Математическое моделирование задач коммерческой деятельности

 

Провести моделирование процесса выбора товара на основе следующих данных. Рассмотрим задачу выбора автомобиля. Составим таблицу множества показателей, по которым можно провести сравнение автомашин.

 

Таблица 1

Модель автомобиля Снаряженная масса, кг Длина, мм Мощность двигателя, л.с. Максимальная скорость, км/ч Рабочий объем двигателя,см3 Расход топлива по смешанному циклу,л/100 км Емкость топливного бака, л. Цена, $.
HYUNDAI Accent 1 080 4 260 102 181 1 495 7,5 45 12 920
HYUNDAI Getz 1 108 3 825 106 180 1 599 6,0 45 15 990
HYUNDAI Elantra 1 340 4 520 105 182 1 599 7,4 55 18 690
HYUNDAI Sonata 1 590 4 747 133 200 1 997 9,0 65 26 650
HYUNDAI Matrix 1 223 4 025 103 170 1 599 8,0 55 19 190
HYUNDAI Trajet 1 731 4 695 140 179 1 975 9,1 65 25 690

 

Теперь необходимо сформулировать множество показателей, по которым можно провести сравнение автомобилей. Выпишем из руководства по эксплуатации автомобилей наиболее существенные показатели (табл. 2)


Таблица 2

Показатели Обозначение Ед.измерения
Снаряженная масса М кг
Длина Дл мм
Мощность двигателя МД л.с
Максимальная скорость Vmax км/ч
Раб.объем двигателя Ро см3
Расход топлива по смеш. циклу на 100 км РТ л
Емкость топливного бака Еб л
Цена Ц $

 

Сопоставим эти показатели с помощью метода парных сравнений, а результаты запишем в табл. 3, элемент которой определяется таким образом:

 

 

После заполнения матрицы элементами сравнения найдем по строкам суммы балов по каждому показателю:

 

 

где n – количество показателей, n=8

Правильность заполнения матрицы определяется равенством

 

 

Затем определяем коэффициенты весомости по формуле

 

Следует заметить, что

 

Таблица 3

Показатель М Дл МД Vmax РТ Еб Ц Сумма Мi Ri
М 1 1 0 1 1 0 2 0 6 0,094 6
Дл 1 1 0 0 0 0 0 0 2 0,031 8
МД 2 2 1 1 2 0 1 0 9 0,141 3
Vmax 1 2 0 1 0 0 2 0 6 0,094 5
Ро 1 2 0 2 1 0 2 0 8 0,125 4
РТ 2 2 2 2 2 1 2 0 13 0,203 2
Еб 0 2 2 0 0 0 1 0 5 0,078 7
Ц 2 2 2 2 2 2 2 1 15 0,234 1

64 1  

 

Распределим коэффициент показателей по рангу Ri. На этом основании перечень потребительских характеристик будет иметь вид:

1) Ц – цена, $;

2) Рт – расход топлива на 100 км

3) МД – мощность двигателя, л.с.;

4) Ро – рабочий объем двигателя, л.;

5) V мах – максимальная скорость, км/ч.;

6) М – снаряженная масса, кг

7) Еб – емкость топливного бака, л.;

8) Дл – длина, мм

На основании полученных результатов составим таблицу бальных оценок первых четырех показателей.


Таблица 4

Показатель 1 2 3 4 5 Mi
Ц 26 650 25 690 19 190 18 690 15 990 0,234
Рт 9,1 9,0 8,0 7,4 6,0 0,203
МД 103 105 106 133 140 0,141
Ро 1 599 1 599 1 599 1 975 1 997 0,125

 

На основании данных табл. 4 определим значения интегральных оценок для выбранных двух более нам подходящих автомобилей:

HYUNDAI Sonata и HYUNDAI Trajet

F (HYUNDAI Sonata) = 0,234·1+0,203·2+0,141·4+0,125·5=1,83

F (HYUNDAI Trajet) =0,234·2+0,203·1+0,141·5+0,125·4=1,88

Поскольку F (HYUNDAI Trajet)> F (HYUNDAI Sonata), следует покупать автомобиль HYUNDAI Trajet.

Вывод: Сравнив множество показателей по которым мы сравнивали автомашины, получили, что F (HYUNDAI Trajet)> F (HYUNDAI Sonata), следует покупать автомобиль HYUNDAI Trajet.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: