Кейс1. Правила экономии движений

Вопросы контрольной работы

 

Учебным планом по дисциплине «Менеджмент» предусмотрена контрольная работа. Цель контрольной работы – выявить, в какой степени студентом освоен учебный материал, насколько он ориентируется в положениях дисциплины.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, необходимо внимательно изучить соответствующую учебную литературу.

Контрольная работа выполняется по одному из вариантов (последняя цифра шифра студента определяет номер варианта; если последняя цифра равна 0, то это соответствует варианту 10).

Контрольная работа включает 4 теоретических вопроса и одно практическое задание (кейс). Распределение заданий по вариантам приведено в таблице 1.

Таблица 1 – Распределение заданий по вариантам

 

 

Вариант

Теоретические вопросы

Кейс
1 1 11 21 31 1
2 2 12 22 32 2
3 3 13 23 33 3
4 4 14 24 34 4
5 5 15 25 35 5
6 6 16 26 36 6
7 7 17 27 37 7
8 8 18 28 38 8
9 9 19 29 39 9
10 10 20 30 40 10

 

Контрольную работу предоставить в электронном виде!



Теоретические вопросы для контрольной работы

Ответ на каждый вопрос не должен превышать 3-4 страниц.

1. Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий.

2. Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства.

3. Менеджмент как наука и искусство, как человеческий фактор, специальность и система.

4. Современные подходы в менеджменте: процессный, системный, ситуационный, их сущность и основные отличия.

5. Особенности американской и японской системы менеджера.

6. Проблемы менеджера в условиях переходной экономики России.

7. Понятие структуры управления и организационной структуры организации. Основные принципы построения организационной структуры.

8. Внутренние элементы организации: цели, задачи, структура, технология.

9. Люди (кадры) как внутренний элемент организации. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение людей и успешность деятельности организации.

10. Факторы внешней среды прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, государственные органы.

11. Фактор внешней среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические, международные события, научно-технический прогресс.

12. Общие функции управления: планирование и прогнозирование; организация, координация и регулирование, мотивация, контроль.

13. Роль планирования в организации. Виды планов. Основные стадии планирования.

14. Понятие стратегии и стратегического планирования (основные этапы).

15. Анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон организации как этапы стратегического планирования.

16. Анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии, оценка стратегии как этапы стратегического планирования.,

17. Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы.

18. Понятие потребностей. Первичные и вторичные потребности.

19. Понятие мотивации, её роль в повышении эффективности деятельности организации. Первоначальная концепция мотивации.

20. Содержательные теории мотивации Абрахама Маслоу, Д. МакКлелланда, Ф. Герцберга.

21. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости.

22. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования.

23. Понятие методов управления. Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.

24. Планирование и организация работы менеджера. Техника личной работы менеджера.

25. Понятие общения и коммуникации. Условия эффективной коммуникации.

26. Информация и её виды. Роль информации в менеджменте.

27. Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрёстный, скрытый.

28. Функции и назначение управленческого общения.

29. Основные этапы делового общения.

30. Техника телефонных переговоров.

31. Понятие управленческого решения. Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям.

32. Понятие управленческого контроля. Виды контроля.

33. Этапы проведения управленческого контроля. Основные правила контроля.

34. Понятие и классификация конфликтов. Основные причины возникновения конфликтов.

35. Понятие стресса, причины стрессов. Методы снятия стресса.

36. Понятие власти. Виды власти.

37. Понятие стиля руководства в управлении. Виды стилей руководства.

38. Имидж менеджера

39. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации. Факторы, определяющие формирование нормального социально-психологического климата в коллективе.

40. Основные индивидуально-психологические особенности личности: направленность личности, темперамента и т. д.

 



Практические задания для контрольной работы

Метод кейсов (cuse-study) представляет собой изучение, анализ и принятие решений по реальным жизненным ситуациям, которые возникли в конкретной организации в тот или иной момент времени.

При решении кейса необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, ответить на поставленные после кейса вопросы, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. При этом важно понимать: проблема, описываемая в кейсе, не имеет однозначного решения. Оцениваться будет умение правильно аргументировать и отстаивать свою позицию, применять теоретические знания на практике. 

Кейс1. Правила экономии движений

«Отец научного менеджмента» Фредерик Тейлор начинал свою карьеру простым рабочим. В процессе работы он заметил, что для разных видов деятельности опытные рабочие используют разные системы операций. Уже тогда Тейлор заинтересовался этим явлением и позже тщательно исследовал движения рабочих. Именно оптимизация рабочих движений и использование усовершенствованных инструментов позволили Тейлору резко поднять производительность труда на своём предприятии. Ральф У. Берис, переработав первоначальные «Правила человеческих движений» Гилбрета, предложил следующие принципы экономичности движений.

1. Работа должна равномерно распределяться между обеими руками так, чтобы они начинали и заканчивали свою работу одновременно.

2. За исключением периодов отдыха, обе руки не должны бездействовать в одно и то же время.

3. Движения рук должны быть симметричными, но в противоположных направлениях.

4. Надо применять наиболее простые формы движения рук и тела.

5. Следует максимально использовать механический момент, образуемый движениями тела.

6. Ровные и плавные движения вызывают меньшую усталость. Их следует предпочитать отрывистым движениям с частыми остановками и изменениями направления движения.

7. Баллистические движения легче, быстрее и точнее, чем сдержанные или контролируемые. Пример баллистического движения – удар клюшкой гольфа или забивание гвоздя; пример контролируемого – процесс писания (мускулы большого и других пальцев противопоставлены друг другу).

8. Работа должна быть налажена так, чтобы обеспечивался лёгкий и естественный ритм движения. Инструменты должны быть расположены в пределах естественной досягаемости, то есть так, чтобы работа осуществлялась с помощью наименее сложных движений.

9. Должно быть надлежащее освещение.

10. Высота рабочего места и сиденья должна позволить рабочему принять удобную позу и дать ему возможность стоять или сидеть по желанию.

11. Не следует делать руками то, что может быть сделано с помощью зажимов или приспособлений, приводимых в движение ногой.

12. Там, где возможно, следует использовать сочетание двух или более инструментов.

Вопросы для работы с кейсом

1. Как вы относитесь к такому тщательному контролю и регламенту движений рабочего? Не может ли это быть в некоторых случаях причиной демотивации работника?

2. К какому типу движений –баллистическому или контролируемому –относятся: кладка кирпича, копание лопатой, перенос тяжестей, перевозка гружёной тачки?

3. В каком порядке (пределе досягаемости) на столе учёного должны быть расположены писчая бумага для заметок, авторучка, книги, ножницы, клей, настольная лампа?

4. Какие движения рабочего следует называть естественными: руки двигаются в разных направлениях; руки двигаются в одном направлении с разной скоростью; противоположное и симметричное движение?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: