Закон о монетизации льгот: цели и задачи

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей.[1] В соответствии с Конституцией РФ в статье 7 указано, что Российская Федерация является социальным государством со всей свойственной ему атрибутикой, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[2] Состоявшийся переход к рыночной экономике от планово- административных методов хозяйствования не замедлил сказаться на системе социального обеспечения и социальной поддержки.

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усиления расслоения общества, ростом безработицы, беженцев, вынужденных переселенцев одной из актуальных проблем является социальная защищенность граждан. Её решение во многом предопределяется проводимыми государством реформами в социальной сфере. Одним из главных и поворотных этапов реформирования социальной сферы, вызвавший наибольший резонанс, явился принятый федеральный закон от 22 августа 2004 № 122– ФЗ «О внесении изменений в законодательные Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госу-

 

дарственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], который в обществе именуется не иначе как закон о монетизации льгот.

Его обсуждение постепенно раскололо страну на два лагеря: ратующих за принятие законопроекта и негодующих в связи с отменой сохранившихся льгот. Опубликованный документ изменил более чем 150 действующих нормативных актов, отменив примерно такое же число. Несомненно, большинство из них уже достаточно давно и безнадёжно устарели и требовали глубокого и качественного реформирования. Их несоответствие реальности современной экономической жизни страны не только затормаживало процесс происходящих реформ, но и во многом создавало барьеры на пути реализации гражданами закрепленных прав.

Целью принятия закона явилась необходимость защиты прав и свобод граждан на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, приближение государства к проблемам и вопросам местного значения, адресности помощи. Закон решает задачи по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод граждан повышения их материального благосостояния. Обеспечивает экономическую безопасность государства и приводит систему социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъктов и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально-ориентированной рыночной экономикой.[4] Но главной целью и задачей принятия ФЗ №122 является признание его как основания для изменения государственной концепции в области предоставления социальных льгот.

   

 В преамбуле закона провозглашено «…принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ, повышения их благосостояния, путем разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ». При переходе к системе социальной защиты граждан по данному закону субъекты обязаны

Ø при замене натуральных льгот на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения;

Ø реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, путем сохранения стабильности правового регулирования.

Эти основные положения комментирует Михаил Зурабов - министр здравоохранения и социального развития РФ: «нам нужна комфортная Россия, в которую бы стремились не только азиаты, как это сейчас, но и европейцы. Россия должна быть комфортной не только по уровню качества жизни, но и по уровню развития медицины, образования, доступности жилья.

     

2.2. Категории льготников и размеры денежных выплат в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: