Соотношение философии и других форм общественного сознания

Философия

Предмет философии и его трансформации

Аристотель сказал, что дисциплины отличаются предметом и методами (однако сейчас есть межпредметные дисциплины).

3 подхода к определению философии:

· Онтологический – учение о бытии

· Гносеологический – учение о познании

· Антропологический – учение о человеке

Онтологический подход

Аристотель (IV век) говорит о философии как о дисциплине о первоначалах и первопричинах бытия; все в мире выведено из первоначал. Эту идею продолжает Рене Декарт (XVII век): «Первоначала философии». Он переводит: «философия» – «любовь к мудрости», а мудрость у него – это знание первоначал. По Декарту дерево философии это: метафизика – корни, физика – ствол, науки – ветви. Философия – наука о наиболее общих законах (развития) природы, общества и мышления.

В XVIII веке Поль Анри Гольбах пишет «Систему природы» – Библию материализма. В XIX веке Людвиг Фейербах – представитель немецкой классической философии. Далее Карл Маркс, Энгельс – «Диалектика природы» (диалектический материализм как часть марксизма). В XX веке Мартин Хайдеггер и Николай Гартман восстанавливают безсубстанциольную онтологию («Фундаментальная онтология», «Новая онтология»). 1 позитивизм: Конт, Спенсер, Милль.

Гносеологический подход

Начинается в 70-е годы XVIII века с Канта (у него были догматический и критический периоды).

· Догматический (связан с верой в существование первоначал)

· Критический (предполагает необходимость доказательств существования чего-либо)

Предшественник Канта – Дэвид Юм (середина XVIII века). Юм с позиции номинализма поставил вопросы о существовании того, что было важнейшими точками старой метафизики: субстанции, причины-следствия, Я. Кант согласился с Юмом, что старая метафизика – не наука, так как она не доказывает своих основоположений; «Критика чистого разума» и «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей проявиться как наука». Это было гносеологическим поворотом в понимании философии. Она должна исследовать границы познания (ноуменальный и феноменальный миры). Если что-то можно познать, то благодаря чему (априорные формы познания – не выводимые из опыта).

½ XIX века – неокантианцы: марбургская и баденская школы; 2,3,4 волны позитивизма. Философия науки – эпистемология.

Антропологический подход

Экзистенциализм возникает после WWI, но у него был предтече – Серен Кьеркегор, который и ввел этот термин. Далее три школы:

· Немецкая (Хайдеггер, Ясперс) – действие в исключительной ситуации

· Русская (Шестов, Бердяев) – персонология

· Французская (Марсель, Камю, Сартр) – страх, тревога, ответственность. Сартр делит экзистенциалистов на религиозных и атеистических. Камю – агностик (сущность вещей непознаваема, в западной ф-ии: сомнение в существовании Бога), «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»: «Надо жить так, как если бы Его не было», это позиция феноменализма (ориентация на то, что можно познать).

 

Предметы философии менялись. По характеру познания она связана с попыткой «дойти до самой сути» («Нужно иметь смелость додумать мысль до конца» Кьеркегор). Философия – размышление, направленное на раскрытие предельных оснований бытия.

 

Структура философского знания

1. Онтология («номос» - слепой закон, «логос» - мудрый закон)

2. Гносеология + эпистемология

3. Этика (Аристотель) – о добре и зле

4. Эстетика – о прекрасном и безобразном

5. История философии

6. Формальная логика

7. Социальная философия

8. Аксиология – о ценностях

9. Праксиология – общее учение о деятельности (каждая общезначимая деятельность требует философского обоснования: философия права, религии, бизнеса, спорта и т.д.)

 

Специфика философского знания

1. Философские проблемы метафизические, следовательно, возможны прямо противоположные решения (культура запада диалектична).

* Есть ли самоочевидное знание? Если есть: интуитивное знание – прямое усмотрение истины. Отсюда здравый смысл – фундаментальные положения, на которых базируется общество. Теория здравого смысла – конвенционально-дискурсивная теория; вопрос дискурса – вопрос об опосредованности. Простые и бесспорные принципы – общие для всех, культурно обусловлены. Если нет: любое знание опосредовано (Кант и Гегель). У Канта есть антиномии – «неразрешимые трудности»; доказать с позиции чистого разума ничего нельзя, но можно с позиции практического разума (=нравственности). Есть то, что мы не можем доказать вообще, а есть то, что не можем доказать сейчас (нельзя доказать и отсутствие). Рекомендация Канта – вывести практические следствия, «Практика – критерий истины». Начало XX века – лингвистический поворот и обнаружение роли языка в познании; никакой самоочевидности нет.

2. Философское знание рационально (последовательно и логично). Это проявляется в категориально-понятийном мышлении и методичности. Категории – предельные основания. Они задаются через описания, либо через «содержательную тавтологию». Понятие – форма мышления, которая фиксирует основные, неизменные характеристики. Метод – путь, стадии которого можно однозначно описать.

3. Философское знание личностно: оно зависит от ценностей (Ясперс).

Соотношение философии и других форм общественного сознания

Формы общественного сознания (Гегель):

1. Религия (в формах представления)

2. Искусство (в форме символов, образов)

3. Наука

4. Философия (в категориях)

1 и 4: общее предметное поле – мировоззренческие вопросы, но разное отношение к познанному: религия догматична, сверхъестественные вещи через посредников; философия – критична, человеческое знание («Ирония» Сократа, «Методическое сомнение» Декарта, «Критический подход» Канта). В обеих есть место вере, в религии есть место критике. Религиозная философия – критический подход к вере.

2 и 4: изображение в художественных произведениях предельных ситуаций: человек перед лицом смерти. Общее: этико-эстетическая проблематика. Различное: язык и средства познания – образно-символичное против категориально-понятийного. Символы искусства интерпретируемы, а философия пользуется методами искусства для иллюстрирования.

* «Миф о Сизифе» Камю: бунтующий человек – тот, кто принимает абсурдность жизни.

3 и 4: философия и наука долго существовали на одном поле (дерево Декарта), наука принимает методы философии. Но философия не наука, так как она занимается метафизическими вопросами (критерии расплывчаты и не всегда есть практическая ценность).

 

Роль философии

· Мировоззренческая функция – решает метафизические вопросы;

· Познавательная функция;

· Аксиологическая функция – выработка ценностей: «Переоценка всех ценностей» Ницше.

* Триада Гегеля: тезис, антитезис, синтез = буддизм, греческая философия, христианство. Буддизм открыл, что мир един; равенство людей. Но здесь единство – отсутствие содержательности. Античность открыла внутреннее единство, содержание человека. Христианство – полнота жизни, сохраняющая при этом единство и разнообразие людей. (Все это по Соловьеву).

 

Категории философии

Категории – проблемы, направления – ответы. Категории – предельные понятия. У Канта категории – априорные формы познания, уровень рассудка, правила синтеза: мы можем найти связь между чувственными ощущениями, мы конструируем знания о мире. Роль категории в познании: в зависимости от парадигмы мы видим предмет реальности по-разному.

1. Генезис – архэ, субстанция – монизм, дуализм, плюрализм; реализм, номинализм (Юм).

Архэ – с чего начинается, из чего состоит, во что возвращается (Аристотель). Субстанция – опыт о человеческом разумении, вещь, которой не нужна другая вещь для существования (Декарт – Бог). Монизм: материалистический (Демокрит, Фейербах) и идеалистический (Платон, Юм). Дуализм – 2 противоположных начала (Декарт – протяженная и мыслящая субстанция, Кьеркегор). Плюрализм: Вольф, Лейбниц.

2. Качество субстанции – материальное, идеальное, духовное – материализм, идеализм (объективный, субъективный), религиозная философия.

Материальное – протяженное, время и пространство, движение, отражение. Духовное и идеальное – непротяженное, но духовное целостно (дух), а идеальное структурировано (сознание, культура). У Канта – идея свободы духа. Материализм – материя первична, сознание вторично (Гольбах, Маркс). Идеализм – наоборот (Платон, Гегель, Юм, Кант).

3. Устройство – сущность и явление, причина и следствие, свобода и необходимость, необходимость и случайность, качество и количество, часть и целое, вещь и свойство – эссенциализм и феноменализм, детерминизм и индетерминизм, рационализм и иррационализм, холизм и партиципализм.

Сущность – явление. У Аристотеля 2 вида сущности: 1 – вещь в ее тотальности, индивидуальности (А есть А), 2 – что делает вещь ею, закон исключения и противоречия (нельзя одновременно утверждать, что она существует и не существует). Аристотель не указал характер существования, отсюда проблема универсалий. Карл Поппер выступал против понятия «сущности» («Открытое общество и его враги»). Он связывает с ним историцизм – существование собств. законов у истории. За сущностью стоит истина.

Поппер выделяет натуралистический (единство мира, схожесть природного и социального > возможность естественнонаучных методов в социальных науках; Огюст Конт – социология как социальная физика) и антинатуралистический (между природным и социальным различия > собств. методы). Методологический номинализм – искать отдельные свойства и группировать вещи по признакам; методологический эссенциализм – вскрыть сущность, познать природу.

Причина – следствие. То, что порождает, и то, что порождено. Детерминизм – все возникает по какой-то причине и связано. Механический детерминизм: 1 причина – 1 следствие, фатализм. Вероятный детерминизм: 1 причина – веер следствий. Индетерминизм – вещи могут возникать без оснований – свобода.

* Неоплатонизм – есть мировая душа; Шопенгауэр – есть мировая воля.

Свобода – необходимость. Проблема свободы – проблема границ возможностей. Демокрит – философ необходимости, Эпикур – философ свободы. Стоики > Спиноза: «Свобода есть осознанная необходимость». Гольбах: «Свобода – это иллюзия» - теория среды. Бердяев: «Свобода – это свобода» - содержательная тавтология. Кант – между.

Рационализм – иррационализм. Рационализм:

1) Керигма – любую вещь надо представить как систему: выделить устойчивые элементы и устойчивые связи;

2) Воспроизвести эту систему;

3) Проконтролировать эту систему.

Иррациолизм:

1) Нельзя представить как систему (нет устойчивых элементов и связей);

2) Нельзя воспроизвести систему;

3) Нельзя проконтролировать систему.

Часть – целое. Холизм – целое больше, чем сумма частей (понимание всех частей через отсылки к целому). Партиципализм – целое равно сумме частей.

4. Динамика – движение, развитие, прогресс, регресс, эволюция, революция – метафизика (неизменность бытия) и диалектика (изменчивость бытия).

«Движение – переход потенциального в актуальное» (Аристотель). «Движение – перемещения из одной точки в другую» (Декарт). Метафизика (неизменность бытия) – учение о первоначалах и первопричинах бытия. Диалектика (изменчивость бытия): объективная – противоречивость мира (Гегель, Маркс, советская философия, Гераклит – единство и борьба противоположностей, переход количественного в качественное, отрицание отрицания); субъективная – противоречивость познания (Сократ – искусство спора, в котором рождается истинное мнение, Платон – искусство дихотомии (разрубание надвое), Аристотель – диалектическое умозаключение, дающее только правдоподобное знание). У Канта негативная диалектика: рассудок пользуется категориями, разум – идеями + чувственные=априорные.

5. Эсхатология – вечность, время – разные модели времени.

Вечность – совершенность, область чистого настоящего. Временность – текучесть, смертность. Концепции времени: точечная (на примере греков у Шпенглера); спиралевидная (повторение старого на более высоком уровне (синтез линейной и циклической моделей), инновация и традиция); линейная (безосновность как недостаток, философско-религиозная экзегеза). Циклическая (восточный тип развития: переселение душ, круг Сансары – не предполагает развития). Линейная («стрела времени», идея инноваций – западный тип развития). Проблема конца: линейная – бесконечность, циклическая – возрождение.

6. Телеологическая проблема – смысл истории, смысл жизни, цель и смысл – организмическая (мир как живой организм) и механическая (мир как механизм) модели.

Камю: смысл жизни в самой жизни, бунт – принятие абсурда жизни. Сенека, Сократ: только достойная жизнь имеет смысл; человек свободен, когда он не боится смерти. Стоики – философы самоубийства. Смысл истории и бытия – только если они «живые». Если они механизмы, целеполагание недопустимо.

Проблемы познания

Проблема познаваемости мира:

1. Если нет > агностицизм и скептицизм (агностицизм – «вещь в себе» непознаваема, скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя)

2. Если да > гносеологический оптимизм (гностики – религиозное учение I-III в.н.э.)

Гегель: познание самого себя (лжепророк), Маркс: абсолютная истина непознаваема.

Понятия о границах познания:

1. Сенсуализм (Локк): в разуме нет того, чего нет в органах чувств. Граница – когда органы чувств не могут дать материал.

2. Сенсуализм (Юм): то, что непознаваемо, и не надо познавать (субстанция).

3. Кант: граница между феноменальным и ноуменальным мирами. Феноменальный – на опыте: эзотерическое и экзотерическое (практика), опыт души; опыт у Канта – синтез чувственного и априорного. Феноменальное познаваемо благодаря априорным формам, ноуменальное не познаваемо.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: