4.1. Методы разработки управленческих решений: аналитические, статистические, математические
В теории разработки управленческих решений выделяются следующие группы методов: аналитические, статистические, математические, эвристические, активирующие, экспертные, методы сценариев и дерева решений. Каждый метод основан на исследовании специально разработанных моделей, которые периодически проверяются на достоверность, точность и эффективность.
Основная задача каждой модели – упростить процесс разработки решения. Точность определяется соответствием моделируемых процедур и операций при разработке решений реальным процессам.
Метод аналитических зависимостей предусматривает использование формул, графиков, диаграмм, логических соотношений, которые являются типовыми, объективно существующими и выработанными теорией и практикой в течение многих лет. Каждый руководитель должен знать кривые спроса и предложения, зависимость стиля управления от характеристик организации, качества решений от полноты информации и т.д. Часть закономерностей руководители отыскивают сами методом проб и ошибок, и это уже их интеллектуальная собственность. Основу аналитического метода составляет наблюдение, обобщение, анализ и синтез, абстрагирование, формализация, теория вероятности и математическая статистика, теория массового обслуживания.
|
|
Статистические методы основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций в какой-либо сфере деятельности. Данные методы реализуются путем сбора, обработки и анализа статистических материалов.
Статистические методы на стадии разработки управленческого решения
|
| Выработка предварительного решения |
| Фильтр (обсуждение) |
|
| |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| Набор реальных решений и возможных результатов |
| Принятие управленческого решения |
Статистические методы на стадии выбора управленческого решения
|
| Набор практических и возможных результатов |
| Выбор окончательного решения |
Математические методы лучше всего представлены математическим программированием, которое позволяет рассчитывать лучший вариант решения по критерию оптимальности:
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| |||
|
| Ситуация | Набор альтернативных решений |
| Метод математического программирования | |||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| Решение |
|
Разработчик решения вводит в компьютер набор ситуаций, подлежащих изменению в соответствии с целью, критерии выбора решений и с помощью математических соотношений либо получает новое решение, либо выбирает подходящее на основе имеющегося набора альтернативных решений.
4.2. Методы разработки управленческих решений: активизирующие, эвристические и метод сценариев
Активизирующие методы принятия решений делятся на две группы. Методы психологической активизации включают конференции идей, методы мозговой атаки, метод вопросов. Методы подключения новых интеллектуальных источников включают теоретико-игровые методы, метод наставничества, работу с консультантами.
Методы психологической активизации созданы в 40-е годы и широко известны во всем мире. Метод конференции идей основан на стимулировании процесса мышления на уровне подсознания, когда команде численностью до 10 человек на 30 – 40 минут даются варианты решения 2 – 3 взаимосвязанных идей. Если требуется большее количество вариантов идей, применяется интеллектуальный штурм типа мозговой атаки, когда команда численностью до 10 человек за 30 – 40 минут дает до 100 вариантов идей, от прагматических до еретических. Метод контрольных вопросов основан на наборе предварительно сформулированных вопросов, ответы на которые формируют новый подход к решениям: что можно убавить или добавить, увеличить и т.д.
Вторая группа активизирующих методов применяется, когда имеется большой объем информации и недостаток времени для ее осмысления. Теоретико-игровые методы основаны на использовании ПК и материала для поддержки управленческих решений, заменяющих совещания. Метод наставничества и работа с консультантами позволяют значительно сократить срок разработки и повысить качество решений.
При разработке управленческих решений для нетиповых, творческих задач применяются эвристические методы. Это новые условия, в которых оказывается руководитель или специалист, когда «не работают» формализованные методы и используются приемы, основанные на опыте Сократа. Суть этих методов – извлечение скрытой в подсознании информации путем стимулирования мышления посредством искусно наводящих вопросов. Существует множество вариантов эвристического приема. Для наглядности приведем один из них – пятнадцатишаговый эвристический прием:
1.Постановка задачи в обобщенном виде.
2. Конкретизация задачи для места и времени.
3. Формулирование обратной задачи, т.е. определение того, что должно быть в конце.
4. Подключение внешних структур.
5. Оценивание и критика внешних структур.
6. Поиск условий и факторов решения проблемы.
7. Что получилось при пересмотре от конца к началу?
8. Сближение с целью.
9. Составление модели.
10. Поиск аналогичных решений.
11. Рассмотрение модели с различных сторон.
12. Возвращение к условиям задачи.
13. Предположение конфликта.
14. Какие еще есть идеи?
15. К чему приведет суть решения, что придется переструктурировать?
Заключение.
В случае большого размера организации и необходимости решать стратегические задачи используется метод сценариев. Суть его состоит в представлении задачи в виде многообразного ее прохождения через ситуации, конфликты, неудовольствия и прогноз возможных результатов решения как эпилога в сценарии. Сценарий обсуждается на совещании заинтересованных в его реализации лиц.
4.3. Методы разработки управленческих решений: экспертные методы
Экспертные методы основаны на совокупном мнении специалистов чаще в пересекающихся областях деятельности: социологии, психологии, математике, логике и т.д. Основные условия применения экспертных методов следующие:
1. Наличие квалифицированных в данной области специалистов для формирования экспертной комиссии;
|
|
2. Принятие условия, что решения, принимаемые комиссией, являются безусловными для участников, представивших на оценку свой вариант решения.
Основные направления принятия экспертных оценок:
а) определение целей и выбор приоритетности на дереве целей;
б) составление экспертного прогноза по возможному развитию ситуаций;
в) участие в составлении рейтинговых оценок;
г) нахождение наиболее важного критерия для оценки эффективности принимаемых решений;
д) принятие коллективных решений методом Дельфи, мозговых штурмов и др., где требуется заключение экспертов.
В настоящее время разработано несколько приемов выработки экспертных оценок.