Умственная отсталость

Аутизм (аутистические расстройства, детский аутизм) в некоторых случаях трудно отличать от глубокой и тяжелой умственной отсталости. Наряду с тяжелым интеллектуальным отставанием должны присутство­вать, в некоторой степени, недоразвитие социальных коммуникативных навыков и воображения (поскольку предположительно будут нарушены все сферы деятельности). Проблемы триады аутистических нарушений должны быть явно диспропорциональны по причине низкого уровня ин­теллектуального развития.

ДЕПРИВАЦИЯ И ДЕПРЕССИЯ

Некоторые дети, имеющие тяжелую степень депривации, и некото­рые дети, находящиеся в тяжелой депрессии обнаруживают многие сим­птомы (особенно социальные и коммуникативные нарушения) типичные для аутизма. Основное отличие здесь в том, что аутизм мало или совсем не поддается влиянию со стороны окружающей среды или фармакологи­ческого вмешательства, а синдромы депривации и депрессии проявляют значительную чувствительность, включая полное восстановление, к та­кого рода вмешательствам.

ШИЗОФРЕНИЯ

Шизофрения - чрезвычайно редкое явление в детском возрасте. В от­личие от аутизма это заболевание характеризуется галлюцинациями и странными иллюзиями. Такие расстройства чрезвычайно редки при ау­тизме и не являются частью критериев диагностики аутизма. Не сущест­вует доказательств того, что аутизм увеличивает риск развития шизофре­нии и генетически не имеет отношения к этому расстройству. Однако некоторые дети, которым ранее ставился диагноз шизофрении, оглядыва­ясь на прошлое, очень часто имели характерные черты аутистического типа, хотя обычно более мягкие и недостаточные для того, чтобы сделать предположение, что ребенок когда-либо имел "чистый" аутизм.

ОСОБЫЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ СИНДРОМА АСПЕРГЕРА

Синдром Аспергера у взрослых возможно часто неправильно диаг­ностируется как шизотипическое расстройство, шизоидное расстройство личности, параноидное расстройство личности, атипичная депрессия, по­граничное расстройство и даже, в некоторых случаях, шизофрения.

ОСОБЫЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ДЕТСКОГО ДЕЗИНТЕГРАТИВНОГО РАССТРОЙСТВА

Существуют определенные трудности в отграничении детского де-зинтегративного расстройства от синдрома, описанного Ландау-Клефне-ром и Реттом.

При синдроме Клеффнера-Ландау обычно наблюдается нормальное раннее развитие (в течение 2—5 лет) с последующей потерей речи и на­чалом припадков или нарушениями деятельности коры головного мозга по данным электроэнцефалограммы. При синдроме Ретта часто за кажу­щимся нормальным развитием до 6—20 месяцев следует потеря целена­правленных движений руками, рост застойных явлений и различных нев­рологических симптомов, часто включая эпилептические припадки. В обоих этих синдромах часто встречаются симптомы аутизма, но они име­ют тенденцию с течением времени улучшаться.

ПОСТОЯННАЯ ТРУДНОСТЬ: IQ

Большинство людей, имеющих диагноз "классического аутизма", име­ют умственное недоразвитие. Около 80 процентов имеют уровень I? ме­нее 70. У имеющих более высокий уровень I? показатели варьируются от 70 до 100; это означает, что диагноз аутизма почти никогда не ставится людям с уровнем интеллектуального развития выше нормального.

Связь между аутизмом и низким уровнем интеллекта является слож­ной диагностической проблемой, так как триада аутистических критери­ев может быть чрезмерно поглощена картиной умственной отсталости. Врач должен определять отставание, представленное в большей степени в комуникации, социальных навыках и воображении. Это имеет значи­тельные последствия для определения педагогического подхода.

Большинство людей, имеющих диагноз "классического" синдрома Ас-пергера, обладают высоким, нормальным и невысоким нормальным уров­нем интеллекта.

Люди, имеющие похожие на аутизм расстройства, при отсутствии син­дрома Аспергера имеют целый ряд показателей 10 от тяжелой умствен­ной отсталости до высокого интеллектуального развития.

Некоторые авторы рассматривают "синдром Каннера" (классический аутизм) как типичный вариант синдрома аутизма с низким 10 и "синдром Аспергера" как типичный вариант синдрома аутизма с более высоким 10. Следуя другим авторам, именно по вербальному уровню 10 и уровню раз­вития словаря различаются синдром Аспергера и Каннера, когда и тот и другой показатели развиты больше при синдроме Аспергера.

С другой стороны, настоящий аутизм может рассматриваться на ос­новании 10 в качестве непрерывной цепи секций, где нижняя секция пред­ставлена небольшим количеством больных - тяжело умственно отсталых людей, имеющих триаду социальных, коммуникативных нарушений и на­рушений воображения (Уинг и Голд, 1979), средняя секция представлена вариантом аутизма Каннера (часто со средней степенью умственного раз­вития) и верхняя секция представлена синдромом Аспергера (обычно с нормальным или хорошим, иногда даже с отличным уровнем умственно­го развития).

С другой стороны, другие, похожие на аутистические, расстройства, которые относятся в классификации ДСМ-1У к "нетипичному аутизму", представляют собой "зонтичную" концепцию для всех нетипичных слу­чаев аутизма, не рассматривающихся с точки зрения 10, или образовы­вают совершенно различную группу проблем, хотя и с похожей симпто­матикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: