Введение
Вишнякова Е. Н.,
методист по социально-педагогическим вопросам
МОУ ДПОС «Методический центр»
В Краснокамском муниципальном районе эпидемиологическая ситуация по социально-значимым заболеваниям остаётся на прежнем уровне. По данным отделения профилактики ВИЧ/СПИД МУЗ "Краснокамская ЦРП" на 01 января 2008 года состоит на учёте с диагнозом ВИЧ-инфекция 900 чел. (на 01 января 2007 года – 772 чел.), из них несовершеннолетних – 12 чел. (8 детей и 6 подростков в возрасте 15-19 лет), что составило 1,7 % от общего количества пациентов.
По данным ГУЗ "Краснокамский наркологический диспансер № 2" г. Краснокамска на 01 января 2008 года на диспансерном учёте состоят 85 несовершеннолетних (в 2006 году – 112 чел.), из них с диагнозом алкогольного психоза – 1 чел., алкоголизма – 2 чел, наркомании – 1 чел., токсикомании – 12 чел, с эпизодическим употреблением алкоголя – 46 чел, с эпизодическим употреблением наркотических веществ – 9 чел, с эпизодическое употреблением ненаркотических веществ – 14 чел.
|
|
Таким образом, в силу тревожной ситуации в Краснокамском муниципальном районе профилактика социально обусловленных заболеваний среди подрастающего поколения остаётся приоритетным направлением в воспитательной системе образовательных учреждений. В данной работе необходимы продуманная система формирования у детей устойчивой мотивации к здоровью и здоровому образу жизни, комплексный подход к решению проблем табакокурения, наркомании, токсикомании, употребления алкоголя среди детей и подростков. Особое внимание сегодня следует уделять воспитанию психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами.
Известно, что существует два направления профилактики: негативно-ориентированная и позитивно-ориентированная. Но важно понимать, что негативно-ориентированная профилактика, раскрывающая отрицательные последствия табакокурения, алкоголя и наркотиков, сегодня становится малоэффективной. Каждый четвёртый ребёнок видит образ матери с сигаретой или бутылкой – как бороться? Любое воспитание с частицей "не" – неэффективно. Чем больше стараемся ребёнка отталкивать, тем больше ему хочется попробовать. Позитивно-ориентированная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), воспитание детей в позитивном ключе: "Жизнь хороша. Делай только хорошие поступки, живи своим умом". Каждый должен о себе позаботиться сам, любить себя, тогда и к другим он будет относиться также.
|
|
Было бы правильным считать, что профилактика социально обусловленных заболеваний необходима сегодня всем участникам образовательного процесса, а именно, педагогам, родителям и учащимся общеобразовательных учреждений. Надеемся, что они найдут применение и в Вашей воспитательной деятельности.
В сборнике представлены разнообразные формы работы по предупреждению социально обусловленных заболеваний с акцентом на позитивно-ориентированную профилактику.
Деловая игра «Мы выбираем путь…»
Балуева Т.Г.,
учитель биологии МОУ «СОШ №5»
Участники: детский коллектив 8 класса.
Актуальность темы: с тех пор, как появился алкоголь, человечество начало искать способы, как от него избавиться. Это оказалось невозможно. Алкоголизм – неизлечимая болезнь, которая убивает. От нее ежегодно умирает около 65 тысяч россиян, а если учесть ситуации, когда алкоголь провоцирует несчастные случаи или рецидивы других болезней, то эту цифру смело можно умножать на 10. Не без «помощи» водки и других спиртных напитков за последние десять лет средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране упала с 65 до 56 лет, а число населения сократилось на 2 млн. человек. На каждый российский город с населением в 100 000 человек приходится 18 мальчиков и девочек, больных алкогольным психозом. И положение продолжает ухудшаться. Происходит массовая алкоголизация населения и уничтожение генофонда России.
Подростковый возраст – это период самоопределения личности, время поиска и выбора дальнейшего жизненного пути. Поэтому необходимо проводить профилактическую работу среди школьников, которые являются будущим России.
Цель: профилактика алкогольной зависимости, содействие формированию здорового образа жизни, воспитание личностно развитого человека.
Задачи:
· Обобщение знаний об истоках и последствиях употребления алкоголя;
· Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья подростков;
· Создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством групповой диалоговой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки;
· Развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям;
· Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать своё будущее.
Адресная направленность: коллектив учащихся 8 класса.
Предварительная работа: один учащийся делает сообщение на тему «История алкогольных обычаев и традиций на Руси».
Источники информации:
Вербальные
o рассказ;
o объяснение;
o групповая диалоговая дискуссия;
o сообщение;
o защита плакатов.
Наглядные
o иллюстрирование плакатов;
o анкетирование;
o электронная презентация.
Форма организации: групповая и коллективная
Оборудование и материалы:
- АРМ;
- ручки, маркеры;
- бумага для анкетирования, выполнения задания и для оформления плаката для каждой группы;
- скотч.
Ожидаемые результаты.
По окончании занятия учащиеся должны:
§ владеть информацией о вредном воздействии алкоголя на организм человека в общем и на организм подростка в частности;
§ быть убеждённым, что жизнь без алкоголя более предпочтительна;
§ знать, что будущее человека зависит от него самого.
Ход классного часа:
Сколько вы знаете людей?
Как вы их узнаёте?
Некоторых из них может что-то объединять?
Каждый человек уникален, каждая личность – это маленькая вселенная.
С чего же начинается путь человека?
(зигота, зародыш 24 часа, 2 клетки эмбриона 30 часов, 4 клетки эмбриона 40 часов, 8 клеток эмбриона 65 часов, эмбрион на кончике иглы 70 часов, 16-клеточный эмбрион 80 часов, эмбрион освобождается от окружающей его мембраны 5 суток, зародыш 10 мм (сердце и система кровоснабжения хорошо развиты, самая крупная часть – голова) 5 недель, зародыш 13-15 мм (формируются внутренние части ушей и глаз, появляются зачатки век, ноздрей и пальцевых конечностей, сформированы головной и спинной мозг) 6 недель, зародыш 40 мм массой 10г (может производить небольшие движения), 8 недель, с 9 недели называется плодом, созревание и развитие плода заканчивается появлением ребёнка 40 недель
|
|
Появился человек! Что мы о нём знаем? Его будущее пока неизвестно: мы не знаем сколько ему предстоит прожить, что ему предстоит сделать, кем стать…?
Кто определяет жизненный путь человека?
Работа в группах: 0 возраст
Рождение
Составить шкалу жизни человека, отметив на ней тех, кто влияет на жизнь человека в определённый период жизни.
После этого вывесить на доску и защитить свою позицию.
Итог: человек растёт, изменяется, развивается. Его жизнь зависит от многих людей: родителей, родных, близких, воспитателей, учителей, тренеров, друзей и т.д.
Наступает в жизни момент, когда человек самостоятельно принимает решения и отвечает за них. Вы сейчас находитесь на этом этапе жизни.
Осталось совсем немного, когда ваши пути начнут расходиться.
Тема классного часа: «Мы выбираем путь…»
У каждого из вас своя дорога, свой путь в жизни. Путей много, но направлений два (иллюстрация успешного человека и деградирующего через алкоголь)
Работа в группах: дайте им названия.
После подведения итогов - слова Драйдена: «Есть только два направления изменения человека – развитие либо деградация».
Люди рождаются с одинаковыми возможностями. Поэтому родившегося ребёнка сравнивают с чистым листом. Почему? Потому что каждый свою историю жизни напишет самостоятельно. Безусловно, история каждого человека начинается с развития. В силу чего люди оказываются на пути деградации? Кто знает таких людей? Всегда ли они были такими? К чему в итоге приведёт такой путь? Вопросов много. Ответьте на один: назовите причины, по которым человек встаёт на путь деградации?
|
|
Работа в группах.
Каждая группа называет 5-6 причин.
Одну из причин вы назвали: вредные привычки.
Самая безжалостная из них – алкоголизм.
Цель дальнейшего нашего разговора: познакомиться с истоками и последствиями употребления алкоголя.
Для начала выясним: что вы знаете по этой проблеме.
Анкета: Верны ли следующие утверждения?
Ответить + или – на индивидуальных листочках (не подписывать).
Затем подсчитать + и – в каждой группе, а затем всем вместе. Результаты на доске.
1. Пьянство – это исторически сложившаяся традиция в России.
2. Пьянство и алкоголизм – это слова-синонимы.
3. Алкоголиком может стать только взрослый человек.
4. Употребление пива не приводит к алкоголизму.
5. Алкоголь вызывает приятные ощущения и в целом не оказывает отрицательного действия на организм.
Затем по каждому утверждению идёт обсуждение и делаются выводы.
Утверждение 1 Пьянство – это исторически сложившаяся традиция в России.
Выступление учащихся.