Жанровое многообразие стиля научной речи

Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках следующих разновидностей (подстилей):

1) Собственно-научный (монографии, диссертации, научные статьи, доклады);

2) Научно-популярный (лекции, статьи, очерки);

3) Учебно-научный (учебники, методические пособия, программы, лекции, конспекты);

4) Научно-деловой (техническая документация, контакты, сообщения об испытаниях, инструкции для предприятия);

5) Научно-информативный (патентные описания, информативные рефераты, аннотации);

6) Научно-справочный (словари, энциклопедии, справочники, каталоги).

Каждому подстилю и жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, которые, однако, не нарушают единства научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности. [2, Баландина: с. 33]

Жанровые разновидности (внутри жанров) определяются коммуникативным замыслом автора и содержанием данного текста. Так, статья может быть представлена следующими разновидностями:

o Статья – краткое сообщение о результатах проведенного исследования;

o Собственно-научная статья, содержащая обоснование результата проведенного исследования;

o Передовая статья, суммирующая определенный этап развития научных исследований и определяющая задачи на будущее;

o Историко-обзорная статья по какой-либо проблеме;

o Научно-публицистическая статья;

o Рекламная статья.

Кратко охарактеризуем главные из указанных жанров.

Монография – научное исследование, написанное одним автором или авторским коллективом, посвященное одному вопросу, теме, обычно большого объема, и публикуемое отдельным изданием. В истории науки и лингвистики нередки случаи, когда публикация той или иной монографии знаменовала начало нового этапа развития языкознания.

Статья – научное сочинение относительно небольшого размера, помещаемое в сборнике, журнале, непериодическом издании. В статье обычно ставятся более частные вопросы, чем в монографиях, однако бывали случаи, и нередкие, когда не монография, а небольшая статья надолго определяла развитие языкознания.

Реферат – краткое изложение одной или нескольких работ, объединяемых по какому-то признаку (работы одного автора по разным темам, работы разных авторов по одной теме и пр.). Автореферат – краткое изложение содержания работы, небольшого объема, написанное самим автором. Аннотация – краткое изложение содержания работы, небольшого объема, обычно предваряющее книгу. Тезисы - положения, кратко излагающие основные мысли, идеи лекции, доклада.

Рецензия. Цель рецензии – оценка той или иной публикации, поэтому она несет содержательно-фактуальную информацию – информацию о структуре и объеме издания, и интеллектуальную информацию – о содержании издания и информацию оценочного характера, которая, в свою очередь, может быть общей или конкретизирующей.

Принадлежность текста к тому или иному типу или разновидности лишь в какой-то степени зависит от жанра научного произведения. Вид научной публикации может накладывать лишь некоторые определенные ограничения на построение и отбор языковых средств в научном произведении.

Обычно выделяют три или четыре основных способа изложения: описание, повествование, рассуждение и критико-полемический способ изложения (состоит в оценке каких-то положений и отстаивании своей точки зрения). [16, с. 187]

Научные тексты строятся по нежестким моделям, которые имеют узуальный характер.

Рассмотрим основные особенности жанра научной статьи. Любая статья имеет заголовочный комплекс, выполняющий две функции – ономастическую (заголовок отличает один текст от другого) и контактно-устанавливающую (заголовок прямо и непосредственно указывает на объект исследования). Далее указывается имя автора и место его работы. В заголовочный комплекс входит и краткая аннотация статьи, позволяющая читателю составить мнение о ее содержании. Характерной чертой аннотации является ее более свободный, по сравнению с чисто научным, стиль, допускающий даже употребление оригинальных метафор.

Вторым необходимым компонентом научного текста, не только статьи, является интродуктивный коммуникативный блок (ИКБ), который может быть представлен отдельной главой (Введение, Introduction, Preface) в монографиях или несколькими абзацами в статье. Основная функция ИКБ – дать адресату минимум фоновых знаний, нужных для восприятия данного текста и определения необходимости его чтения. ИКБ содержит такие сведения: формулировка темы или объекта (предмета) исследования, задачи проводимого исследования, связь рассматриваемой проблемы с другими сходными или смежными проблемами, описание структуры работы.

Далее следуют основные коммуникативные блоки (ОКБ), которые могут быть представлены главами, а внутри глав меньшими фрагментами – разделами, параграфами, цифровыми разбивками.

Заключительные коммуникативные блоки (ЗКБ) – заключение, послесловие, выводы - представляют собой сжатую формулировку наиболее общих выводов исследования, здесь же возможны указания на дальнейшее направление исследований в данной области.

Особое место в рассматриваемых текстах занимает так называемый научный аппарат работы. Под ним подразумевается: система ссылок на цитируемые и используемые работы, указания на источники используемого фактического материала, формулировка или уточнение существующих формулировок тех понятий, которыми будет оперировать автор, описание используемой методики исследования и описания материала, список используемой и цитируемой литературы и т.д. [24, с. 251-255]

Трудно представить себе современную научную работу, автор которой не прибегал бы в большей или меньшей степени к использованию данных, имеющих отношение к теме его исследования и полученных некоторое время назад другими авторами. Научных работ, начинающих с абсолютного нуля, т.е. таких, которые не связаны с накопленными знаниями и опытом, уже нашедшими отражение в специальной литературе, практически не существует. Эта связь может быть большей или меньшей, она может носить прямой или ассоциативный характер, но само ее наличие, иными словами, наличие аналогов и предшественников, вряд ли у кого вызывает сомнение.

Библиографические ссылки представляют собой не просто попутное упоминание имен других авторов и названий их работ, но чрезвычайно сложный процесс соотнесения собственного исследования, собственного опыта с уже существующим корпусом научных данных. Библиографические ссылки позволяют быстро выявить связи данной научной работы с предшествующими исследованиями, охарактеризовать источниковедческую базу исследования и в определенной степени – научные позиции автора.

Библиографические ссылки представляют собой не только инструмент науковедения, обнаруживший все новые возможности, но и интересный объект лингвистического анализа.

Библиографическая ссылка способствует созданию своеобразной диалогичности научного текста: диалог-согласие, диалог-дискуссия, диалог – несогласие. Само введение библиографической ссылки есть выражение оценки. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что ссылка – это всегда отношение, всегда оценка. Отсюда проистекают значительные, еще не изученные, модальные возможности научного текста.[22, с. 156]

Вывод: таким образом, основные жанры научного стиля: монография, статья, реферат, рецензия. Структура научной статьи состоит из:

¨ заголовочного комплекса;

¨ интродуктивного коммуникативного блока (минимум фоновых знаний для восприятия текста);

¨ основного коммуникативного блока;

¨ заключительный коммуникативный блок (сжатая формулировка наиболее общих выводов исследования).

Важной особенностью научных работ являются библиографические ссылки, которые служат выражением оценки, способствуют созданию своеобразной диалогичности научного текста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: