Аутизм (аутистические расстройства, детский аутизм) в некоторых случаях трудно отличать от глубокой и тяжелой умственной отсталости. Наряду с тяжелым интеллектуальным отставанием должны присутствовать, в некоторой степени, недоразвитие социальных коммуникативных навыков и воображения (поскольку предположительно будут нарушены все сферы деятельности). Проблемы триады аутистических нарушений должны быть явно диспропорциональны по причине низкого уровня интеллектуального развития.
ДЕПРИВАЦИЯ И ДЕПРЕССИЯ
Некоторые дети, имеющие тяжелую степень депривации, и некоторые дети, находящиеся в тяжелой депрессии обнаруживают многие симптомы (особенно социальные и коммуникативные нарушения) типичные для аутизма. Основное отличие здесь в том, что аутизм мало или совсем не поддается влиянию со стороны окружающей среды или фармакологического вмешательства, а синдромы депривации и депрессии проявляют значительную чувствительность, включая полное восстановление, к такого рода вмешательствам.
ШИЗОФРЕНИЯ
Шизофрения - чрезвычайно редкое явление в детском возрасте. В отличие от аутизма это заболевание характеризуется галлюцинациями и странными иллюзиями. Такие расстройства чрезвычайно редки при аутизме и не являются частью критериев диагностики аутизма. Не существует доказательств того, что аутизм увеличивает риск развития шизофрении и генетически не имеет отношения к этому расстройству. Однако некоторые дети, которым ранее ставился диагноз шизофрении, оглядываясь на прошлое, очень часто имели характерные черты аутистического типа, хотя обычно более мягкие и недостаточные для того, чтобы сделать предположение, что ребенок когда-либо имел "чистый" аутизм.
ОСОБЫЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ СИНДРОМА АСПЕРГЕРА
Синдром Аспергера у взрослых возможно часто неправильно диагностируется как шизотипическое расстройство, шизоидное расстройство личности, параноидное расстройство личности, атипичная депрессия, пограничное расстройство и даже, в некоторых случаях, шизофрения.
ОСОБЫЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ДЕТСКОГО ДЕЗИНТЕГРАТИВНОГО РАССТРОЙСТВА
Существуют определенные трудности в отграничении детского де-зинтегративного расстройства от синдрома, описанного Ландау-Клефне-ром и Реттом.
При синдроме Клеффнера-Ландау обычно наблюдается нормальное раннее развитие (в течение 2—5 лет) с последующей потерей речи и началом припадков или нарушениями деятельности коры головного мозга по данным электроэнцефалограммы. При синдроме Ретта часто за кажущимся нормальным развитием до 6—20 месяцев следует потеря целенаправленных движений руками, рост застойных явлений и различных неврологических симптомов, часто включая эпилептические припадки. В обоих этих синдромах часто встречаются симптомы аутизма, но они имеют тенденцию с течением времени улучшаться.
ПОСТОЯННАЯ ТРУДНОСТЬ: IQ
Большинство людей, имеющих диагноз "классического аутизма", имеют умственное недоразвитие. Около 80 процентов имеют уровень I? менее 70. У имеющих более высокий уровень I? показатели варьируются от 70 до 100; это означает, что диагноз аутизма почти никогда не ставится людям с уровнем интеллектуального развития выше нормального.
Связь между аутизмом и низким уровнем интеллекта является сложной диагностической проблемой, так как триада аутистических критериев может быть чрезмерно поглощена картиной умственной отсталости. Врач должен определять отставание, представленное в большей степени в комуникации, социальных навыках и воображении. Это имеет значительные последствия для определения педагогического подхода.
Большинство людей, имеющих диагноз "классического" синдрома Ас-пергера, обладают высоким, нормальным и невысоким нормальным уровнем интеллекта.
Люди, имеющие похожие на аутизм расстройства, при отсутствии синдрома Аспергера имеют целый ряд показателей 10 от тяжелой умственной отсталости до высокого интеллектуального развития.
Некоторые авторы рассматривают "синдром Каннера" (классический аутизм) как типичный вариант синдрома аутизма с низким 10 и "синдром Аспергера" как типичный вариант синдрома аутизма с более высоким 10. Следуя другим авторам, именно по вербальному уровню 10 и уровню развития словаря различаются синдром Аспергера и Каннера, когда и тот и другой показатели развиты больше при синдроме Аспергера.
С другой стороны, настоящий аутизм может рассматриваться на основании 10 в качестве непрерывной цепи секций, где нижняя секция представлена небольшим количеством больных - тяжело умственно отсталых людей, имеющих триаду социальных, коммуникативных нарушений и нарушений воображения (Уинг и Голд, 1979), средняя секция представлена вариантом аутизма Каннера (часто со средней степенью умственного развития) и верхняя секция представлена синдромом Аспергера (обычно с нормальным или хорошим, иногда даже с отличным уровнем умственного развития).
С другой стороны, другие, похожие на аутистические, расстройства, которые относятся в классификации ДСМ-1У к "нетипичному аутизму", представляют собой "зонтичную" концепцию для всех нетипичных случаев аутизма, не рассматривающихся с точки зрения 10, или образовывают совершенно различную группу проблем, хотя и с похожей симптоматикой.