Сформулируем экономико-математическую модель задачи

Введем следующие обозначения: х1 – объем вложений в объект А; x2 – объем вложений в объект B; x3 – объем вложений в объект C; х4 – объем вложений в объект O.

Прибыль от вложения в объект А составляет 1,06х1, в объект B составляет 1,08х2, в объект C составляет 1,1х3, в объект O составляет 1,09х4, т.е. необходимо максимизировать целевую функцию

f(x) = 1,06´ х1 +1,08´ х2 +1,1´ х3 +1,09´ х4  -> max.

Ограничения задачи имеют вид:

1,06´ х1 +1,08´ х2 +1,1´ х3 +1,09´ х4=100000

                                  х1 + х2 ³50000                 

                         х3 ³ 25000                

                    х4 £ 20000               

            х1 ³ 30000                

1.Обозначим через Х12, Х3, Х4   количество вложений в каждый объект.В нашей задаче оптимальные значения вектора Х =(Х12, Х3, Х4) будут помещены в ячейках A2:B4, оптимальное значение целевой функции в ячейке E3.

2. Вводим исходные данные (рис.1)

Рис.1 Исходные данные задачи

 

3. Введем зависимость для целевой функции

     •   Курсор в ячейку «E3».

• Курсор на кнопку «Мастер функций», расположенную на панели инструментов.

    •    М1. На экране появляется диалоговое окно «Мастер функций шаг 1 из 2»

 •   Курсор в окно «Категория» накатегорию «Математические».

 •   Курсор в окно «Функции» на «СУММПРОИЗВ»..

   

На экране появляется диалоговое окно «СУММПРОИЗВ» (рис.2)

 

Рис.2 Диалоговое окно «СУММПРОИЗВ»

 

•  В строку «Массив 1» вводим А2:D2

•    В строку «Массив 2» вводим А3:D3.

 Массив 1 будет использоваться при вводе зависимостей для ограничений, поэтому на этот массив надо сделать абсолютную ссылку.

4. Введем зависимости для ограничений.

•    Курсор в ячейку «E3» (см. Рис.3).

•  На панели инструментов кнопка «Копировать в буфер».

•    Курсор в ячейку «E4».

•  На панели инструментов кнопка «Вставить из буфера».

•  Курсор в ячейку «E5».

•    На панели инструментов кнопка «Вставить из буфера».

•    Курсор в ячейку «E6».

•     На панели инструментов кнопка «Вставить из буфера».

•     Курсор в ячейку «E7».

•     На панели инструментов кнопка «Вставить из буфера».

•     Курсор в ячейку «E8».

•     На панели инструментов кнопка «Вставить из буфера».

Рис.3 Ввод зависимостей для ограничений

 

 

В строке «Меню» указатель мышки на имя «Сервис». В развернутом меню команда «Поиск решения». Появляется диалоговое окно «Поиск решения» (см. Рис.4).

 

Рис.4 Диалоговое окно « Поиск решения»

 

5. Назначаем целевую функцию (устанавливаем целевую ячейку), указываем адреса изменяемых ячеек.

Курсор в строку «Установить целевую ячейку».

Вводим адрес ячейки «$E$3».

Введем направление целевой «Максимальному значению».

Курсор в строку «Изменяя ячейки».

Вводим адреса искомых переменных А$2:D$2.

6. Введем ограничения

Указатель мышки на кнопку «Добавить. Появляется диалоговое окно «Добавление ограничения »

В строке «Ссылка на ячейку» вводим адрес $E$4.

Вводим знак ограничения ³.

В строке «Ограничение» вводим адрес $F$4 (рис. 9)..

Указатель мышки на кнопку «Добавить». На экране вновь диалоговое окно «Добавление ограничения ».

Вводим остальные ограничения задачи, по выше описанному алгоритму

После введения последнего ограничения кнопка «ОК».

На экране появляется диалоговое окно «Поиск решения» с введенными условиями (см. Рис.5).

 

Рис.5 Диалоговое окно « Поиск решения» с введенными условиями

 

7. Введем параметры для решения ЗЛП.

В диалоговом окне указатель мышки на кнопку «Параметры». На экране появляется диалоговое окно «Параметры поиска решения» (Рис. 6).

Рис.6 Диалоговое окно «Параметры поиска решения»

Устанавливаем флажки в окнах «Линейная модель» и «Неотрицательные значения».

Указатель мышки на кнопку «ОК». На экране диалоговое окно «Поиск решения».

Указатель мышки на кнопку «Выполнить».

Появится диалоговое окно «Результаты поиска решения» (см. Рис.7)иисходная таблица с заполненными ячейками А3:D3 для значений Хi и ячейка E3 с максимальным значением целевой функции.

 

Рис.7 Диалоговое окно «Результаты поиска решения»

В результате решения задачи получили ответ:

Х1 = 30000          - необходимо вложить в объект А,

Х2 = 20000          - необходимо вложить в объект B,

Х3 = 50000          - необходимо вложить в объект C,

Х4 =  0                   - необходимо вложить в объект O,

F(x) = 108400   чтобы получить максимальную прибыль.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева И.В. Сборник задач и упражнений по курсу «Информатика». – Обнинск: Обнинский институт атомной энергетики, 1996г.

2. Брукшир Дж. Введение в компьютерные науки. Общий обзор, 6-е издание: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2001г.

3. Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. СПб: Питер. - 1997г.

4. Денисов А.В, Вихарев И.П, Белов А.А. Самоучитель Интернет. – Спб: Питер, 2001г. - 461 с.

5. Ежемесячный компьютерный журнал CompUnity № 9 за 1996 год.

6. Журнал «Мир Internet» - 2004г - №№1-5.

7. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере./ Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2000г.

8. Косарев В.П. Компьютерные системы и сети, 2000г.

9.  Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Современный самоучитель работы в сети Интернет. М.: Триумф, 1997г.

10. Материалы журнала «BYTE/Россия» http://www.bytemag.ru/

11. Медведовский И.Д. Локальные и глобальные сети. - СПб: «Мир и семья-95», 1997г.

12. Мизин И.А., Богатырев В.А.,Кулешов А.П. Сети, коммуникации пакетов/Под ред.В.С.Семенихина-М: Радиосвязь,1986г.

13. Могилев А.В. и др. Информатика. – М., 1999г. – 816 с.

14. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети (принципы, технологии, протоколы), 2005г.

15. Основы современных компьютерных технологий: Учебное пособие/под. ред. Хомоненко. – СПб: КОРОНА, 1998г.

16. Пайк М. Internet в подлиннике: Пер. с англ.-СПб.:BHV-Санкт-Петербург,1996г.

17. Поспелов Д.А.. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих. – М.: Педагогика-Пресс, 1994г. – 352 с.

18. Семьянов П.В. Глобальная сеть Интернет. - М.: Магистр, 2003г.

19. Симонович С. В., Евсеев Г.А., Практическая информатика, Учебное пособие. М.: АСТпресс, 1999г

20. Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-Mail, FTP, WWW и HTML. М.: Диалог-МИФИ, 1996г.

21.  Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. – М.: АБВ, 1997г.

22. Экономическая информатика. – СПб.: Питер, 1997г. – 592 с.

24.      Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы: Справочная книга.- М.: Финансы и статистика, 1996г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь терминов

Английские термины.

Archie – архив, система для определения местонахождения файлов в публичных архивах сети Internet.

ARP (Address Resolution Protocol) - протокол определения адреса, преобразует адрес компьютера в сети Internet в его физический адрес.

ARPA (Advanced Research Projects Agency) - бюро проектов передовых исследований министерства обороны США.

ARPANET - экспериментальная сеть, работавшая в семидесятые годы, на которой проверялись теоретическая база и программное обеспечение, положенные в основу Internet. В настоящее время не существует.

Bps (bit per second) -бит в секунду. Единица измерения пропускной способности линии связи. Пропускная способность линии связи определяется количеством информации, передаваемой по линии за единицу времени.

Cisco - маршрутизатор, разработанный фирмой Cisco-Systems.

DNS (Domain Name System) - доменная система имен. распределенная система баз данных для перевода имен компьютеров в сети Internet в их IP-адреса.

Ethernet - тип локальной сети. Хороша разнообразием типов проводов для соединений, обеспечивающих пропускные способности от 2 до 10 миллионов bps (2-10 Mbps). Довольно часто компьютеры, использующие протоколы TCP/IP, через Ethernet подсоединяются к Internet.

FTP (File Transfer Protocol)

1)протокол передачи файлов.

2)протокол, определяющий правила пересылки файлов с одного компьютера на другой.

3)прикладная программа, обеспечивающая пересылку файлов согласно этому протоколу.

FAQ (Frequently Asked Questions) - часто задаваемые вопросы. Раздел публичных архивов сети Internet в котором хранится информация для "начинающих" пользователей сетевой инфраструктуры.

Gopher - интерактивная оболочка для поиска, присоединения и использования ресурсов и возможностей Internet. Интерфейс с пользователем осуществлен через систему меню.

HTML (Hypertext Markup Language)- язык для написания гипертекстовых документов. Основная особенность - наличие гипертекстовых связей между документами находящимися в различных архивах сети; благодаря этим связям можно непосредственно во время просмотра одного документа переходить к другим документам.

Internet – 1)глобальная компьютерная сеть.2)технология сетевого взаимодействия между компьютерами разных типов.

IP (Internet Protocol) - протокол межсетевого взаимодействия, самый важный из протоколов сети Internet, обеспечивает маршрутизацию пакетов в сети.

IР-адрес - уникальный 32-битный адрес каждого компьютера в сети Internet.

Iptunnel - одна из прикладных программ сети Internet. Дает возможность доступа к серверу ЛВС NetWare с которым нет непосредственной связи по ЛВС, а имеется лишь связь по сети Internet.

Lpr - сетевая печать. Команда отправки файла на печать на удаленном принтере.

Lpq - сетевая печать. Показывает файлы стоящие в очереди на печать.

NetBlazer -маршрутизатор, разработанный фирмой Telebit.

NetWare - сетевая операционная система, разработанная фирмой Novell; позволяет строить ЛВС основанную на принципе взаимодействия клиент-сервер. Взаимодействие между сервером и клиентом в ЛВС NetWare производится на основе собственных протоколов (IPX), тем не менее протоколы TCP/IP также поддерживаются.

NFS (Network File System) - распределенная файловая система. Предоставляет возможность использования файловой системы удаленного компьютера в качестве дополнительного НЖМД.

NNTP (Net News Transfer Protocol) - протокол передачи сетевых новостей. Обеспечивает получение сетевых новостей и электронных досок объявлений сети и возможность помещения информации на доски объявлений сети.

Ping - утилита проверка связи с удаленной ЭВМ.

POP (Post Office Protocol) - протокол "почтовый офис". Используется для обмена почтой между хостом и абонентами. Особенность протокола - обмен почтовыми сообщениями по запросу от абонента.

PPP (Point to Point Protocol) - протокол канального уровня позволяющий использовать для выхода в Internet обычные модемные линии. Относительно новый протокол, является аналогом SLIP.

RAM (Random Acsess Memory) - оперативная память.

RFC (Requests For Comments) - запросы комментариев. Раздел публичных архивов сети Internet в котором хранится информация о всех стандартных протоколах сети Internet.

Rexec (Remote Execution) - выполнение одной команды на удаленной UNIX-машине.

Rsh (Remote Shell) - удаленный доступ. Аналог Telnet, но работает только в том случае, если на удаленном компьютере стоит ОС UNIX.

SLIP (Serial Line Internet Protocol) - протокол канального уровня позволяющий использовать для выхода в Internet обычные модемные линии.

SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) - простой протокол передачи почты. Основная особенность протокола SMTP - обмен почтовыми сообщениями происходит не по запросу одного из хостов, а через определенное время (каждые 20 - 30 минут). Почта между хостами в Internet передается на основе протокола SMTP.

Talk - одна из прикладных программ сети Internet. Дает возможность открытия "разговора" с пользователем удаленной ЭВМ. При этом на экране одновременно печатается вводимый текст и ответ удаленного пользователя.

Telnet - удаленный доступ. Дает возможность абоненту работать на любой ЭВМ сети Internet как на своей собственной.

TCP\IP - под TCP\IP обычно понимается все множество протоколов поддерживаемых в сети Internet.

TCP (Transmission Control Protocol) - протокол контроля передачи информации в сети. TCP - протокол транспортного уровня, один из основных протоколов сети Internet. Отвечает за установление и поддержание виртуального канала (т.е. логического соединения), а также за безошибочную передачу информации по каналу.

UDP (User Datagram Protocol) - протокол транспортного уровня, в отличие от протокола TCP не обеспечивает безошибочной передачи пакета.

Unix - многозадачная операционная система, основная операционная среда в сети Internet. Имеет различные реализации: Unix-BSD, Unix-Ware, Unix-Interactive.

UUCP - протокол копирования информации с одного Unix-хоста на другой. UUCP - не входит в состав протоколов TCP/IP, но тем не менее все еще широко используется в сети Internet. На основе протокола UUCP построены многие системы обмена почтой, до сих пор используемые в сети.

VERONICA (Very Easy Rodent-Oriented Netwide Index to Computer Archives) - система поиска информации в публичных архивах сети Internet по ключевым словам.

WAIS (Wide Area Information Servers) - мощная система поиска информации в базах данных сети Internet по ключевым словам.

WWW (World Wide Web) - всемирная паутина. Система распределенных баз данных, обладающих гипертекстовыми связями между документами.

Whois - адресная книга сети Internet.

Webster - сетевая версия толкового словаря английского языка.

 

Русские термины.

Драйвер - загружаемая в оперативную память программа, управляющая обменом данными между прикладными процессами и внешними устройствами.

Гипертекст - документ, имеющий связи с другими документами через систему выделенных слов (ссылок). Гипертекст соединяет различные документы на основе заранее заданного набора слов. Например, когда в тексте встречается новое слово или понятие, система, работающая с гипертекстом, дает возможность перейти к другому документу, в котором это слово или понятие рассматривается более подробно.

ЛВС - локальная вычислительная сеть.

Маршрутизатор (router) - компьютер сети, занимающийся маршрутизацией пакетов в сети, то есть выбором кратчайшего маршрута следования пакетов по сети.

Модем - устройство преобразующее цифровые сигналы в аналоговую форму и обратно. Используется для передачи информации между компьютерами по аналоговым линиям связи.

НЖМД - накопители на жестком магнитном диске.

Протокол - совокупность правил и соглашений, регламентирующих формат и процедуру между двумя или несколькими независимыми устройствами или процессами. Стандартные протоколы позволяют связываться между собой компьютерам разных типов, работающим в разных операционных системах.

Ресурс - логическая или физическая часть системы, которая может быть выделена пользователю или процессу.

Сервер

1)программа для сетевого компьютера, позволяющая предоставить услуги одного компьютера другому компьютеру. Обслуживаемые компьютеры сообщаются с сервер-программой при помощи пользовательской программы (клиент-программы).

2)компьютер в сети, предоставляющий свои услуги другим, то есть выполняющий определенные функции по запросам других.

Узел - компьютер в сети, выполняющий основные сетевые функции (обслуживание сети, передача сообщений и т.п.).

Хост - сетевая рабочая машина; главная ЭВМ. Сетевой компьютер, который помимо сетевых функций (обслуживание сети, передача сообщений) выполняет пользовательские задания (программы, расчеты, вычисления).

Шлюз - станция связи с внешней или другой сетью. Может обеспечивать связь несовместимых сетей, а также взаимодействие несовместимых приложений в рамках одной сети.

Электронная почта - обмен почтовыми сообщениями с любым абонентом сети Internet.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow