Гражданское общество. На пороге «постчеловеческого будущего» (США, 1998-2007)

В соответствии с результатами социологического анализа, представленными на Интернет-сайте Центра «Генетика и общество»[38], влияние развития генных и репродуктивных технологий в настоящее время испытывают на себе все элементы социальной организации Западного общества.

В сфере социально-политических движений в защиту доктрины о неизбежности и желательности генетической модификации человека высказываются представители группировок и движений, придерживающиеся различных, зачастую взаимоисключающих идеологических установок[39]. В то же время почти каждая такая группа имеет своих политических оппонентов, которые запретили бы или фактически ограничили использование подобных технологий в целом или в отношении отдельных технологических схем.

Традиционно поддержку «классическим» евгеническим мерам оказывают сторонники расовой сегрегации, исходящие из признания генетической неравноценности человеческих рас нежелательности какого-либо обмена генами между расами. (Наиболее известным из адептов «расовой чистоты» в России является В.Б.Авдеев [2005]).

Однако с возникновением методов генетической инженерии желательность ее распространения на человека признается все большим числом людей, придерживающихся тезиса о биологическом единстве всего человечества и равноправии человеческих рас. Трансгуманистическое движение, как уже говорилось, исповедует достаточно пластичную идеологию, позволяющую ему относительно легко адаптироваться к любому политическому режиму и любому социокультурному контексту – от либерального до тоталитарного, от движения за гражданские права до Ку-клукс-клана. Эта амбивалентность по отношению к традиционным политическим группировкам и движениям можно проиллюстрировать следующей цитатой, принадлежащей Глэду Уитни [Whitney, 1999], профессору психологии Университета штата Флорида: «Первые 1-2 столетия нового тысячелетия почти наверняка будут золотым веком евгеники. Посредством использования новых генетических знаний и репродуктивных технологий, человечество подойдет вплотную к радикальным трансформациям. Технологии, такие как генетическое манипулирование еще не достаточно эффективны, чтобы без оговорок подходить для терапевтического и евгенического использования у человека. Но, учитывая темпы научного исследования, это - несомненно только вопрос времени, причем весьма короткого». Между тем эта цитата взята из предисловия, к книге бывшего национального директора Ку-клукс-клана Дэвида Дука. Действительно, идея неконтролируемого развития генетических и репродуктивных технологий пользуется активной поддержкой и пропагандой со стороны расистских группировок и организаций, надеющихся с их помощью добиться изменить соотношения между носителями генов, определяющих их расовую или этническую принадлежность, обеспечить «раздельное развитие» человеческих рас. К тому же методы генетического тестирования создает дополнительную питательную почву для появления новой разновидностей дискриминации – генетической, в дополнение к существующим до настоящего времени рапсовой и этнической [Авдеев, 2005].

Тем не менее, большинство членов трансгуманистического движения принадлежат к либеральным кругам и отвергают явно расистскую евгеническую философию. Представители либерально-демократического крыла трансгуманистического движения является (по крайней мере, в условиях США) Всемирная трансгуманистическая ассоциация. Некоторые из них стремятся отделить себя от классической евгеники первой половины ХХ века, считая ее практическую программу и методы реализации авторитарными и уже поэтому – неприемлемыми. Другие отрицают нерасторжимую связь между евгеникой и нацистской идеологией, считая последнюю извращением в целом плодотворной идеи. Так или иначе, трансгуманизм и евгенику объединяет «одержимость» (как пишут авторы цитируемого аналитического обзора) в стремление «подстегнуть» биологическую эволюцию, т.е. использовать генетических и репродуктивных технологий в целях создания новых, усовершенствованного человека.

Эта мысль наиболее отчетливо сформулирована одним из лидеров трансгуманистического движения Максом Муром, возглавляющим так называемый Институт Экстропии [40] еще в 1999 г. «Мы решили, что, настало время исправить человеческую конституцию... Мы больше не будем терпеть тиранию старения и смерти. Посредством генетической модификации, манипуляций с клетками, создания искусственных органов, и любых других необходимых средств, мы придадим себе витальность, и устраним неизбежность наступления нашего ухода... Мы примем на себя бремя собственного генетического программирования и добьемся власти над нашими биологическими и неврологическими процессами. Мы обеспечим себе полностью свободный выбор формы и функций собственного тела, обострим и усилим свои физические и интеллектуальные способности больше, чем любой человек в истории...» [41]

Несмотря на, а возможно, и благодаря явным чертам утопического сознания, обнаруживаемым в этом отрывке трансгуманистическое движение становится весомой и самостоятельной политической силой в современном мире прогрессистского типа (как антитеза консервативного традиционализма). Подтверждение – еще в одной цитате[42]: «свобода технологических инноваций слишком ценна, даже если приведет к кризису гуманизма. Чтобы предупредить [негативные последствия] нужно не только предвидеть результаты своих действий, но и учиться действовать». Среди членов движения – ведущие специалисты ряда корпораций, преподаватели престижных университетов и т.д.

Особую позицию среди сторонников неограниченного развития генно-репродуктивных технологий занимают различные организации сексуальных меньшинств, которым эти технологии предоставляют потенциальную возможность в будущем стать родителями и образовать полноценные семьи. Именно это соображение служит мотивационным оправданием позиции, занятой защитниками прав этой группы населения и рядом политических деятелей США.

Группировки, связывающие свои политические цели и идеалы почти исключительно с репродуктивными технологиями, – прежде всего, с клонированием человеческого организма, как считают аналитики Центра «Генетика и общество» менее многочисленны и влиятельны[43]. Наиболее активные из них – типичный продукт информационного общества – имеют «виртуальную природу», т.е. представляют собой web -сайты. В большинстве они поддерживаются благодаря усилиям Нью-Йоркского общественного деятеля Рендольфа Уикера (Randolfe Wicker), который еще в 1997 г. основал три таких сайта:

1. Объединенный фронт [в поддержку] права на клонирование [44];

2. Уикеровская политическая инициатива – фонд клонирования человека [45];

3. Сеть репродуктивного клонирования [46]. Последний сайт занимает центральное место в созданном Уикером политическом «движении за клонирование» человека. Формально его целью является предоставление и обсуждение на интернет-форуме непредвзятой информации по этой проблеме, однако большинство публикуемых материалов – однозначно положительно оценивают перспективы репродуктивных технологий.

В целом, усилия «небольшой но влиятельной» группы исследователей – биотехнологов и гуманитариев, а также публицистов направлены на преодоление первоначального всплеска общественных настроений в пользу запрета или, хотя бы существенного ограничения научно-технологических разработок в области клонирования человека. Резкий рост таких настроений, равно как законодательной и административной активности по запрету или ограничению исследований в этой области был спровоцирован в результате первых сообщений о получении Яном Уилмутом знаменитого клона – «овечки Долли» в 1997 г.

В настоящее время известно три группы специалистов, публично объявивших о намерении проводить исследования с целью рождения клонированного ребенка. Первую возглавляет итальянский специалист Северино Антинори (Severino Antinori)[47], сделавший соответствующее заявление в начале 2001 г., вторую – Панос Завос (Panos Zavos)[48], начинавший свою деятельность вместе с ним, но с 2002 работающий самостоятельно; (корпорация «Клонэйд», созданная на средства международной религиозной секты Раэлинов[49]. Однако реальное влияние представляют все же силы, действующие в рамках официальных организаций и учреждений.

Начало активной политической кампании поддержки разработки и использования генных технологий применительно к человеку, как утверждается в цитируемом обзоре, датируется симпозиумом «Инженерия зародышевых клеток человека» (1998). Суть аргументов в пользу неограниченного использования методов клонирования и генной инженерии сводится к трем тезисам:

1. использование подобных технологий будет способствовать продвижению к обществу всеобщего благоденствия;

2. ограничения их свободного использования гражданами ведет к нарушению их фундаментальных прав и свобод, в частности, права на свободный «репродуктивный выбор» – возможность иметь здоровое и успешное в социальном плане потомство;

3. исследования в этой области необходимо продолжать, хотя бы для того, чтобы противостоять возможному нелегитимному их использованию в военных, террористических и прочих целях.

Эти аргументы, а, точнее – политические лозунги, равно, как их глашатаи, добились определенного успеха, прежде всего, среди специалистов [Caplan et al., 1999], в том числе, и в Международной Организации Здравоохранения[50].

Непримиримую (по крайней мере, сейчас) оппозицию репродуктивным и генным технологиям в американском обществе представляют[51] несколько общественных организаций охраны окружающей среды[52] и защиты животных[53]. Безусловными лидерами «движения сопротивления» выступают Джереми Рифкин (Jeremy Rifkin) и Стюарт Ньюмен (Stuart Newman), а также Совета за Ответственную Генетику. Им удалось вовлечь в противостояние Патентное ведомство США, представив заявку на патентованные способы получения эмбрионов и животных, содержащих человеческие клетки. Парадоксальной, но очевидной целью этой акции было блокирование с помощь патентного права всех практических разработок в этой области.

Однако, значительная часть (если большинство) экологов-профессионалов, не принадлежащих к политизированному алармистскому крылу экологического движения, относятся к генетическим технологиям более взвешенно, рассматривая их как центральный элемент новой системы отношений общества и биосферы. В основе этой стратегии – воссоздание утраченных элементов естественных биосистем и наряду с этим реконструкция существующих экосистем.

Мощным источником оппозиционных настроений и их проявлений в американском обществе – традиционные религиозные конфессии, большинство из которых заняло непримиримую позицию по этому вопросу. Религиозные лидеры чрезвычайно выразили оппозицию к воспроизводительному клонированию и наследственной генетической модификации. Религиозные лидеры, как правило, убеждены, что современная генетика и генетические технологии подрывают самые основы религии, побуждая человека брать на себя функции, которые являются исключительной прерогативой Господа Бога.

Еще в начале 1980х годов коалиция религиозных деятелей разных вероисповеданий обратилось к американским конгрессменам с письмом, содержащим призыв наложить запрет на разработку технологий создания генетически модифицированных организмов, прежде всего, человека, поскольку генетическая инженерия человека «представляет фундаментальную угрозу существованию человека, и, так как мы знаем это, мы должны противостоять этому с такой же храбростью и решимостью, с какими сейчас противостоим угрозе ядерного уничтожения»[54]. Эта принципиальная установка в общих чертах сохранилась и в начале XXI века.

Отношение движения защиты гражданских прав к генетическим технологиям, в особенности к генетическому тестированию особенно интересно с социологической точки зрения.

Понятие «права человека» является ядром менталитета современной цивилизации, универсальным критерием оценки новых социальных процессов и явлений, и одновременно, средством их корректировки. В современном мировом сообществе права человека обеспечиваются разветвленной и влиятельной системой организаций и учреждений, в том числе международного уровня, что позволяет использовать ее при разрешении социальных и политических конфликтов, связанных с HI-HUME технологиями.

Внутри движении защиты прав человека Западной Европы и Северной Америки, наряду с умеренными оппонентами, настаивающими на государственно-правовом контроле этой области научных исследований и практического их применения, возникла своеобразная идеология защиты «права на рождение» и «права на генетические недостатки», возражающие против применения генетических тестов для предотвращения рождения детей с наследственными патологиями. Эта доктрина изложена в «Заявлении о Биоэтике и Правах Человека»[55], опубликованном в ноябре 2000 г. Европейским отделением Международной организацией инвалидов (Disabled Peoples International, DPI).

С точки зрения этой доктрины, каждый человек (точнее, человеческий эмбрион), независимо от наличия в его геноме наследственной отягощенности имеет право появиться на свет. Поэтому аборт или предотвращение беременности по генетическим показаниям можно рассматривать как нарушение неотъемлемого права человека на жизнь. Второе фундаментальное нарушение гражданских прав – право на сохранение собственной индивидуальности, даже если проявления этой индивидуальности связано с болезнью, которую можно устранить с помощью новых технологий.

Теоретик этого движения Адриенна Эш (Adrienne Asch) объясняет эту позицию следующим образом: «Моя моральное неприятие дородовой диагностики и селективному аборту проистекает из убеждения, что жизнь с физическими недостатками имеет смысл, и веры, что справедливое общество должно ценить и обеспечивать жизни всех людей, независимо от конкретного результата их участия в естественной лотерее» (имеются в виду возникновение конкретной комбинации генов в результате слияния мужской и женской половых клеток) [Asch, Parens, 1999].

В социальные коллизии, связанные с генетикой и генными технологиями оказалось вовлеченным и коренное население Америки – индейцы, которое благодаря относительной немногочисленности и генетической однородности (благодаря высокой частоте эндогамных браков) оказались ценным объектом генетико-популяционных исследований. В ходе реализации проекта «Геном человека» были взяты сотни проб ДНК, зачастую без реального информированного согласия доноров. По мере развертывания в американском обществе дискуссий о социальных последствиях генных технологий, напряженность среди представителей коренного населения начала расти. Причина опасений – возможность использования образцов полученного от них генетического материала в коммерческих и дискриминационных целях. В силу этого значительная часть организаций коренного населения Америки принимает активное участие в противодействии неконтролируемому использованию HI-HUME технологий[56].

Наибольшую часть Западного, в том числе, американского общества составляют приверженцы идеи социального контроля использования генных технологий. В целом список проводимых политических и общественных акций достаточно внушительный. Число политических и общественных деятелей, экспертов, публицистов, так или иначе вовлеченных в эти события, непрерывно растет, также как перечень избирательных округов и организаций, которые воспринимают развитие генетических технологий как некий политический вызов, поставленный перед ними, ответить на который необходимо незамедлительно и энергично. Недооценивать социально политическое значение и влияние на настроения избирателей практические политики не могут. Таково положение на Западе.

Социальная структура современного гражданского общества по показателям поддержки или оппозиции к возможностям использования генных технологий в отношении к человеку достаточно сложна и многомерна. Результаты социологических опросов подтверждают этот теоретический вывод. Центр «Генетики и общество» собрал и проанализировал результаты свыше сорок главный опросов общественного мнения относительно новых генетических технологий и возможности их использования применительно к человеку, проведенных с1987 по май 2003 гг[57].

Жители США и Канады, как следует из этих данных, также как западноевропейцы в большинстве своем относятся отрицательно к возможности практического осуществления репродуктивного клонирования человека. Этот показатель относительно постоянен в пространстве (разница составляет не более 5 пунктов и достигает 85-90% респондентов).

Негативистское восприятие возможности клонирования человека в незначительной степени обусловлено сомнениями в ее медицинской безопасности. Гораздо больший вес имеют соображения морального или религиозного характера.

Однако к возможности лабораторных исследований в области клонирования эмбриональных клеток отношение гораздо более терпимое и в сильной степени зависит от формулировки вопроса, значительно ослабевая в случае акцента на возможности терапевтического использования стволовых клеток эмбрионального происхождения. Для иллюстрации влияния политической заангажированности исследователей можно привести результаты двух опросов общественного мнения (апрель 2002 г.), когда по данным консервативной политической организации под красноречивым названием «Остановим клонирование человека» 59% американских граждан отвергают клонирование человеческих эмбрионов для медицинских целей, а в соответствии с результатами опроса проведенного Коалиция содействия Медицинским Исследованиям, 68% тех же самых граждан поддерживают получение эмбриональных стволовых клеток человека для лечения болезней.  

Возможность использования генных технологий для лечения наследственных болезней, улучшения умственных и физических способностей детей поддерживают приблизительно 44% американцев (с акцентом на медицинскомтерапевтическом использовании этих технологий). В аналогичных опросах, где в вопросах подчеркивалась возможность выведения «генетически усовершенствованной расы» эти же методики отвергались 92% респондентов.

Общественность четко различают различия между терапевтическим и иным использованием генетических технологий. Порядка 67% респондентов одобряют использования генетических тестов для предотвращения рождения детей, страдающих наследственными патологиями; свыше 70% не одобряют попытки использовать эти технологии для рождения детей с определенными признаками, в том числе – улучшенным интеллектом или физической силой.

Большинство респондентов поддерживают государственное регулирование этих технологий. Однако их информированность в этой области не соответствует современному состоянию науки. Только 18% опрошенных смогло правильно ответить на 6 или более из 8 вопросов о теоретических основах и способах практической реализации генетических технологий (данные декабря 2002 г.).

Данные в отношении расовых и этнокультурных общностей неоднозначны и демонстрируют такую же зависимость от формы вопросов, как и целом по стране.

Распределение позитивного и отрицательного отношения к репродуктивным и генетическим технологиям в зависимости от уровня образования, профессиональной компетенции и величины доходов сходны друг с другом. Как правило, во всех случаях результаты социологических исследований более однозначны и стабильны; а пики позитивного и негативного восприятия HI-HUME технологий в целом и отдельных их разновидностей более выражены, чем в популяции в среднем. В большинстве своем респонденты этой группы в большей степени позитивно относятся к возможности правового и административного регулирования исследовательской деятельности, даже если это касается их собственной сферы профессиональных интересов.

Политические симпатии также отражаются на результатах опросов. Как правило, консервативно настроенные избиратели, которые в США голосуют за Республиканскую партию, как правило, более негативно относятся к разнообразным перспективам генно-репродуктивных технологий в сравнении с либеральной частью электората (сторонниками Демократов). Исключение составляет использование методов предимплантационой и дородовой диагностики для рождения ребенка определенного пола. В этом случае избиратели-демократы в большем числе являются противниками этих методов в сравнении с консерваторами. Вероятно, это можно объяснить только неявно выраженными, а, возможно, – и неосознанными культурными предпочтениями (статус мальчиков в традиционной культуре, как известно, более высок в сравнении с девочками).

Помимо дифференциации населения в соответствии с политическими, экономическими и т.п. характеристики существует общая закономерность, касающаяся половой и возрастной структуры популяции: негативистское восприятие социальных последствий развития HI-HUME технологий более выражено у женщин и лиц пожилого возраста. Однако гендерные (половые) различия явно стремятся к минимуму или даже исчезают, если речь идет о социально-этической оценке допустимости и/или желательности предродовой генетической диагностики на носительство серьезных генетических дефектов.

Существенное влияние на эволюцию общественного мнения относительно генетических и репродуктивных технологий и, одновременно, их результатом является биоэтика.

В масс-медиа и общественном мнении, – отмечают авторы обзора[58], –сложился образ профессионала-биоэтика – непредвзятого аналитика, способного быть судьей при решении любых социально-этических и правовых дилемм и коллизий, возникающих между общественностью, учеными, бизнесменами, государственными и политическими деятелями и проч. На самом деле они также вовлечены в политические события, как и все остальные заинтересованные стороны. Еще более серьезным фактором является рост финансовой и корпоративной зависимости экспертов-биоэтиков [Gilbert, 2001; Turner, 2004].

Второе осложняющее обстоятельство: прогностическая функция биоэтических комитетов, своеобразная игра на опережение» оказывается недостаточной. Биоэтическая экспертиза проводится post hos или к мнению биоэтических консультативных комитетов прислушиваются тогда, когда социальный конфликт переходит в острую фазу.

Для постсоветского геополитического пространства важным представляется еще один вывод: биоэтические структуры функционируют относительно эффективно только в условиях развитого гражданского общества. А, следовательно, для социумов в переходной период биоэтика (эта мысль подчеркивается нами неоднократно) может играть не только конструктивную, но и деструктивную роль, поскольку действие всех описанных в предыдущем абзаце факторов риска многократно усиливается [Чешко, 2001; Чешко, Кулиниченко, 2004, Глазко, Чешко, 2007]. Проблемы социальной автономии предотвращения конфликта интересов становятся в этом случае жизненно актуальными, особенно в условиях политико-социальной нестабильности и экспорта технологий.

Сфера биотехнологического бизнеса [Coates, 2000] имеет в Соединенных Штатах достаточно мощные организации, лоббирующих ее интересы[59]:

· Организация промышленной биотехнологии (Biotech Industry Organization – BIO) [60] наиболее мощная и влиятельная из всех подобных организаций;.

· Коалиция содействия Медицинским Исследованиям (Coalition for the Advancement of Medical Research – CAMR) [61], основная цель которой – преодоление ограничений на исследования и разработки в области клонирования человеческих клеток.

· Американское Общество репродуктивной медицины (American Society for Reproductive Medicine – ASRM) [62]. Преследуемые ею цели ясны уже из названия.

