Ожидаемые результаты

Введение

Вишнякова Е. Н.,

методист по социально-педагогическим вопросам

 МОУ ДПОС «Методический центр»

 

           В Краснокамском муниципальном районе эпидемиологическая ситуация по социально-значимым заболеваниям остаётся на прежнем уровне. По данным отделения профилактики ВИЧ/СПИД МУЗ "Краснокамская ЦРП" на 01 января 2008 года состоит на учёте с диагнозом ВИЧ-инфекция 900 чел. (на 01 января 2007 года – 772 чел.), из них несовершеннолетних – 12 чел. (8 детей и 6 подростков в возрасте 15-19 лет), что составило 1,7 % от общего количества пациентов.

       По данным ГУЗ "Краснокамский наркологический диспансер № 2" г. Краснокамска на 01 января 2008 года на диспансерном учёте состоят 85 несовершеннолетних (в 2006 году – 112 чел.), из них с диагнозом алкогольного психоза – 1 чел., алкоголизма – 2 чел, наркомании – 1 чел., токсикомании – 12 чел, с эпизодическим употреблением алкоголя – 46 чел, с эпизодическим употреблением наркотических веществ – 9 чел, с эпизодическое употреблением ненаркотических веществ – 14 чел.

       Таким образом, в силу тревожной ситуации в Краснокамском муниципальном районе профилактика социально обусловленных заболеваний среди подрастающего поколения остаётся приоритетным направлением в воспитательной системе образовательных учреждений. В данной работе необходимы продуманная система формирования у детей устойчивой мотивации к здоровью и здоровому образу жизни, комплексный подход к решению проблем табакокурения, наркомании, токсикомании, употребления алкоголя среди детей и подростков. Особое внимание сегодня следует уделять воспитанию психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами. 

       Известно, что существует два направления профилактики: негативно-ориентированная и позитивно-ориентированная. Но важно понимать, что негативно-ориентированная профилактика, раскрывающая отрицательные последствия табакокурения, алкоголя и наркотиков, сегодня становится малоэффективной. Каждый четвёртый ребёнок видит образ матери с сигаретой или бутылкой – как бороться? Любое воспитание с частицей "не" – неэффективно. Чем больше стараемся ребёнка отталкивать, тем больше ему хочется попробовать. Позитивно-ориентированная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), воспитание детей в позитивном ключе: "Жизнь хороша. Делай только хорошие поступки, живи своим умом". Каждый должен о себе позаботиться сам, любить себя, тогда и к другим он будет относиться также.

       Было бы правильным считать, что профилактика социально обусловленных заболеваний необходима сегодня всем участникам образовательного процесса, а именно, педагогам, родителям и учащимся общеобразовательных учреждений. Надеемся, что они найдут применение и в Вашей воспитательной деятельности.

       В сборнике представлены разнообразные формы работы по предупреждению социально обусловленных заболеваний с акцентом на позитивно-ориентированную профилактику.

 

Деловая игра «Мы выбираем путь…»

Балуева Т.Г.,

учитель биологии МОУ «СОШ №5»

 

Участники: детский коллектив 8 класса.

Актуальность темы: с тех пор, как появился алкоголь, человечество начало искать способы, как от него избавиться. Это оказалось невозможно. Алкоголизм – неизлечимая бо­лезнь, которая убивает. От нее ежегодно умирает около 65 тысяч россиян, а если учесть ситуации, когда алкоголь провоцирует несчастные случаи или рецидивы дру­гих болезней, то эту цифру смело можно умножать на 10. Не без «помощи» водки и других спиртных напитков за последние десять лет средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране упала с 65 до 56 лет, а число населения сократилось на 2 млн. человек. На каждый российский город с населением в 100 000 человек приходится 18 мальчиков и девочек, больных алкогольным психозом. И положение продолжает ухудшаться. Происходит массовая алкоголизация населения и уничтожение генофонда России.

Подростковый возраст – это период самоопределения личности, время поиска и выбора дальнейшего жизненного пути. Поэтому необходимо проводить профилактическую работу среди школьников, которые являются будущим России.

Цель: профилактика алкогольной зависимости, содействие формированию здорового образа жизни, воспитание личностно развитого человека.

Задачи:

· Обобщение знаний об истоках и последствиях употребления алкоголя;

· Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья подростков;

· Создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством групповой диалоговой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки;

· Развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям;

· Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать своё будущее.

Адресная направленность: коллектив учащихся 8 класса.

Предварительная работа: один учащийся делает сообщение на тему «История алкогольных обычаев и традиций на Руси».

Источники информации:

Вербальные

o рассказ;

o объяснение;

o групповая диалоговая дискуссия;

o сообщение;

o защита плакатов.

Наглядные

o иллюстрирование плакатов;

o анкетирование;

o электронная презентация.

Форма организации: групповая и коллективная

Оборудование и материалы:

- АРМ;

- ручки, маркеры;

- бумага для анкетирования, выполнения задания и для оформления плаката для каждой группы;

- скотч.

Ожидаемые результаты.

По окончании занятия учащиеся должны:

§ владеть информацией о вредном воздействии алкоголя на организм человека в общем и на организм подростка в частности;

§ быть убеждённым, что жизнь без алкоголя более предпочтительна;

§ знать, что будущее человека зависит от него самого.

Ход классного часа:

Сколько вы знаете людей?

Как вы их узнаёте?

Некоторых из них может что-то объединять?

Каждый человек уникален, каждая личность – это маленькая вселенная.

С чего же начинается путь человека?

(зигота, зародыш 24 часа, 2 клетки эмбриона 30 часов, 4 клетки эмбриона 40 часов, 8 клеток эмбриона 65 часов, эмбрион на кончике иглы 70 часов, 16-клеточный эмбрион 80 часов, эмбрион освобождается от окружающей его мембраны 5 суток,                                             зародыш 10 мм (сердце и система кровоснабжения хорошо развиты, самая крупная часть – голова) 5 недель, зародыш 13-15 мм (формируются внутренние части ушей и глаз, появляются зачатки век, ноздрей и пальцевых конечностей, сформированы головной и спинной мозг) 6 недель, зародыш 40 мм массой 10г (может производить небольшие движения), 8 недель, с 9 недели называется плодом, созревание и развитие плода заканчивается появлением ребёнка 40 недель

Появился человек! Что мы о нём знаем? Его будущее пока неизвестно: мы не знаем сколько ему предстоит прожить, что ему предстоит сделать, кем стать…?

Кто определяет жизненный путь человека?

Работа в группах:        0                           возраст

                                  Рождение

Составить шкалу жизни человека, отметив на ней тех, кто влияет на жизнь человека в определённый период жизни.

После этого вывесить на доску и защитить свою позицию.

Итог: человек растёт, изменяется, развивается. Его жизнь зависит от многих людей: родителей, родных, близких, воспитателей, учителей, тренеров, друзей и т.д.

       Наступает в жизни момент, когда человек самостоятельно принимает решения и отвечает за них. Вы сейчас находитесь на этом этапе жизни.

Осталось совсем немного, когда ваши пути начнут расходиться.

Тема классного часа: «Мы выбираем путь…»

У каждого из вас своя дорога, свой путь в жизни. Путей много, но направлений два (иллюстрация успешного человека и деградирующего через алкоголь)

Работа в группах: дайте им названия.

После подведения итогов - слова Драйдена: «Есть только два направления изменения человека – развитие либо деградация».

Люди рождаются с одинаковыми возможностями. Поэтому родившегося ребёнка сравнивают с чистым листом. Почему? Потому что каждый свою историю жизни напишет самостоятельно. Безусловно, история каждого человека начинается с развития. В силу чего люди оказываются на пути деградации? Кто знает таких людей? Всегда ли они были такими? К чему в итоге приведёт такой путь? Вопросов много. Ответьте на один: назовите причины, по которым человек встаёт на путь деградации?

Работа в группах.

Каждая группа называет 5-6 причин.

Одну из причин вы назвали: вредные привычки.

Самая безжалостная из них – алкоголизм.

Цель дальнейшего нашего разговора: познакомиться с истоками и последствиями употребления алкоголя.

Для начала выясним: что вы знаете по этой проблеме.

Анкета: Верны ли следующие утверждения?

Ответить + или – на индивидуальных листочках (не подписывать).

Затем подсчитать + и – в каждой группе, а затем всем вместе. Результаты на доске.

1. Пьянство – это исторически сложившаяся традиция в России.

2. Пьянство и алкоголизм – это слова-синонимы.

3. Алкоголиком может стать только взрослый человек.

4. Употребление пива не приводит к алкоголизму.

5. Алкоголь вызывает приятные ощущения и в целом не оказывает отрицательного действия на организм.

Затем по каждому утверждению идёт обсуждение и делаются выводы.

Утверждение 1 Пьянство – это исторически сложившаяся традиция в России.

Выступление учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: