Теория социального конфликта

В современной социологии соответствующая ориентация нашла выражение в социально – конфликтном движении, мотивация которого определяется стремлением к созданию «большой», всеобъемлющей и унифицирующей доктрине, способной занять командные высоты в теоретической мысли. Например, Т.Парсонс, по оценке Дж.Александера, стремился в социологии интегрировать культурный и структурный элементы, индивидуальную и коллективную силы. «Усилия Т.Парсонса были направлены на прекращение «войны между школами» современной социальной науки. Он предложил заменить старые, противоречивые направления, действия и порядки новым синтезом, в котором каждый из старых аспектов был бы включен в более широкие и концептуально целостные рамки». Вместе с тем эта попытка оказалась нереализованной, в частности, потому что Т.Парсонс стремился обеспечить преимущество для того или иного элемента предполагаемого синтеза вместо их реального снятия. Несмотря на это теория социального конфликта Т.Парсонса долгое время занимала господствующие позиции в мировой социологической мысли, а ее массированная критика явилась одним из проявлений кризиса социологии.

Феномен конфликта рассматривается обычно в системе субъектно- объектного гносеологического отношения. Предметная теория, рефлексирующая объект исследования, в свою очередь становится предметом рефлексии более высокого уровня. Частные теории могут агрегироваться и обобщаться в теориях более высокого порядка, которые по отношению к нижележащим уровням и выполняют функцию­ социального конфликта.

Наряду с процессами вертикальной рефлексии в социальных системах разворачиваются и процессы социального конфликта Для их теоретического выделения модель исследовательской деятельности как субъектно-объектного отношения должна быть конкретизирована и развита в модель субъектно-субъектного отношения (первоначально объект может быть интерпретирован как контрсубъект). В системе развивающего социального взаимодействия обмен деятельностью может быть зафиксирован как на практическом, так и на духовном уровнях - обмен информацией, теориями и др.

Взаимовключение метапарадигм, возникающее вследствие устойчивых длительных коммуникаций, приводит их к содержательному сближению. При ближайшем рассмотрении видимый антагонизм доктрин оборачивается их существенным сходством. Не вдаваясь в историю коммуникаций обратим внимание на концептуальную близость теории подсистем социального конфликта Т.Парсонса и марксистско-ленинскую теории сфер общественной жизни. На мой взгляд, именно поэтому советские и российские социологи до сих пор не усматривают в столь популярной на Западе теории Т.Парсонса какой-либо значимый для них эвристический потенциал.

Теория социального конфликта является общей, сквозной для многих направлений общей и отраслевой социологии. Но она до сих пор воспринималась по преимуществу как периферийная тема, как частный факт истории персональных социологий. Даже в тех случаях, когда понятие социального конфликта выдвигалось на первый план, в силу отсутствия развернутой и проработанной системы категорий, его онтологическая роль была не ясна. В этой связи следует обратить внимание на проведенный В.Д.Ушаковым теоретико-методологический анализ представлений и концепций социального взаимодействия в наиболее известных социологических теориях разной методологической и предметной ориентации (М.Вебера, Т.Парсонса, Г.Зиммеля, П.Сорокина, представителей символического интеракционизма).

 

Заключение

 Структуру и характер научного содержания современной социологии невозможно понять без учета того, что помимо дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности в социологии существуют различия между принципиальными теоретическими подходами, определяющими стратегию и направляющими ход исследования, то есть дающими ответы на вопросы что, как и зачем исследуется.

Таким образом, проведя систематизацию теоретических моделей, можно представить как порядок разграничения сфер компетенции различных теорий, которые сосуществуют на основе принципа взаимодополнительности. Каждая теория позволяет лучше, чем другие теории, ответить на ряд определенных вопросов. Однако исследовать социальные явления всесторонне, наиболее полным образом можно, если используются различные подходы. Тем самым осуществляется рефлексия внутри социологии и снижается вероятность принятия тенденциозных результатов в качестве абсолютно, истинных. Необходимость исследовать все возможные аспекты социальных явлений привела к возникновению сложной структуры современной социологии.

 

 

Список используемой литературы

1. Кравченко А. И. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов.-М.: Академия, 1997 г.

2. Социология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартова, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; под ред. проф. В.Н. Лавренко. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

3. Фролов С.С. Социология. Учеб. пособие для вузов. – М.: Логос, 2003.

4. Социология. Курс лекций. Учебное пособиеУЮ.Г. Волков (и др.) Изд. 2е. Ростов Н/Д, Феникс, 2006.

5. Радугин А.А., Радугин.К.А..Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: