Организационную основу для исполнения индивидуальных, групповых и общегосударственных внешнеэкономических интересов составляют прежде всего органы трех ветвей власти. В обязанности государства при регулировании ВЭД входит выполнение внутренних и внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом:
Хозяйственно-организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, могущих быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок.
Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности.
Защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.
В состав внешних функций входят следующие позиции:
Установление торгово-экономических отношений с зарубежными странами.
Защита государственной границы, включая организацию таможенной системы.
Создание и применение мер для защиты внутреннего рынка при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
|
|
Участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД.
Государство, при осуществлении своей регулирующей роли, должно соблюдать установленные международные правила поведения в этой области. Эти правила носят наднациональный характер и являются право устанавливающими для всех государств, при условии их присоединения к выполнению данных правил, согласно их внутренним законодательствам. Российская Федерация представляет собой многоуровневое образование, состоящее из собственно Российской Федерации, и субъектов Федерации, включая муниципальные образования, входящие в состав Российской Федерации. При этом законодательный приоритет в реализации внешнеторговых отношений принадлежит Российской Федерации. Приоритет государства в регулировании внешнеэкономических отношений определяется 71 статьей Конституции, которая гласит, что "В ведении Российской Федерации находятся внешнеэкономические отношения Российской Федерации", а также Законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 года (ФЗ- № 157). Конституция Российской Федерации, исходя из принципа равенства всех субъектов Федерации при осуществлении внутренней и внешней функции, определяет границы действия как самого субъекта так и Российской Федерации как единого государства. Это вытекает из того, что государство, осуществляя полномочия в регулировании ВЭД, обладает внутренним суверенитетом, который не может быть делим. Распространяя свой суверенитет на всю территорию страны, государство определило и законодательно закрепило факт совместной реализации своей внешней и внутренней функции между им самим и субъектами Российской Федерации. Ст. 72 Конституции Российской Федерации говорит о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится;координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.. Сферы сотрудничества между федеральными и региональными властями должны постоянно расширяться. Уже сегодня наметились следующие направления взаимодействия: координация ВЭС субъектов РФ (в лице местных администраций, с одной стороны, федеральных парламентских и исполнительных органов власти - с другой); выполнение международных договоров России в области торгово-экономического сотрудничества (прежде всего для обеспечения их реализации на региональном уровне); информационное и консультационное обеспечение ВЭД. В основу региональной системы внешнеэкономической информации необходимо положить банк данных российской системы <ИнформВЭС>, однако дополнительно она должна содержать более подробные сведения о рынках основных стран-партнеров конкретных регионов; получение кредитов и ссуд под гарантии субъектов РФ, их использование и пополнение. Значительную поддержку местным властям в этих вопросах должны оказать Российский банк реконструкции и развития (РБРР) и Экспортно-импортный банк (ЭИБ); привлечение и определение порядка инвестирования зарубежных средств. Причем здесь оправдан дифференцированный подход к привлечению иностранного капитала в разные регионы России в связи с их различными условиями.
|
|
Можно выделить три типа регионов:
агропромышленные и трудоизбыточные районы (Северный Кавказ, Ставропольский, Краснодарский края, Ростовская область);
добывающие (Тюменская область, Якутия и др.);
урбанизированные промышленные (Центр, Урал, Юг Сибири, Дальний Восток).
Для агропромышленных и трудоизбыточных регионов представляется подходящей политика стимулирования иностранных инвестиций, включающая предоставление местных налоговых льгот, кредитов для создания рабочих мест и стимулирования предпринимательской деятельности.
В добывающих регионах следовало бы также создавать благоприятный режим для иностранных инвестиций, в том числе за счет частичного освобождения их от местных налогов, использования амортизации и других экономических стимулов.
В урбанизированных регионах с их мощным научно-техническим потенциалом требуется поддержка государством конверсии и структурной перестройки, для чего понадобятся централизованные капитальные вложения. Здесь, по-видимому, следует создать благоприятный режим для иностранного капитала с целью привлечения его в ускоренно развивающиеся секторы экономики, прежде всего туда, где имеется высокий экспортный потенциал, а также в базовые отрасли промышленности.
Аккумуляторами зарубежных капиталов смогли бы стать территориально небольшие свободные экономические зоны (СЭЗ). Первоначально в СЭЗ иностранные инвестиции могли бы быть ориентированы на обновление производственных фондов предприятий, которые выберет сам зарубежный партнер. Затем можно обратиться к развитию инфраструктуры зоны и по мере прогресса способствовать притоку капиталовложений в экспортные отрасли и иные производства, имеющие важное экономическое значение для России;
Администрация регионов и создаваемые ими органы имеют право: заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет имеющихся валютных средств или на иной основе; участвовать в создании совместных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических, физкультурно-оздоровительных центров, других организаций по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, связанных с обеспечением социальной и производственной сфер современным оборудованием, средствами механизации для жилищно-коммунального, городского хозяйств, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, с развитием их материальной базы и др. Местные органы власти организуют приграничную и прибрежную торговлю. Исходя из своих полномочий, деятельность субъектов РФ базируется на следующих основных принципах:
|
|
право субъектов РФ в рамках федеральных законов принимать свои нормативные акты и положения, которые конкретизируют федеральные законы с учетом местных условий и экономических интересов регионов;
возможность участвовать в распределении доходов от ВЭД с учетом реального вклада региона в ту или иную отрасль, которая имеет выход на внешний рынок;
субъекты РФ имеют право предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые гарантии зарегистрированным на их территории участникам ВЭД, включая предприятия с иностранными инвестициями. Причем федеральные власти не отвечают по дополнительным гарантиям субъектов РФ. Кроме того, эти дополнительные льготы не должны противоречить международным обязательствам России.
Итак, основными функциями субъектов РФ в области ВЭД становятся: совершенствование структуры экономики региона (как путем участия в реализации общефедеральных программ, так и самостоятельно); кредитование и страхование экспортных сделок регионального значения; налаживание экономического сотрудничества с зарубежными государствами и их регионами при наличии обоюдной заинтересованности; организация сбытовой и информационной структуры ВЭД (как совместно с федеральными властями, так и самостоятельно); организация экспортно-импортных сделок, удовлетворяющих потребности региона. Государственное регулирование ВЭД базируется также на определенной организационной системе исполнительной власти. Рассмотрим основные направления функционирования этой организационной системы.
|
|
Общие вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности решает Совет Министров - Правительство Российской Федерации. В качестве его постоянного органа функционирует Валютно-экономическая комиссия, которая рассматривает стратегические вопросы развития ВЭД, решает вопросы использования валютных средств, выдачи государственных гарантий под иностранные кредиты и т.д.
Перспективные вопросы развития ВЭД, ее роль в осуществлении структурной политики разрабатывает Министерство экономики РФ, являющееся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную экономическую политику. Минэкономики РФ, согласно Положению, утвержденному постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 2 марта 1993 г.№ 185, в части регулирования ВЭД:
разрабатывает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по формированию внешнеэкономической политики, развитию внешнеэкономических связей;
определяет ресурсные возможности осуществления внешнеэкономических операций по важнейшим товарам и услугам, объемы федеральных валютных поступлений и платежей;
подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по заключению межправительственных договоров по вопросам экономических связей, в том числе по экономическим соглашениям с государствами СНГ, включая объемы и номенклатуру взаимных поставок продукции;
участвует в установленном порядке в согласовании вопросов экономического сотрудничества Российской Федераций с зарубежными странами, торгово-экономическими союзами, международными экономическими и финансовыми организациями; в пределах своей компетенции организует работу российских частей межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с иностранными государствами.
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 1994 г. № 240 на Министерство экономики возложена разработка предложений по экономической политике в сфере международного экономического и финансово-инвестиционного сотрудничества, разработка и осуществление политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению российских инвестиций за рубежом, координация сотрудничества в инвестиционной сфере с международными финансовыми организациями, осуществление военно-экономического сотрудничества с зарубежными странами. Министерство экономики совместно с Министерством финансов, Министерством внешних экономических связей, и Государственным таможенным комитетом вносит в Правительство представление об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Министерство экономики определяет квоты на экспорт товаров, вывоз которых подлежит количественным ограничениям (с 1 июля 1994 г. квотируется экспорт лишь тех товаров, вывоз которых должен быть ограничен в соответствии с международными обязательствами России). Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г. № 655 при Министерстве экономики создана Государственная регистрационная палата (ГРП). Она наделена функциями регистрации предприятий с иностранными инвестициями, ведения государственного реестра предприятий с иностранными инвестициями и аккредитации представительств иностранных компаний, выполнявшимися ранее Российским агентством международного сотрудничества и развития (РАМСИР). На ГРП возложены также ведение сводного государственного реестра аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и регистрация российских инвестиций за рубежом. Важные функции, связанные с контролем за соблюдением государственных интересов в области ВЭД, ложатся на внешнеэкономические ведомства - Министерство внешних экономических связей и торговли (МВЭС РФ), Государственный таможенный комитет (ГТК) и Министерство РФ по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ.
Важную роль в осуществлении ВЭД играет организация зарубежного аппарата МВЭС РФ. Основные задачи торгпредств России за рубежом состоят в следующем:
представление государственных интересов в странах пребывания по всем вопросам ВЭД и обеспечение их защиты;
проведение эффективной внешнеэкономической политики в странах пребывания;
содействие развитию экономических связей между Россией и странами пребывания, улучшение структуры взаимной торговли;
контроль за соблюдением государственных интересов всеми российскими участниками ВЭД, координирование их деятельности в стране пребывания;
защита в странах пребывания интересов предприятий и организаций России.
Система таможенных органов возглавляется Государственным таможенным комитетом РФ. Согласно таможенному законодательству РФ, таможенные органы участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику. В ходе ее проведения они:
участвуют в разработке проектов ставок таможенных пошлин, разрабатывают проекты номенклатуры Таможенного тарифа РФ и порядка его применения;
участвуют в подготовке предложений об установлении и применении специальных пошлин и сборов при перемещении через таможенную границу РФ товаров или иных предметов;
взимают таможенную пошлину и сборы, вносят их в федеральный бюджет, производят возврат этих платежей;
определяют стоимость, страну происхождения и тарифное наименование товаров и иных предметов, перевозимых через границу;
проводят таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу России товаров и иных предметов, осуществляют хранение этих предметов и предоставляют другие услуги в области таможенного дела, взимают сборы за эти услуги;
ведут Товарную номенклатуру ВЭС, обеспечивая ее соответствие международным стандартам;
налагают административные взыскания на нарушителей таможенных правил.
После издания указов Президента и постановлений Правительства о регулировании внешней торговли ГТК издает приказы, определяющие порядок их осуществления. Кроме того, ГТК устанавливает порядок заявления таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров и форму декларации, порядок взимания таможенных пошлин и других платежей, связанных с ввозом и вывозом товаров (в пределах, установленных законодательством РФ, указами Президента и постановлениями Правительства). Контролируется ГТК соблюдение экспортных и импортных ограничений, порядка ввоза и вывоза лицензируемых товаров.
Особую сферу внешнеэкономических отношений составляют связи со странами СНГ и другими странами - бывшими республиками СССР. Вопросами экономической политики с этими государствами занимается Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ (Минсотрудничество). Существенную роль в регулировании ВЭД играют другие центральные экономические органы. Министерство финансов (Минфин) РФ и Центральный банк (ЦБ) РФ определяют порядок финансирования и кредитования ВЭД, издают нормативные документы по этим вопросам. Минфин РФ регулирует вопросы налогообложения при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В соответствии с законом Центральный банк РФ является основным органом, регулирующим валютные операции в стране, определяющим режим валютного курса и порядок валютных операций, связанных с движением капитала, порядок функционирования валютных бирж и др. Агентами валютного регулирования выступают уполномоченные коммерческие банки. Для межотраслевой координации некоторых вопросов контроля над ВЭД создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Эта служба:
контролирует выполнение резидентами и нерезидентами законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих валютные операции;
следит за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;
играет центральную роль в Комиссии по экспортному контролю при Правительстве РФ, принимает заявления на экспорт, рассматривает вопрос об их обоснованности и отсылает заключения в МВЭС, которое и выдает лицензии;
участвует в надзоре за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта и правильным использованием квот и лицензий;
организует аудиторскую проверку ВЭД отдельных хозяйствующих субъектов;
Комитет по науке и технической политике РФ регулирует научно-техническое сотрудничество (НТС) с зарубежными странами, организует выполнение межгосударственных программ НТС. Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) воздействует на внешние связи путем сертификации товаров, установления определенных норм и стандартов, в том числе в области безопасности ввозимых товаров для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды.
Тема 3