Однако внутри сферы бизнеса также наблюдается определенная политико-экономическая дифференциация. Если Организация промышленной биотехнологии США и крупные корпорации с самого начала заявляли об отказе от разработки технологий, которые можно счесть служащими реализации практической евгеники и необходимости подкрепления этого решения соответствующей правовой базой, то средний и малый бизнес именно такого разработки поставили в центр своих бизнес-планов. Таким образом, пионерские генно-0инженерные разработки оказались сконцентрированы именно в таких небольших фирмах, а не в крупных корпорациях. По нашему мнению тому есть еще одно не столько экономическое, сколько правовое и политическое объяснение. Деятельность небольших частных фирм легче уходит из под государственно-административного и финансового контроля и более оперативно реагирует на частные финансовые вливания. Поскольку в отличие от Манхэттенского проекта, генно-инженерная лаборатория – это относительно «малотоннажное» предприятие[63], усиление политического прессинга неизбежно приводит к внутренней эмиграции специалистов и финансовых потоков. По данным аналитиков Центра «Генетика и общество» большинство разработок таких фирм «имеют вполне приемлемые [с точки зрения этики] медицинские приложения» и при наличии соответствующей правовой базы не вызывали бы обострения социальной напряженности. В тоже время, не все такие фирмы публично заявили об отказе от проведения рискованных или спорных в социально-этическом плане генно-инженерных разработок. Одной из причин такого поведения может быть стремление закрепить свой возможный приоритет в случае изменения биополитической ситуации и общественного мнения. К тому же, хотя некоторые из них ввели в структуру своих фирм консультативные биоэтические комитеты, но, как считают некоторые специалисты, этот шаг был предпринят более в качестве элемента формирования публичного имиджа, чем реального изменения системы внутрикорпоративной стратегии поведения [Brower, 1999].

Наиболее известными и активными из этих фирм являются:

1. АСТ (Advanced Cell Technologies – Передовые клеточные технологии, Уорчестер)[64]. С 1996 Президентом компании был Майкл Уэст, ранее бывший основателем корпорации Герон. За последние несколько лет эта фирма несколько раз оказывалась в центре публичных дискуссий, связанных с ее научно-технологическими разработками – получение химерного эмбриона несущего смесь бычьих и человеческих клеток (1999) и разработка методики получения клонированного человеческого эмбриона, развитие которого было остановлено на ранних стадиях (2001) и др. [Keenan,2002]. Несмотря на повторяющиеся сообщения о нарушениях научной и деловой этики, финансовых трудностях и т.п., АСТ пользуется поддержкой мощного сенатского и журналистского лобби.

2. Герон (Geron, Парк Менло)[65]. Корпорация Герон является владельцем патентов, использованных Яном Уилмутом из фирмы Рослин для клонирования овечки Долли в 1997 г., получения эмбриональных стволовых клеток и т.п. Возможно, поэтому спустя два года корпорации пришлось публично опровергать сообщения о своей причастности к попыткам клонирования человеческих эмбрионов. Вопреки своему же опровержению представитель корпорации признал, что она все же ведет подобные разработки в сотрудничестве с Калифорнийским университетом. В американских СМИ, в том числе, авторитетном журнале «Форбс» [Herper, 2001] циркулировало мнение о рискованности технологических схем и бизнес-модели, корпораций Герон и АСТ.

3. Хромос (Chromos Corporation, Барнаби)[66]. Корпорация добилась серьезных успехов в разработке технологий искусственных человеческих хромосом, что имеет большое значение в лечении наследственных болезней. Предметом социального риска, однако, является возможное внедрение искусственных хромосом в половые клетки человека. Это чревато расслоением человечества на несколько биологических видов разумных существ, не способных иметь общее потомство [Alexander, 2001, 2002]. Последствия этого окажутся крайне опасными и непредсказуемыми.

Роль средств массовой информации [Geller, Bernhard, Holtzman, 2002] как диагностикума эволюции общественного мнения и, следовательно, направления процессов дифференциации и интеграции социальной структур очевидна. Однако масс-медиа выполняет не только реактивную роль – «зеркала» настроений тех или иных социальных групп. Столь же важна и другая ее функция – спонтанного или целенаправленного влияния на характер происходящих процессов. Особенно – если речь идет об актуальных и затрагивающих материальные интересы и духовную культуру социальных общностей темах.

На фоне непрерывного и тоже четко выраженного с 1997-1998 гг. роста интереса к этой теме в первое десятилетие XXI века в американских СМИ отмечено несколько всплесков числа публикаций по вопросам генетической инженерии. В целом, такие пики отмечаются с периодичностью 6-12 месяцев, что само по себе симптоматично.

По утверждению наблюдателей центра «Наука и общество»[67] в этих сообщениях преобладают триумфальные ноты (преобладают выражения типа «достижение», «прорыв», «чудеса медицины», «прогресс» и др.). Проблемам социального риска, конфликтам предпринимателей и разработчиками новых биотехнологий с одной стороны и экспертами-биоэтиками – с другой уделяется меньшее внимание. Впрочем, необходимо сделать оговорку: это утверждение также диктуется идеологическими установками его авторов. По нашим данным (полученным приблизительно в то же время), рейтинг возможных отрицательных последствий использования HI-HUME технологий в общественном сознании англоязычных стран достаточно высок и сравним с частотой встречаемости «прогрессистских» оценок [Чешко, Кулиниченко, 2004; Глазко, Чешко, 2007].

Впрочем, приводимые далее в цитируемом обзоре материалы также не вполне согласуются с их собственным выводом о равнодушии западных масс-медиа к проблемам социального риска. Отмечается, что первый всплеск общественного интереса к этим проблемам возник после опубликования результатов Яна Уилмута по клонированию млекопитающих («Овечка Долли» за последующее десятилетие стала своеобразной легендой общественного сознания и СМИ). Далее утверждается: «Подавляющие общественные настроения – неприятие [самой возможности] клонирования человека не остановил адвокатов генетического манипулирования. Небольшая группа влиятельных ученых и других защитников «техно-евгенического» будущего предприняли согласованные публичные действия» с целью преодоления неблагоприятного общественного мнения. «Национальные телевизионные информационные программы предоставили эфирное время прежде всего ключевым защитникам «постчеловеческого будущего». Акцент в выступлениях последних делается на неизбежности использования генетической инженерии. С этим можно, на наш взгляд, согласиться, хотя не ясно что это – попытка сознательного манипулирования или результат вполне естественного и психологически легко объяснимого стремления убедить оппонента (да и самого себя). Скорее всего, имеет место и то, и другое. («Это - только вопрос времени.. Генетические инженеры готовятся сделать шаг, который долго было этическим Рубиконом... Как скоро мог, мы начнем проектировать своих детей? Необходимые части [мозаики] скоро встанут на место», – писал «Ньюсуик» еще в ноябре 1998 г. [Begley, 1998]. Журнал «Тайм» [Lemonick, 1999] тогда же предсказывал, что будущие родители смогут заказывать своих детей, как ныне заказывают автомобиль в автосалоне – с дополнительной установкой кондиционера и хромированных колес).

Если масс-медиа служат индикатором спонтанных или индуцированных изменений в наиболее лабильном, поверхностном слое массового сознания, то осмысление HI-HUME технологий,так называемой поп-культурой и тем более классическим искусством может служить инструментом исследования глубинных процессов менталитета современной цивилизации, конфликта или синергии его базисных принципов с новыми реалия человеческого бытия, создаваемыми информационным обществом [Nelkin, Lindee, 1996; Harmon, 2003; Anker, Nelkin, 2004; К вопросу,.. 2006]. В целом, ответ этих областей духовной культуры на интеграцию информационных и биотехнологий технологий в жизнь общества также неоднозначный – от фанатической поддержки до столь же безоглядного неприятия[68].

Это противостояние уже не исчерпывается альтернативно окрашенными «образами грядущего» достигаемыми с помощью классических выразительных средств и приемов. Речь идет о влиянии HI-HUME технологий собственно на «методологию» создания таких образов. Внутри постмодернистского искусства сформировалось направление («критическое искусство»), пытающееся с помощью информационных технологий отобразить концептуально-образное «пересечение искусства, технологии, радикальной политики и критической теории». Его представителями созданы несколько web -сайтов, пародирующих наиболее спорных идей современной генной технологии: «Мездровая машина», «Общество репродуктивного анахронизма», «Культ Новой Евы», «Гентерра»[69]. Например, GenoChoice - web -узел, который пародийно воспроизводит евгеническое будущее, в котором родители могут проектировать своих собственных детей, посетителям которого предлагается «создать в интерактивном режиме Вашего собственного генетически здорового ребенка»[70].

Скандальную известность получил Стив Куртс (Steve Kurtz), доцент Университета в Буффало и, по совместительству, художник, арестованный в 2004 г на основании закона о борьбе с терроризмом за создание художественных произведений, элементами которых были бактерии и молекулы ДНК. Утилитарной целью этого шоу было попытка вызвать дискуссии в обществе по проблемам генетически модифицированных организмов[71].

«Трансгенное и трансгуманистическое (bio-art) искусство» принадлежит к так называемому направлению sci-art. Художники, считающие себя его представителями, рассматривают как «художественное действие» любую генетическую модификацию живого организма или даже молекулы ДНК. Примерами таких произведений служат «бактерии с записанными (?) в их геноме стихами и графическими изображениями (Джо Девис), бабочки с генетически измененными формами крыльев (Марта Ди Манизиш), переливающиеся всеми цветами радуги головастиками (Дмитрий Булатов)» [К вопросу,.. 2006], кролики, в мех которых светится зеленым светом, благодаря внедренным в их геном наследственным детерминантам, выделенным из ДНК медузы (Эдуардо Кац)[72] и т.д. и т.п. Живые организмы как произведение искусства а не технологии, к которым не применимы категориальные оппозиции «полезно–бесполезно, правильно–неправильно, опасно–безопасно» [К вопросу,.. 2006].

На наш взгляд подобного рода увлечения представляют (независимо от их собственно художественной ценности), серьезный предмет культурологического анализа, будучи симптомом эрозионных процессов внутри культурной традиции техногенной цивилизации. Эти процессы могут оказаться формалистическим увлечением, а могут быть предвестниками самого глубокого коэволюционного кризиса в отношениях культуры и технологии.

В ближайшей исторической перспективе возможно, очевидно, движение социума из первоначального, неустойчивого равновесия политических сил к конечному относительно стабильному состоянию, определяемому как равновесие двух пар культурно-психологических установок-аттракторов – свобода–справедливость и индивидуализм–коммунитаризм (коллективизм) [Hayes,2007]:

1. индивидуалистические социальные ценности вместе с торжеством идеологии свободного рынка обуславливают переход техногенной цивилизации от господства гуманистического мировоззрения к «послечеловеческому будущему», основой которого является вера, что возникшие естественным путем объекты, в том числе, человек, являются ущербными и подлежат замене и рациональному «усовершенствованию». Отдаленная перспектива – утрата человеком культурной и социальной идентичности, необратимая трансформация биосоциальной природы разумной жизни и ее носителя, распад человечества на несколько биологических видов;

2. реакция против использования новых генетических технологий применительно к человеку и использования индивидуальной генетической информации в целях контроля личной жизни и дискриминации приводит к сворачиванию и правовому запрету соответствующих сфер научных исследований и бизнеса. Отдаленная перспектива – коллапс техногенной цивилизации, «новое Средневековье»;

3. комбинация приоритета локальных этнокультурных ценностей в условиях обострения межэтнических и цивилизационных конфликтов и широкого использования генетических технологий приводит к общему росту международной напряженности. Отдаленная перспектива – создание этногенетического оружия, гибель цивилизации в результате его применения;

4. переформатирование либерально-демократических культурных норм и общественных институтов, обеспечивающих соблюдение фундаментальных принципов политического равноправия, социальной справедливости и единства человечества в новой технокультурной среде.

В последнем случае минимально необходимое ядро режима регулирования развития и использования новых генетических технологий применительно к человеку[73], которое соответствовало бы современной либерально-демократической доктрине центристского толка включает три юридических принципа:

Þмораторий репродуктивного клонирования человека (клонимрования человеческих существ);

Þмораторий генетических модификаций половых клеток человека;

ÞЭффективное избирательное регулирование использования генных технологий в отношении человека.

Эти принципы должны в рамках этой концепции быть основой правовой системы как национального, так и глобально-международного уровней. Только в этом случае можно будет избежать так называемого «евгенического туризма», зачатки которого уже сформировались в настоящее время (например, в области исследований по репродуктивному клонированию человека).

[Health and Human Rights,.. 2001; Annas, Andrews., Isas, 2002ї

Законодательный запрет на клонирование человека принят в 9 штптах США – Айове, Арканзасе, Виргинии, Северной и Южной Дакоте, Калифорнии, Мичигане, Нью Джерси, Род Айленде. Еще в нескольких штатах аналогичные законопроекты находятся на стадии рассмотрения. Запрет распространяется либо только на репродуктивное клонирование, либо на любые пазновидности этой технологии, ограничивается и проведение научных исследований.Максимальные наказания предусмотрены в Мичигане – тюремное заключение на срок до 10 лет и штраф в 10 млн долл.

Несколько штатов прияли законы, регулирующие проведение исследований на клетках человеческих эмбрионов, содержащие статьи, запрещающие создание генетически модифицированных человеских существ.

На федеральном уровне законодательство, запрещающее клонирование человека в США отсутствует 9в отличие от ряда других стран). Несколько попыток принятия подобных законодательных актов закончилось провалом. Одной из причин являлось счильнейшее сопротивление со стороны лобби биотехнологичеких компаний. Кроме этого, вопрос о клонировании оказался связанным с борьбой движений за и против легализации абортов, которая, в свою очередь, перекрещивается с проблемами дискриминации женщин и также достаточно болезненной проблемой «защиты права эмбрионов на жизнь». Принятый тогдашним Президентом США Биллом Клинтоном в 1998 г. мораторий на финансирование исследований в этой области распространялся только на государственные программы и не касался частного бизнеса[Increasingly Dangerous Polarization,.. 2002; Grady, 2004].

Полномочиями по ограничению генетических ииследований в США обладают Администрацияпо контролю продуктов питания и лекарственных препаратов (Food and Drug Administration FDA) и Консультивный Комитет по Рекомбинантной ДНК (Recombinant DNA Advisory Committee, RAC). По мнению некоторых представителей либеральной идеологии (к их числу прин6вдлежат и сотрудники Центра «Генетика и Общество»), их полномочия ограничены, поскольку ни одно из этих учреждений «не может выступать с инициативой запрещения какой-либо конкретной технологии», а лишь следят за соответствием поступающих на рынок продуктам и лекарственных препаратам требованиям безопасности и полезности.

К 2005 г. по подсчетам аналитиков Центра «Генетика и общество» около 50 стран начали разработку правовой системы, регулирующей (и ограничивающей) использование генно-репродуктивных технологий (прежде всего, клонирования – 46 стран, но не только) в отношении человеческих существ. Еще в 1998 г. Дополнительным Протоколом к принятой Советом Европы Конвенции «О правах человека и биомедицине»был наложен запрет на любое использование современных технологий для «создания человеческого чущества, генетически идентичного другому человеческому существу, живому или мертвому». Статья 13 Конвенции разрешает модификацию человеческого генома только для диагностики и лечения и при условии, что ее целью не будет внедрение новых наследственных признаков. Клонирование в медицинских целях, в отличие от этого, не преследуется во многих странах Евросоюза и за его пределами. (Исключение составляют, например, Франция, Германия и Канада).

Государственное регулирование научных исследований и использования генно-репродуктивных технологий в большинстве Западно-Европейских стран осуществляется путем лицензирования соответствующих видов деятельности, связанные с манипуляцией человеческими эмбрионами и половыми клетками. Уже цитировавшаяся Конвенция «О правах человека и биомедицине»[74] запрещает любые формы дискриминации, основанной на данных генодиагностики (ст. 11); требует проведения генетических тестов исключительно в научно-исследовательских или медицинских целях (ст. 12); запрещает использование тестов для селекции эмбрионов по полу, за исключением необходимости предотвращения наследственных патологий, сцепленных с полом.

В 1997 г. ЮНЕСКО приняло подписанную представителями 186 стран Всеобщую декларацию «Геном человека и права человека[75]», провозгласившую человеческий геном достоянием человечества, клонирование человеческого организма и генетические модификации половых клеток человека «противоречащим человеческому достоинству» (ст.ст. 11, 24).

Аналогичную позицию Занимает и Всемирная Организация Здравоохранения, которая высказывается в поддержку развития методов медицинского клонирования, но за запрет репродуктивного клонирования человека [WHO report sanctions genetic enhancement and inheritable genetic modification // Genetic Crossroads. 2002. Bull. 21]

В более поздних документах ЮНЕСКО[76] (начиная с 2001 г.) биоэтика рассматривается в качестве «универсального инструмента» решения социальных проблем биотехнологий

Актуализация одного из этих сценариев зависит от адаптивной пластичности общества, его способности приспосабливаться к новым реалиям и одновременно – социальной культурной стабильности, не допускающих разрыв социокультурной преемственности (социального наследования). При этом чтобы деструктивные изменения стали глобальными и необратимыми они не обязательно сразу же наблюдаться повсеместно. Они могут начаться как локальный геополитический процесс, затрагивающий отдельную страну или регион, который в дальнейшем распространяется по типу «цугцванга» и автокатализа на остальную часть цивилизации. Две Мировые войны тому свидетельство. С другой стороны возможность четвертого, наиболее оптимального с точки зрения системы общечеловеческих ценностей сегодняшнего дня не выглядит как чистая утопия, хотя бы потому, что эмпирический опыт решения подобного рода задач уже имеется.

Итак, генетика и генные технологии оказывают все расширяющееся воздействие на жизнь современного общества, усложняет процесс социальной дифференциации (по горизонтали – на параллельно существующие социальные общности) и стратификации (по вертикали – путем формирования иерархических структур управления), ее понятийно-категориальный аппарат, проникнув в качестве символов-метафор в ментальные структуры, меняя мотивировку и модусы поведения в социокультурной среде. Многомерность и дифференцированность выраженного гражданского общества, наличие в нем сложной системы позитивных и негативных связей между имеющими альтернативные убеждения и интересы социальными группами обеспечивает ему определенную стабильность, в том числе – биополитическую.

Но есть особенности социума западного типа, которые способствуют актуализации и противоположной тенденции. Прежде всего, процесс становления и эволюции мировоззренческих и идеологических установок в интеллектуальной и экономической элите развитого гражданского общества (каковым и является США), по крайней мере, в отношении HI-HUME технологий более стабильный и в большей степени основан на понимании и сознательной оценке возможных перспектив их практического использования, чем в американском обществе в целом.

Эти наблюдение позволяет сделать еще несколько важных выводов:

· во-первых, большинство населения не имеют достаточного уровня знаний и/или адекватной информации, чтобы сделать однозначный и мотивированный выбор;

· во-вторых, в силу этого поведение индивидуумов становится трудно предсказуемым и чувствительным к посторонним влияниям;

· в-третьих, общая стабильность направления развития гражданского общества может испытывать значительные колебания и определяется, в частности, степенью политической однородности внутри правящей и интеллектуальной элиты, которая обладает достаточными рычагами воздействия на общественное мнение, чтобы корректировать эволюцию общественного мнения в желательном для нее (элиты) направлении.

В переходном типе общества (к каковому относятся и страны постсоветского геополитического пространства) значение факторов стабилизации–дестабилизации социального наследования многократно возрастает в силу следующих обстоятельств:

1. значительные размеры теневого сектора экономики, представляющего естественное укрытие для нелегитимного использования HI-HUME технологий;

2. состояние футурошока и футорофобии, испытываемого значительной частью общества, что обуславливает иррационально негативистское восприятие этих технологий;

3. низкий уровень информированности и, одновременно, доверия населения к политической и интеллектуальной элите, что в результате усиливает потенциал разнообразных техник политического и идеологического манипулирования;

4. массированный экспорт технологий, исключающий спонтанную культурную адаптацию общества к побочным последствиям их интеграции в жизнь общества;

5. иллюзия второстепенности социальных проблем HI-HUME технологий в условиях социополитической и экономической нестабильности, вызванной другими причинами, ставшая одной из базисных особенностей сознания политической элиты постсоветского геополитического пространства;

6. недостаточность экономических и интеллектуальных ресурсов для самостоятельной организационно-политической и правовой проработки, а также технического и методологического встающих в этой области проблем, в силу чего импорт технологий усугубляется импортом идеологии их внедрения и контроля.

Все это в сумме создает предпосылки ситуации, когда рационалистическая проработка биополитики современных постсоветских государств становится необходимой, как с точки зрения их собственных перспектив, так и в глобально-цивилизационном аспектах.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: