Способы и принципы возмещения экологического вреда

 

Дисциплинарная ответственность – является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти поступки в силу их относительно меньшей вредности не могут быть квалифицированны как административные правонарушения или преступления.

Согласно трудового кодекса, ст 192 работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1. замечание

2. выговор

3. увольнение по соответствующим основаниям.

Дисциплинарная ответственность за экологические проступки может поступить, когда она предусматривается в нормативно правовых системах.

В трудовом кодексе, уставах, правилах внутреннего распорядка и иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, применяемых в организации. В них могут предусматриваться профессиональные экологические обязанности — чаще всего это относится к работникам очистных и иных природоохранных цехов и установок. Экологических служб предприятия, т.е. лицам, непосредственно связанным с использованием и охраной природных ресурсов. Однако к дисциплинарным проступкам можно отнести нарушение обеспечения рационального природопользования путем потребления и экономии воды, тепла, электричества, отходов производства, промышленного и бытового мусора, охраны зеленых насаждений.

Административная ответственность – административным проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Административная ответственность, порядок ее применения и исполнения постановлений предусматриваются в КоАП РСФСР (кодекс об административных правонарушений), вступивший в силу с 1 июля 2002 г. (п. 8.1-8.40)

В КоАП и иных законах предусмотрены следующие административные взыскания:

- предупреждение;

- штраф;

- возмездное изъятие либо конфискации предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения (ружья, рыболовные сети, туши убитого животного и т.д.);

- лишение специального права, предоставленного данному гражданину (право охоты, рыбной ловли и т.д.);

- приостановление или закрытие предприятия, отрицательно влияющего на окружающую среду.

В законе об охране окружающей среды предусматриваются экологические правонарушения, например:

- невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы;

- неподчинение предписаниям органов государственного надзора и контроля;

- превышение установленных нормативов ПДУ радиационного воздействия шума, вибрации, магнитных полей;

- незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью;

- производство и использование запрещенных химических веществ; Органами, которым предоставлено право налагать административные взыскания, являются органы государственного надзора и контроля в области ООС.

Гражданско-правовая ответственность. В условиях перехода к рыночным отношениям, развития, поощрения и охраны разнообразных форм собственности немаловажное значение приобретает гражданско-правовая (имущественная) ответственность. Она предусматривается в ст. 42 Конституции РФ: каждый имеет право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Гражданским законодательством предусматривается ряд правил выработанных еще в Древнем Риме и имеющих отношение к использованию и охране среды:

вред, причиненный личности, организации или имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом причинившим вред;

законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда;

причинивший вред освобождается от его возмещения если докажет, что вред причинен не по его вине; законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда;

вред причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом; в возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственных принципов общества;

опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность;

если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд в праве обязать ответчика помимо возмещения вреда приостановить или прекратить соответствующую деятельность;

суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда;

юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работниками здесь признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ;

хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива;

вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны ее субъекта казны муниципального образования;

юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего;

обязанность возмещения вреда возлагается в этом случае на юридическое или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности);

владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников третьим лицам (ст. 1064,1065,1069,1079 ГК РФ).

Уголовная ответственность. Согласно закону РФ об охране окружающей природной среды, должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, т.е. общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РФ.

Глава 26 УК РФ «Экологические правонарушения», в ней предусмотрено 17 составов общественно опасных деяний. Условно их можно классифицировать по нескольким группам.

1. преступления общего характера — против ООС (нарушение правил ООС при производстве работ, нарушение правил безопасности с экологически опасными веществами, отходами, микробиологическими агентами, токсинами и т.д.); (ст 246—248, 262)

2. посягательства на общественные отношения в области рационального природопользования (порча земель, нарушение правил охраны и использования недр и т.д. (ст. 254, 253)

3. охрана водных отношений (загрязнение вод, морской среды и т.д.) (ст. 250, 252)

4. защита растительного мира (флоры) (незаконная порубка деревьев, кустарников, уничтожение лесов, нарушение правил для борьбы с вредителями растений, незаконная добыча водных растений) (ст. 249, 256, 260, 261)

В данных статьях прописаны меры ответственности за экологические правонарушения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: