Действия эго на пути к дальнейшей социализации

Переходы от принципа удовольствия к принципу реальности и от первичной к вторичной мыслительной деятельности, о которых шла речь выше, сужают брешь между внешним и внутренним законами; но они не могут закрыть ее полностью без помощи определенных механизмов эго, базирующихся на либидозной привязанности, связывающей ребенка с окружающим миром.

Наиболее известные механизмы эго, действующие в этом направлении - это имитация, идентификация и интроекция. Имитация родительских установок - самый ранний и примитивный из этих механизмов, возникает в младенческий период и развивается с ростом осознания объективного мира. Имитируя заботящихся родителей, ребенок примеряет роли объектов своего восхищения, наделенных властью фигур, которые вольны, руководствуясь неведомыми ему законами то одарять его всеми физическими благами, то лишать его их.

Идентификация возникает следом за имитацией еще в преэдиповый период и развивается после, обеспечивая тем самым успех имитации. Она основывается на стремлении присвоить желаемые качества путем изменения самого себя или хотя бы своих представлений о мире по взрослому образцу.

Социальные установки родителей, какими бы они ни были, переносятся из внешнего мира во внутренний и, предшествуя появлению суперэго, кладутся в основу представлений об идеальном «Я»[12]. В некотором смысле чувство единения с родителем немного напоминает былое единство матери и ребенка (симбиоз), существовавшее в начале жизни, еще до того, как ребенок почувствовал разницу между собой (субъектом, ищущим удовольствия) и объектом внешнего мира, дающим удовольствие или в этом удовольствии отказывающим.

Интроекция внешней, то есть родительской власти добавляется к этой новообразовавшейся системе в эдиповый период или после него. То, что в начале было лишь представлением об идеале, постепенно оформляется в реально действующий закон, который начинает контролировать импульсивные побуждения изнутри, то есть в суперэго.

Этот контроль производится путем поощрения послушного эго чувством благополучия и самоуважения, а также наказания мятежного эго муками совести и чувством вины. Этот механизм приходит на смену зависимости от родителей и страху перед ними - ощущениям, регулировавшим поведение ребенка прежде. Но даже при таком развитом механизме внутреннего контроля суперэго в течение довольно длительного периода времени все равно нуждается в поддержке извне и в согласовании своих требований с требованиями внешнего мира.

Активность эго и механизмы идентификации и интроекции развиваются так быстро, что у нас может создаться ложная картина развития, а именно мы можем недооценить роль препятствий, возникающих на пути к социализации у каждого незрелого индивида. Тяга к усвоению и принятию социальных норм очень сильна и восходит к либидозной привязанности к родителям (а они всегда являются первыми объектами такой привязанности). Но в то же время не менее значимо стремление ребенка к удовлетворению своих импульсивных желаний. Индивиду бывает нелегко смириться с тем, что его сексуальные и агрессивные наклонности в том виде, в котором они представлены в младенчестве, не укладываются в культурные нормы взрослых и требуют пересмотра[13].

Социализация требует от ребенка отчуждения и даже отречения от того, что, как он чувствует, является частью его истинного и сокровенного «Я». Впрочем, надо иметь в виду, что не все изменения являются результатом конфликта, некоторые совершаются не усилием воли, а более или менее самостоятельно в процессе естественного взросления. Например, ранние каннибалистские фантазии подавляются, прежде чем успеют оформиться эго и суперэго. Или, например, беспорядочная агрессия младенца и его стремление к разрушению исчезают сами по себе, переходя в сферу либидо, и начиная служить ему. Даже некоторые анальные наклонности, такие, как пристрастие к экскрементам и прочим нечистотам, а также к их запахам, почти всегда устраняются путем сублимации, облекаясь в вполне приемлемую культурой форму. Исключение составляют лишь те случаи, когда из-за неправильного воспитания или излишнего внимания окружающих к этим наклонностям они остаются актуальными и в дальнейшем.

Но все же надо заметить, что, как правило, большая часть детских импульсивных побуждений более устойчивы, а потому вызывают конфликты сперва с окружением, а затем и с собственным эго, ориентированным на нормы внешнего мира. Теперь ребенок рассматривает свои импульсивные побуждения не просто как источники наслаждения, а тщательно изучает их, разделяя на приемлемые общественной моралью и неприемлемые. Нет никаких сомнений, что если обычный набор импульсивных побуждений младенца (жадность, собственнический инстинкт, стремление к соперничеству, излишние требовательность и ревнивость, желание физического устранения конкурентов и прочих нежелательных фигур) не будет подвергнут изменениям, то эти качества составят основу будущей антиобщественной установки. Социальное взросление предполагает нетерпимость к ним и умение от них защититься.

В целях защиты эго некоторые из них просто устраняются из сознания (путем вытеснения), другие превращаются в свою более приемлемую противоположность (формирование реакции), третьи преобразуются в иные, неимпульсивные желания (сублимация), четвертые отходят от своего первоначального контекста и переносятся на образы других людей (проекция), пятые - наиболее желанные и самые сложные фаллические фантазии - воплотятся лишь в отдаленном будущем и т. д.

Процесс социализации, защищая ребенка от возникновения в будущем мятежных желаний, также загоняет в рамки, подавляет и обедняет его оригинальную натуру. И происходит это не случайно. Это не следствие неудачного использования патологических о защитных механизмов (таких, как вытеснение, формирование реакции и т. д.) вместо «здоровых» механизмов адаптации (как, например, смещение и сублимация), как полагают некоторые авторы. Это даже не результат излишней родительской опеки, мешающей свободному развитию личности. На самом деле все защитные механизмы служат одновременно как для внутреннего ограничения импульсов, так и для внешней адаптации; это просто две стороны одной медали.

Защита вовсе не противоречит развитию, потому что усиление эго и его системы защиты само по себе является важной частью развития ребенка и сравнимо по значимости с формированием и развитием импульсивных побуждений. Настоящий конфликт лежит намного глубже, он связан с развитием как таковым, а именно, с неизбежным противоречием между стремлением к полной индивидуальной свободе (включая свободу импульсивных проявлений) и социальными нормами (включая ограничение импульсов). Проблема поиска компромисса между этими двумя крайностями справедливо считается одним из самых серьезных препятствий на пути к социализации.

Заключение

Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия.

Делинквентное поведение детей и подростков – для данного типа поведения характерно повторение асоциальных поступков, в результате чего устанавливается определенный стереотип действий, осуществляемых вопреки нормам и правилам. Однако уголовной ответственности девушки и юноши не подвергаются по причине их несовершеннолетия или в силу ограниченной общественной опасности совершенных ими правонарушений.

Делинквентные дети и подростки проявляет агрессивно-насильственное поведение, включающее оскорбления, побои, жестокость, направленную против личности человека, а также корыстное поведение, связанное со стремлением получить материальную выгоду. Кроме того, они распространяют наркотические вещества.

По официальной статистике число зарегистрированных преступлений, совершаемых подростками, увеличилось вдвое, охватив школы, техникумы, вузы, ранее считавшиеся благополучными в этом отношении. В настоящий момент наблюдается ее усиление, а также установление и укрепление связей с другими возрастными группами преступного мира[14].

В зависимости от степени выраженности преступной направленности выделяют четыре группы несовершеннолетних правонарушителей. К первой исследователь относит несовершеннолетних правонарушителей с преступной направленностью (10-15%), для которых характерны агрессивность, жестокость, ничегонеделанье, увлечение азартными играми, уголовным фольклором. При совершении преступлений представители данной группы выступают в роли организаторов, проявляя активность и настойчивость.

Вторая группа - это подростки с отрицательной направленностью личности (30-40%). Несовершеннолетним правонарушителям данной группы присущи такие негативные характеристики, как употребление алкогольных напитков и бесцельное времяпрепровождение. И хотя преступные деяния они совершают не в результате активной подготовки, все же при определенном стечении обстоятельств проявляют повышенную агрессию и жестокость.

Третья группа - это подростки с неустойчивой личностной направленностью (25-30%), проявляющейся в противоречии между их положительными и отрицательными качествами. С одной стороны - в результате подражания или по престижным мотивам они совершают преступления, с другой - раскаиваются в содеянном.

Четвертая группа объединяет несовершеннолетних правонарушителей с положительной направленностью (25-30%). Представители этой группы совершают преступления по причине детского легкомыслия.

Другие ученые выделяют пять групп несовершеннолетних правонарушителей[15]. К первой группе он относит подростков, для которых характерны асоциальные потребности, эгоизм, агрессивность, пренебрежение к труду и людям труда. Преступления совершают они осознанно.

Отличительной особенностью второй группы подростков является наличие деформированных потребностей. В большинстве случаев они подражают представителям первой группы, притесняют слабых. Третью группу несовершеннолетних правонарушителей характеризуют, как деформированные, так и позитивные потребности. Однако последние не являются регуляторами их поведения. Именно по причине агрессивности и эгоизма они совершают асоциальные поступки. К четвертой группе относятся подростки, заискивающие перед более сильными товарищами. Представители пятой группы - это слабовольные, а потому чаще всего случайные правонарушители.

Третий тип девиаций – криминальное поведение, которому предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Отличительная особенность криминального поведения заключается в том, что асоциальные действия в результате достижения возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела.

Список литературы

Антонян Ю. М., Саличев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. – М., 2003.

Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. – Д., 1998.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

Бреева Е. Б. Дети в современном обществе. – М.: 2002. – 216 с.

Ерохина А.Н. Актуальные проблемы профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и подростков // Вопросы психологии. – 2004. – № 6.

Кондрат Е.Н. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних. – Спб.: СПбГУ. – 2006. – 235 с.

Кочунас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

Куттер П. Современный психоанализ. – СПб., 1997.

Материалы сайта http://www.helpeducation.ru/

Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.

Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 2001. – 432 с.

Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Фельдштейн Д.М. Психология воспитания подростка. – М., 1978.

Фрейд А. ""Введение в детский психоанализ; Норма и патология детского развития; ""Я"" и механизмы защиты: Сборник"". – М.: Попурри. – 2004. – 448 с.

Фрейд А. "Психология "Я" и защитные механизмы". – М., 1993.

Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Том 2. – М., 1999.

Работа предоставлена пользователем Student.km.ru.

 


[1] Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. – Д., 1998.

 

[2] Кондрат Е.Н. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних. – Спб.: СПбГУ. – 2006. –     235 с.

 

[3] Кочунас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

 

[4] Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 2001. – 432 с.

 

[5] Бреева Е. Б. Дети в современном обществе. – М.: 2002. – 216 с.

 

[6] Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Том 2. – М., 1999.

 

[7] Фрейд А. ""Введение в детский психоанализ; Норма и патология детского развития; ""Я"" и механизмы защиты: Сборник"". – М.: Попурри. – 2004. – 448 с.

 

[8] В работе были использованы материалы сайта http://www.helpeducation.ru/

 

[9] Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Том 2. – М., 1999.

 

[10] Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Том 2. – М., 1999.

 

[11] Фрейд А. "Психология "Я" и защитные механизмы". – М., 1993.

 

[12] Фрейд А. "Психология "Я" и защитные механизмы". – М., 1993.

 

[13] Фрейд А. ""Введение в детский психоанализ; Норма и патология детского развития; ""Я"" и механизмы защиты: Сборник"". – М.: Попурри. – 2004. – 448 с.

 

[14] В работе были использованы материалы сайта http://www.helpeducation.ru/

 

 

[15] Фельдштейн Д.М. Психология воспитания подростка. – М., 1978.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: