Скорее всего, главный фактор – греческое чудо: развитие культуры, искусства и философии. В одном или нескольких регионах? – 1: проблема – возможность объединения человечества > появляется одновременно и независимо в нескольких регионах. 2: только в древней Греции (Аристотель говорит, что первый, кто говорил о понятиях, – Сократ), Гегель.
Гипотезы о происхождении философии:
· Гносеогенная: знания потребовали обобщения > философия, чтобы обобщить. НО: понятия не связаны с обобщением.
· Социогенная: были такие условия, которые позволили философии возникнуть (распад Микенского царства на полисы, буквенное письмо, деньги, рабство, которое приводит к появлению досуга).
· Мифогенная:
1. Эллины должны объединиться перед общим врагом, значит, нужна идеология. Сначала на религиозном уровне (2 традиции: гомеро-гесиодовская и орфико-пифагорейская – элитарная. Вопросы: что после смерти? – Аид/метемпсихоз (переселение душ); взаимоотношения души и тела – синтез/тело – гробница души). У Платона в диалогах обе традиции.
|
|
2. Попытка создать общую религию из мифологии.
3. Критика мифологии.
4. Софисты: есть только чувственно-конкретный мир > общие моральные принципы невозможны.
5. Учение Сократа о понятиях > создание философии.
Наука рождается из философии и никак не наоборот.
Кто первый философ? Принято считать Фалеса (вода) – родоначальника милетской школы + Анаксимандр (апейрон) и Анаксимен (воздух). Шичаев: философия могла возникнуть только на основе школы – пифагорейский союз. Мнение ЛИ: первый философ – Сократ, так как философия начинается с категорий и понятий.
Общая характеристика античной философии
* О цивилизации:
2 понятия цивилизации: 1 – антоним варварства; 2 – характеристика простых, базовых принципов и ценностей, отличающих один способ существования большой группы людей от другого. Западная цивилизация основана на тезисе: «Здравомыслие – самая разумная вещь среди людей». Черты западной цивилизации: рационализм, демократизм, волюнтаризм (+инновационность). ЗЦ проектирована (во много именно философией). 2 образа для 2 цивилизаций: античная – аполлоническая, западная – дионисийская (герой – Фауст, герой – новатор).
Исторические типы философии
· Античная (VI в. до н.э. – IV в.н.э.): политеизм.
· Средневековая (II – ½ XIV вв.): монотеизм (изменяется образ жизни и миропонимание).
· Возрождение (2/2 XIV – XVI вв.): открыл Буркхардт (Жюль Мишле), а школа анналов (Жак Ле Гофф) – концепция «долгого средневековья) – отрицание Возрождения.
· Новое время (XVII в.).
· Век Просвещения (XVIII в.).
· XIX – XX вв. – много направлений, и нет единой характеристики.
|
|
Варианты периодизации
1. Челпанов:
· Натурфилософский (6 – начало 5 веков) – «фюсис» (природа).
· Гуманистический (антропологический) (5 век) – софисты и Сократ.
· Классический (5 – 4 вв.) – системы Платона и Аристотеля.
· Этический (4 – 1 вв.) – киники, киренаики, скептики, эпикурейцы, стоики.
· Религиозный (1 – 6 вв.).
2. Виндельбанд:
· Натурфилософский (космологический) – досократики.
· Классический (систематический) – Сократ, Платон, Аристотель.
· Эллинистический (до 146 г. до н.э. – греко-эллинистический, далее – римско-эллинистический).
Основные характеристики античного миросозерцания
Космос – большое, шарообразное, материальное, прекрасное тело. Человек – микрокосм, часть макрокосма.
* Понятие личности: личность = индивид или личность = герой, пример, идеальный человек. Описательное понимание личности. Есть «безличность» - развал личности, деморализация.
По Лосеву понятие личности впервые во время тринитарной проблемы (Никейский и Константинопольский соборы, арианская ересь). Решается Августином: Бог – личность; катафатический метод – по аналогии (есть еще апофатический). Память, разум, воля = Бог-отец, Бог-сын, Святой дух. Северин Боэций – понятие личности по отношению к Христу > каждый христианин – личность. Это оценочное описание личности. Бог-отец: индивидуализм, свобода, творчество; Бог-сын: коллективизм, сотрудничество, сострадание. Личность – оба набора свойств. Шпенглер (от него Лосев): умозрение, чувственная коннотация.
Каждая культура обладает гештальтом (целое больше суммы частей), у каждого гештальта – прасимвол. Античность – тело, запад – даль. Нельзя приписывать античности материализм и идеализм. Космос – единение души и тела. Все одушевлено. Нет небытия – нет нуля. Должна быть ограниченность. Греки – аисторический народ: не знают историю, вместо нее – мифология.
Проблемы первоначала
1. Милетская школа: Фалес (вода – основа жизни), Анаксимандр (апейрон – 4 стихии и их взаимопревращения), Анаксимен (воздух – жизнь, дыхание).
2. Гераклит: огонь + логос; за огнём стоит логос. Принцип рационализма > стоики. Борьба – отец всего > Маркс.
3. Великая школа элеатов: Парменид и Зенон (+Ксенофан, у которого первоначало – земля/единое). Первоначало – единое (то же будет у Платона и неоплатоников). «Трактат о природе» Парменида:
· Бытие есть, небытия нет; бытие неподвижно (по Аристотелю – в отличие от Гераклита).
· Тождество бытия и мышления > движение к рационализму. То, что мыслимо, существует (то же у Гегеля).
· Разделение бытия на 2 уровня: мир умопостигаемый (единое, вечное, универсальное, неизменное, общее, совершенное, познается как эпистема) и мир кажимости (множественное, временное, уникальное, изменяющееся, частное, несовершенное, познается как докса).
Зенон – любовник (ученик) Парменида. Апории Зенона – неразрешимые задачи. Работает либо от противного, либо до абсурда. Апория против множественности (холизм – когда куча), 4 апории против движения («Стадион», «Ахилл и черепаха», «Стрела» (движение стрелы – сумма покоев) и «Дихотомия» (разрубание надвое)).
4. Пифагорейский союз: архэ – число (по Шпенглеру и Лосеву – геометрическое, по Арьесу – число=соотношение материальных вещей). От них орфизм. Делились на математиков (знающих) и акусматиков (послушников). Ради спасения души: математика, музыка, философия. «Музыка сфер» Пифагора.
* Сократ и Платон пытались сделать эзотерическое познание пифагорейцев экзотерическим.
5. Атомистическая школа: Демокрит и Левкип (не факт, что был): архэ – атомы и пустота. Атомы – неделимы частицы (космос – атом, состоящий из атомов). «Обыватели видят вещи, мудрец видит только атомы и пустоту». Первый детерминист (все происходит по необходимости, проблема механицизма) > Эпикур, у которого атомы свободно отклоняются.
|
|
6. Эмпедокл (сторонник орфизма): 4 корня вещей – стихии, 2 источника движения – любовь и ненависть.
7. Анаксагор: подобно-частное (гомеомерии), частицы содержат все знания. > Лейбниц («все во всем»). Понятие разума (ноос).