Геополитики германской школы

К. Виттфогель (1896 - 1988)

Карл Август Виттфогель – известный философ, социолог и геополитик родился и получил гуманитарное образование в Германии. В период своей деятельности Виттфогель издал социологическую работу «Хозяйство и общество Китая» (1931).

В своей книге «Восточный деспотизм» (1957) Виттфогель исследовал азиатский способ производства и обнаружил его главную особенность, которая заключалась в деспотическом характере власти, который, вытекал из необходимости организации больших масс людей для строительства плотин, дамб, каналов, шлюзов, систем, создававших запасы и обеспечивавших экономный расход воды для полива полей и дававших возможность сбора двух и более урожаев в год. В таком государстве отсутствует частная собственность, гражданское общество, конституция, разделение властей и другие присущие западным обществам институты. Эта концепция Виттфогеля получила название гидравлической теории общества.

Как геополитик Виттфогель стал известен после опубликования работы «Геополитика, географический материализм и марксизм». Особое внимание он уделил деятельности печатного органа немецких геополитиков – «Журнала геополитики», выходившего в 1924-1944 гг., в котором наряду с отдельными статьями и главами из геополитических работ была опубликована программа немецкой геополитики.[6]

 

Ф. Ратцель (1844-1904)

Фридрих Ратцель считается родоначальником геополитики, как науки о взаимосвязи природного ландшафта и человеческого поведения. На становление Ратцеля как политического географа и геополитика большое влияние оказали идеи И. Канта, Ч. Дарвина и социал-дарвинистов, а также К. Риттера, А. Гумбольдта, Г. Спенсера, Ф. Тенниса.

В 1891 г. Ратцель вступил в Пангерманский союз и участвовал в формировании геополитики пангерманизма, которая предусматривала присоединение к Германской империи всех земель Европы, где проживали этнические немцы, а также создание колониальной империи, включающей территории Восточной Африки и Южной Америки. [7]

 Программа союза предусматривала начать передел мира с изъятия колоний в пользу Германии у малых колониальных держав: Бельгии и Португалии, а затем перейти к переделу французских и английских колониальных владений, захвату Прибалтики, расчленению России с выделением из ее состава Украины и Кавказа. По программе пангерманистов, к Германской империи должны быть присоединены Швеция и Норвегия, затем Финляндия, Дания, Голландия, часть Швейцарии с немецкоговорящим населением, Бельгии и Франции (побережье Па-де-Кале и железорудные бассейны Брией и Лонгви). Португалия из-под английского влияния должна была прейти под немецкое, которое после поглощения Германией Австрии должно быть распространено также на балканские страны, далее на Турцию и Междуречье (долину Тигра и Евфрата пангерманисты предполагали сделать «хлопковым полем» Германии).

 Пангерманский союз возглавлял известный политик Карл Петерс. Он существовал с 1891 по 1936 г. и был распущен нацистами, которые взяли на вооружение достижение большинства его целей.

В своей научной работе Ратцель, опираясь на идеи органицизма и социал-дарвинизма, рассматривал земной шар как единое целое с природой и человеческой цивилизацией. Различные государства действуют как живые организмы. Одни, набирая силу, растут, расширяют свои границы; другие, менее сильные и приспособленные, уступают свои территории; некоторые государства поглощаются более сильными соперниками и перенимают их культуру.[8] Государства с большей территорией, высокой плотностью населения и передовой культурой имеют тенденцию к пространственной экспансии, которая выводит их на континентальный, а затем и на планетарный уровень. В своих работах «Карты североамериканских городов и цивилизаций» (1874) и «Соединенные Штаты Северной Америки» (1878 - 1880) Ратцель не только сформулировал концепцию мировой державы, но и предрек такую судьбу США. О Германии он всегда писал как о континентальной державе, т.е. государстве, доминирующем на европейском субматерике.

В одной из своих работ «Море как источник могущества народов» (1904) Ратцель уточнил, что для каждой континентальной или планетарной державы необходимо развивать военно-морской флот, без которого дальнейшая экспансия невозможна. То, что морские державы Испания, Голландия, Великобритания осуществляли самопроизвольно, сухопутные государства (в первую очередь Германия) должны делать осмысленно: без мощного флота статус мировой державы завоевать невозможно.

 Статус мировой державы требует контроля наиболее значимых для человечества морских бассейнов – прежде всего акватории Средиземного моря и Атлантического океана. «Океаном будущего» назвал Ратцель Тихий океан. Именно там столкнутся интересы и будет решаться судьба пяти мировых держав: Великобритании, США, России, Китая и Японии.

В другой работе, «О законах пространственного роста государств» (1901), Ратцель вывел семь законов органического развития держав. Суть их в следующем[9]:

· Рост государств означает не только их пространственное увеличение, но и рост их культуры;

· Пространственный рост государств ведет за собой развитие науки, промышленности, торговли, миссионерской деятельности и вообще всех видов деятельности его граждан;

· Рост государства осуществляется путем поглощения меньших государств;

· Граница – периферийный орган государства; она служит индикатором его состояния: силы или слабости, роста или деградации;

· При росте государство вбирает в себя в первую очередь наиболее ценные элементы окружающей среды: реки, береговые линии морей, равнины, горные границы, природные ископаемые;

· Толчком к экспансии служит разница, перепад уровней культур соседних государств;

· Общая тенденция поглощения более слабых более сильными государствами в ходе истории набирает силу, т.е. способствует еще большему увеличению территорий более сильных держав.

В «Народоведении» Ратцель сформулировал свои взгляды на человечество в целом и отдельные народы, их взаимосвязи с природной средой. Главной идеей народоведения является познание человечества во всех его частях в «том виде, в каком оно живет в настоящее время на Земле», установление его «единства и целостности». При этом основными методами являются рассмотрение внешних условий, развития и сравнение культурных уровней тех или иных народов по отношению к цивилизованным нациям.

Сначала исследовалось все человечество как единое целое в своей среде обитания – ойкумене, которая расположена между 80°с.ш. и 55° ю.ш. и составляет площадь 2,4 млн. кв. миль, затем рассматривалось положение «диких» народов, их отличия от «культурных» наций. Суть этих отличий состоит в «разуме, языке и религии». Степень этих отличий и влияет, по Ратцелю, на распространение того или иного народа на Земле. Преимущество при этом получают «культурные народы».

Идея связи «крови и почвы», народов и земли, человека и природной среды его обитания Ратцель выработал в другой работе «Земля и жизнь. Сравнительное жизнеописание». В его работе Земля является не только единым, но и живым организмом. Из политической географии Ратцеля и родилась геополитика.[10]

Таким образом, предыстория геополитики, по мнению Ратцеля, такова: сначала осмыслил связь растений и земли, затем были созданы теории происхождения видов (Дарвин), распространения животных на суше (Шмарда) и море (Планктон), теория миграций организмов (Вагнер).

 Своей задачей Ратцель видел создание теории положения человека в природе, связи географического и социального и впоследствии решил ее в «Антропогеографии». После этого появилась реальная возможность поставить на научную основу проблему связи географического и политического. Антропогеография изучает своеобразный минерально-органический комплекс, состоящий из планеты Земля во взаимосвязи трех земной, водной и воздушной сфер. Кроме того, этому комплексу принадлежит растительный и животный мир, а также человеческое общество.

Антропография базируется на следующих утверждениях:

· Все страны мира взаимосвязаны;

· Человек, все сообщества людей включены в общую жизнь земного шара;

· Народ и государство каждого человеческого сообщества представляют собой единый организм;

· Этот организм находится в постоянном историческом движении, развитии и росте;

· Рост государственного организма продолжается до естественных границ;

· На рост и развитие государств оказывают влияние климат и географическое положение, т.е. его территория, формы земной поверхности, а также плотность населения;

· Существенное значение для стимулирования развития государственного организма имеет морская среда.

В «Политической географии» Ратцель выделил проблему государства. Для Ратцеля государство – это форма жизни людей на земле, живой организм, распространяющийся вместе с людьми на все континенты и острова Земли. Условием жизни и роста государств является неразрывная связь с землей, почвой. «Наиболее сильными государствами будут те, - отмечает Ратцель, - где политическая идея пронизывает все государственное тело, до последней его части… И политическая идея обнимает не только народ, но и его территорию».[11]

Основные положения его мировоззрения заключаются в следующем: 1) Государства – это организмы, которые рождаются, живут, стареют и умирают. 2) Рост государств как организмов определен заранее. География, следовательно, ставит своей задачей вскрыть и описать законы, которые управляют этим ростом. 3) Исторический пейзаж откладывает свой отпечаток на гражданина государства. 4) Главной идеей является теория «жизненного пространства».

В работах Ратцеля собраны практически все основные геополитические идеи, на которых базируется современная наука, обозначены основные направления исследований, поэтому многие последующие геополитики называют себя его учениками и опираются на его открытия в своих научных изысканиях.

Р. Челлен (1864-1922)

Шведский геополитик, государствовед и политический деятель Рудольф Челлен специализировался на исследовании систем государственного управления, для чего ему понадобились обширные знания не только государствоведческих дисциплин, но и истории, политической географии, политологии.

Челлен был первым, кто употребил понятие «геополитика», определив ее как учение о государстве – географическом организме, воплощенном в пространстве.

По своим политическим взглядам Челлен был консерватором и германофилом. Он считал, что будущее Швеции и всех германских народов может быть обеспечено только в тесном союзе с Германией, доминирующей в Центральной Европе, владеющей многочисленными колониями, т.е. источниками сырья и рынками сбыта, занимающей вместе с союзниками достойное место среди мировых держав.

В книге «Великие державы» (1910) Челлен утверждал, что малые страны в силу своего географического положения притягиваются великими державами, вовлекаются в общую экономическую деятельность, образуя, политические и хозяйственные «комплексы». Если такие «комплексы», как Британская, Российская империи и США сложились уже в XVIII-XIX вв., то задачей Германии и германских политико-экономического «комплекса» в континентальной Европе – Германо-нордического союза. Формированию этого «комплекса», или союза «юных» наций противостоят, по Челлену, «старые» нации Европы – англичане и французы.

В другой своей книге «Государство как форма жизни» (1916), ставшей наиболее известной его работой, Челлен в духе органицистской теории Ратцеля исследовал самые различные стороны жизни государства которые, в конечном счете, он свел к пяти: географическое пространство, народ, хозяйство, общество, управление[12]. Эти формы, или элементы, существуют в неразрывном единстве и образуют единый организм – государство, который в соответствии с составляющими его элементами призваны изучать пять научных дисциплин, представляющих основные разделы государствоведения или политической науки:

· Геополитика – географические факторы существования и развития государства;

· Демополитика – государство с точки зрения его народонаселения;

· Экополитика – государство как экономическая сила;

· Социополитика – социальный аспект государства;

· Картополитика – формы правления.

Челлен понимал государство, которое включает в себя территорию, население, экономическую, социальную и политическую жизнь общества. Государство, по Челлену - живое существо, биологическое образование, развивающееся по биологическим законам самосохранения, роста, стремления к доминированию. Если слабые государства притягиваются, включаются в политическую и экономическую жизнь сильных, более жизнеспособных государств, то более мощные и живучие постоянно расширяют свое жизненное пространство. Для этого у них есть три пути: колонизация, слияние, завоевание.

 Государства, чтобы быть сильными и жизнеспособными, должны быть развиты и в аграрном, и в индустриальном отношении, т.е. быть самодостаточными, чтобы в случае необходимости обеспечить себя всем нужным. По Челлену, государства, подобны людям (и животным), подчиняются законам борьбы за существование и естественного отбора. Они рождаются и растут, достигают наивысшей силы, дряхлеют и умирают. Как и в живой природе, большие, жизнеспособные государства растут за счет малых, слабых, не приспособленных к выживанию геополитических образований. Они захватывают их территории, разрастаясь, раздвигают свои границы, пока, наконец, не поглощают малые соседние страны.[13] Такова, по мнению Челлена, политическая история всех империй.

Идеи Челлена нашли своих сторонников среди немецких консерваторов и социал - дарвинистов. На них опирались в своих сочинениях европейские и американские геополитики.[14]

Ф. Науманн (1860-1919)

Фридрих Науманн, известный немецкий политический деятель, публицист и геополитик. Науманн пытался совместить политическую систему демократии, социалистический идеал в рамках немецкой нации и идею объединенного германского государства[15].

В начале Первой мировой войны, когда немецкие войска имели впечатляющие успехи на фронте, Науманн выпустил книгу «Что будет с Польшей?», в которой предлагал при перекройке карты Европы после окончания войны возродить польскую государственность. Этим он обозначил свою геополитическую позицию: отделиться польской территорией от России, чтобы объединиться в центре Европы.

Уже в ходе войны Ф. Науманн опубликовал книгу «Срединная Европа» (1916), которая содержала геополитический проект союза германских и других стран. В книге проходит мысль о том, что Срединная Европа является продуктом войны. «Мы сидели вместе в военной экономической тюрьме, мы боролись вместе, мы обречены на то, чтобы жить вместе»[16]. Под «военной экономической тюрьмой» подразумевалась экономическая блокада, установленная странами Антанты, прежде всего Великобританией, против стран Центральной Европы.

Кроме того, он высказывал интересные мысли по поводу послевоенного мироустройства и места Срединной Европы в нем, а именно то, что человечество еще не готово для того, чтобы «слиться» во всемирном государстве. Таким образом, отдельные крупные государства в течение времени будут «бороться за право управления судьбой народов». Признанными «центрами сильного господства» он считал Британскую империю, США, Россию.

К возможным мировым державам ближайшего будущего Науманн отнес Японию и Китай. Державы, ставшие центрами (США, Россия, Великобритания), притягивают к себе «народы - спутники», которые, несмотря на то что имеет собственную культуру, «служат усилением» великих и следуют по их пути развития. [17]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: