Вопрос 11:Церковная реформа Никона. Раскол русской православной церкви и общества и его последствия

В середине XVII века жестоко и бескомпромиссно проведена церковнаяреформа.

Причины: желание церковных властей унифицировать церковные обряды, исправить многочисленные ошибки в церковных книгах,, навести порядок в церковной среде.

Никон в миру носил имя Никита Минин, был выходцем из нижегородских крестьян, после смерти детей 30-тилетний Никита принял монашеский постриг. В 1652 году под давление Алексея Михайловича церковные иерархи

Избрали Никона предстоятелем русской церкви, он получил титул «великий государь».

Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 - 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем:

· Крещение тремя перстами вместо двух.

· Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше.

· Внесены изменения религиозные книги и иконы.

· Введено понятие "православие".

· Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо "Исус" писалось "Иисус".

· Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом.

· Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки.

Ухудшение своего положения, усиление крепостнических порядков жители городских посадов и крестьяне связывали с церковной реформой. Эти факторы усилили наметившийся раскол, расширившийся из сугубо церковного в социальный. Лидиром раскольников стал земляк Никона – протопоп Аввакум. Увлеченные его проповедями и его сторонников люди бежали на окраины государства. Беглецов ловили и силой возвращали назад. Отстаивая свои принципы, некоторые даже отрубали три пальца на правой руке, чтобы не креститься троеперстием. Государство и церковь не смогли преодолеть раскол, староверы сохранили свои культурные и религиозные идеалы до наших дней. Не только отдельные священники, но и многое монастыри не поддерживали Никона. В Соловецком монастыре сложился центр вооруженного сопротивления реформе. С 1668 по 1676 Соловки были охвачены восстанием. Властолюбивый патриарх Никон не был удовлетворён одним лишь церковным руководством. Он хотел управлять страной наравне с Алексеем Михайловичем, заявляя, что «священство выше царства». Он пытался шантажировать царя самоотречением, но Алексей к этому отнёсся спокойно. Никон уехал их Москвы в Новоиерусалимский монастырь, позже пытался вернуться, но его не пустили. В 1666 году Никон был отрешен от патриаршего служения и отправлен в ссылку. В том же году Аввакум был отлучен от церкви и, просидев 14 лет в земляной яме, написал первое русское автобиографическое произведение «Житие протопопа Аввакума». В 1682 году он был сожжён за костре за клевету на царский дом. Таким образом, реформа Никона затронула не только институт церкви, но и все российское общество. Данная реформа дала возможность дальнейшим государственным и культурным изменения в стране.

 

Вопрос 12:Основные этапы юридического оформления крепостной системы в России.

Закрепощение крестьян началось при Иване III с принятие общерусского Судебника 1497 года. 57-ая статья Судебника ограничила право перехода крестьян с одной земли на другую, от одного землевладельца к другому. Первой и главной причиной прикрепления крестьян к земле или личности феодала было желание правительства защитить помещичье сословие (главную военную и служивую основу). 57-ая статья Судебника вводит понятие «Юрьев день» (26 ноября). Переходы крестьян были разрешены только за неделю до и за неделю после этого дня. Введение «Юрьева дня» не ограничило, а лишь упорядочило переход крестьян. Значительно большим ограничением была введена Судебником необходимость оплачивать этот переход. Судебник устанавливал плату за пожилое- от 50 копеек до одного рубля в различных регионах страны. Указанная сумма была довольно значительна, кроме того крестьянин мог перейти только при отсутствии долгов перед помещиком. Второй причиной прикрепления крестьян к земле было навести порядок в сборе налогов. Введение Юрьева дня мешало помещика возможности обманывать государство. Вторым этапом закрепощения крестьян стал Судебник Ивана IV от 1550 года. Документ подтверждал право крестьянских переходов в Юрьев день, однако плата за пожилое увеличивалась в два раза. Усилилась личная ответственность крестьян перед помещиком. В 1581 году впервые использована практика введения «заповедных лет», когда крестьянские переходы временно запрещались. При царе Федоре Ивановиче велось составление «писцовых книг», в которых отмечалось, на чьей земле живет тот или иной крестьянин. в 1592 году эта работа была закончена. В 1597 году был введен закон о сыске беглых крестьян и их возвращении старым владельцам. В этом же году, попавшие в кабальную зависимость холопы были лишены права получить свободу даже при условии выплаты долга. Люди. Добровольно нанявшиеся в холопство, пробыв в таком положении не менее 6 месяцев, превращались в полноценных холопов. Лжедмитрий I юридически освободил от зависимости, бежавших от голода крестьян, дал волю холопам, насильно вынужденным подписать кабальную грамоту. В то же время от подтвердил закон от 1597 года, устанавливающий пятилетний срок сыска беглых крестьян. Василий IVШуйский подписал «Уложение о крестьянах» (1607), документ устанавливал 15-тилетний срок сыска беглых крестьян и холопов. В 1619 году узаконен 5-тилетний срок сыска беглых крестьян, в1637 - 9-тилетний. В 1642 году, Михаил Федорович увеличил срок сыска беглых крестьян до 10 лет. Соборное уложение 1649 года содержало в себе XI главу под названием «Суд о крестьянах». Документ полностью исключал переход крестьян от одного хозяина к другому. В случае бегства устанавливался бессрочный сыск и обязательно возвращение крестьян на свои земли. Так было законодательно оформлено крепостное право.

Вопрос 13: Петр 1. Государственно-административные реформы. Становление абсолютизма. Внешняя политика в первой четверти 18 века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: