе торгово-хозяйственной деятельности осуществляется в товарных запасах и дебиторской задолженности, тем самым увеличивая риск уменьшения доходности торговых операций, в случае, если товар не будет реализован или реализован за больший, чем планировалось, период времени. Ответом на вопрос, что, по какой цене и в каких количествах следует закупать товар, для поддержания максимального объема продаж, избегая при этом разрывов в торговом процессе, при отсутствии необходимого товара на складе, снижая при этом риск затоваривания на складе и минимизируя объем финансирования закупок - является организация финансового управления закупками и товарными запасами.

Классификация АВС основывается на принципе Парето, отражающем подтверждаемый торговой практикой факт: прибыль от продаж примерно 20-25 % всех артикулов ассортимента составляет около 70-80 % всей валовой прибыли (поставщика, товарной категории либо розничной сети в целом). В соответствии с классификацией АВС весь ассортимент распределяется на три или более уровня приоритета (при номенклатуре более 3000 артикулов рекомендуется 4 уровня). Эти уровни имеют следующее соотношение:

Таблица 3.6 - АВС классификация

Приоритет Суммарная доля артикулов в ассортименте Суммарная доля прибыли артикулов в валовой прибыли
А 10% 45%
В 15% 25%
С 25% 20%
Д 50% 10%
Итого 100% 100%

 

Для практического классифицирования ассортимента (групп товаров, поставщиков, категорий и т.д.) применяется следующий алгоритм:

- рассчитывается общее количество артикулов в ассортименте;

- рассчитывается количество артикулов каждого приоритета в соответствии с их суммарной долей в ассортименте (таблица 3.4);

- рассчитывается прибыль по каждому артикулу и валовая прибыль по ассортименту;

- рассчитывается доля прибыли каждого артикула в валовой прибыли;

- данные сортируются по столбцу с долями прибыли (в порядке убывания);

- артикулы распределяются по приоритетам в соответствии с их количествами, то есть верхним 10% присваивается приоритет А, последующим 15% - приоритет В и т.д.;

- рассчитывается накопленная доля прибыли каждого приоритета.

Для решения практических задач управления товарно-материальными запасами АВС-анализа по какому-то одному классификационному признаку недостаточно. Осуществляя классификацию товаров только по одному признаку, вы упростите решение какой-то одной логистической задачи, но при этом может быть проигнорирована другая задача. Например, выбрав в качестве классификационного признака количество сделок с товаром, вы оптимизируете свои складские запасы по ассортименту и по объему запасов в натуральном выражении. С другой стороны, выбрав в качестве классификационного признака объем реализации в ценах приобретения, вы оптимизируете складские запасы в стоимостном выражении, но, скорее всего, ухудшите показатели уровня обслуживания клиентов.

Для избегания таких конфликтов применяют многопараметрический АВС-анализ. В простейшем случае – анализ по двум классификационным признакам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: