Ситуационное задание 1.1

Введение

Тема урока: Введение в экономику

1) Предмет и метод экономической науки

Термин «экономика» часто употребляется и в бытовом общении, и в СМИ, и в официальных выступлениях, и в научной литературе. Но как и для множества других широко употребляемых слов, для термина «экономика» весьма сложно сразу дать определение, объясняющее его сущность.

В настоящее время, когда говорят об экономике, чаще всегда используют это слово в одном из трёх нижеперечисленных смыслов:

1. Экономика – это наука о хозяйственной деятельности человека, ее законах и закономерностях;

2. Экономика – это хозяйство фирмы, страны, региона, мира в целом;

3. Экономика – это совокупность отношений между людьми, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.

Цель экономики – обеспечение достаточного уровня жизни, рост благосостояния страны, фирмы, человека.

В основе экономики как совокупности отношений между людьми лежит хозяйственная деятельность, которая понимается как последовательность четырёх стадий: производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Схема хозяйственной деятельности

 

Многогранность понятия «экономика» обусловила формировании и развитие множества отраслей экономической науки, среди которых следует упомянуть следующие:

- микроэкономика, изучающая хозяйственную деятельность конкретного предприятия, фирмы, потребителя и т.п.

- макроэкономика, изучающая хозяйственную деятельность страны, региона, группы стран и т.п.

- политическая экономия, изучающая производственные отношения и их законы их развития, протекающего параллельно с развитием общества;

- экономическая теория, изучающая наиболее общие теоретические законы, закономерности, принципы,

- экономика промышленности, сельского хозяйства, торговли и т.п.;

- мировая (международная) экономика – наука, изучая законы и закономерности на общемировом (международном) уровне;

- менеджмент – наука об управлении;

- маркетинг – наука об исследовании рынка;

- статистика, определяющая количественные характеристики экономических процессов и явлений;

- демография, изучающая экономическую составляющую народонаселения;

- эконометрика, направленная на построение математических моделей экономических процессов и явлений.

Методы исследования экономики

- Эмпирический метод (измерение, наблюдение, описание)

- Анализ

- Синтез

- Индукция

- Дедукция

- Исторический метод

- Логический метод

- Метод научной абстракции

- Моделирование

2) Потребности людей и их виды

Потребность – нужда в чем-либо, необходимом для жизнедеятельности человека.

 

Рисунок 2 – Пирамида потребностей (по А. Маслоу)

Закон возвышения потребностей: потребности человека всегда изменяются только в бо́льшую сторону.

Выделяют личные и коллективные (общественные) потребности. Личные потребности присущи конкретному индивидууму (человеку), а коллективные – группе людей или обществу в целом.

Пирамида Маслоу отражает личные потребности человека.

Примерами коллективных потребностей являются потребности общества в структурах безопасности и правопорядка, в здравоохранении, органах образования, государственно управлении и т.п.

3) Блага

Благо – общее понятие, характеризующее ценность предметов и явлений.

Экономическое благо – товары и услуги, которые удовлетворяют потребности человека и общества.

Свободные блага – блага, потребляемые человеком бесплатно (дышать, любоваться природой, купаться в реке). Они не имеют собственника, не имеют цены, не продаются и не покупаются.

Выделяют материальные и нематериальные блага. Материальные блага предметны и осязаемы. Нематериальные блага неосязаемы и не могут быть представлены в виде предмета.

Ресурсы – все запасы и средства, необходимые для хозяйственной деятельности и создания экономических благ.

Выделяют различные виды ресурсов. Например, ресурсы могут подразделяться на производственные и непроизводственные; на сырьевые, природные, трудовые, финансовые и т.д.

Ресурсы в процессе производства (начальная стадия хозяйственной деятельности) преобразуются в товары и услуги.

Таблица 1 – Свойства товаров и услуг

Свойство Товар Услуга
Удовлетворяет потребности + +
Является предметом (материально) + -
Может храниться + -
Является результатом хозяйственной деятельности + -
Является процессом хозяйственной деятельности - +
Может покупаться и продаваться + +

 

Свойства ресурсов – доступность, экономическая ограниченность.

4) Ограниченность и ее роль в экономической науки

Закон ограниченности экономических благ: для любого отдельного лица, и для всего общества в целом количество основных товаров и благ ограничено, и их никогда не хватает для удовлетворения всех существующих потребностей.

Ограниченность экономических благ и ресурсов относительна, поскольку определяется соотношением с потребностями человека и общества, которые постоянно возрастают.

Задача экономики – максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы, чтобы максимально удовлетворять потребности человека.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните сущность понятия «экономика»;

2. Назовите и охарактеризуйте отрасли экономической науки;

3. Назовите и охарактеризуйте методы исследования экономики;

4. Что такое потребность? Какие виды потребностей вы знаете?

5. Изобразите пирамиду Маслоу и прокомментируйте её;

6. Раскройте сущность понятия «благо» в экономической науке.

7. Что такое ресурсы? Какие виды ресурсов вы знаете?

8. Составьте схему хозяйственной деятельности и прокомментируйте её;

9. Назовите черты сходства и отличия товара и услуги;

10. Что такое ограниченность и какова ее роль в экономике?

Ситуационное задание 1.1

Как вы понимаете утверждение:

«Ограниченность экономических благ и ресурсов относительна, поскольку определяется соотношением с потребностями человека и общества, которые постоянно возрастают»?

Проиллюстрируйте действие закона возрастающих потребностей примерами из реальной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: