Виды самостоятельной работы студентов

Работа с источниками

Слушание и конспектирование лекций – это не единственный метод изучения материала дисциплин учебного плана. Важную роль в обучении играет умение студентов работать с различными источниками: книгами, журналами и сетью Internet. Лекции не дают полного объёма информации по дисциплинам, так как время, отведённое в соответствии с рабочим учебным планом [7] на лекции сильно ограничено. Например, если на дисциплину «Инженерная графика с основами проектирования» всего отведено 150 часов, то на лекции – только 20. 40 часов из всего времени занимают практические работы, при выполнении которых необходимо самостоятельно изучать литературу, знание которой необходимо для выполнения этой работы.  А так как  темпы роста количества информации, необходимой современному специалисту настолько велики, что обучаемому крайне трудно сориентироваться в её объёмах и местах расположения, то возникает необходимость в выработке у студентов способности самим находить нужные для получения знаний сведения. Очень важно развивать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации.

 Важную роль в углублении знаний студентов играет изучение первоисточников. В основном к ним относятся книги. «Чтение – это изучение определённых отраслей знаний, закономерностей реальной действительности средствами художественного, образного восприятия» [3, с. 28]. По мнению                И. Л. Наумченко [3, с. 29] читать тоже надо уметь, и глубина и прочность прочитанного материала зависит, во-первых, от этого умения, то есть от совершенства техники чтения, чему детей учат, начиная с первого года обучения в школе. Во-вторых, от умения вникать в суть прочитанного, от степени осмысления нового материала; и, в-третьих, от умения чувствовать прочитанное и сопереживать автору. Эти способности, по-моему, необходимы при организации студентом своей самостоятельной работы, особенно в тех случаях, если объём информации для запоминания большой, а время на подготовку к дисциплинам ограничено. Владея этими навыками, студент сможет прорабатывать больше информации, расширять область своих познаний и кругозор, что позволит ему добиваться значительных успехов в учёбе.

Чтение, как составная часть самостоятельной работы так же разделяется на виды. И. Л. Наумченко [3, с. 30] выделяет следующие: предварительное ознакомление с печатными источниками, полное или сплошное, повторное, частичное, синтетическое чтение и многие другие виды. Знание основных принципов разных видов чтения так же необходимо для того, чтобы с меньшими затратами времени выполнять как можно больше работы, в том числе и самостоятельной.  Ведь для того, чтобы выбрать в библиотеке статьи из журналов, например, для реферата по «Организации труда студента», бессмысленно прочитывать их полностью, тратя на это немалое количество времени, когда можно, просмотрев текст, найти ключевые слова интересующей темы и определить, подходит этот источник или нет.

При прочтении некоторых источников требуется запоминание, заучивание каких-то терминов и понятий. Но важно не только заучить формулировку нужного определения, надо так же понять и осмыслить его суть, чтобы при необходимости объяснить значение этого термина своими словами и применить в нужной ситуации на практике свои знания. Наизусть заучиваются иногда цитаты каких-либо авторов с целью обогащения речи студента. Читая, например, книги по философии или художественные произведения, можно запоминать интересующие изречения мыслителей, писателей, которые в дальнейшем могут послужить даже девизом всей жизни. Ярким примером являются слова главного героя из романа Каверина «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Если студент, пусть даже первокурсник, поставит себе цель, схожую с целью этого человека, он сможет добиваться всего задуманного и достигать больших успехов, в том числе и в своей учёбе. Ведь большую роль для достижения успеха играют не только способности и знания, но так же и моральный, психологический настрой человека, его желание действовать, трудиться и добиваться целей, пусть даже совсем незначительных. Для меня, например, каждая сданная лабораторная или практическая работа по «Оборудованию швейного производства» является маленькой вершиной, пройденной на пути достижения успеха в своей учебной деятельности.

Эффективным приёмом самостоятельной работы является записывание интересующих фактов, примеров с целью дополнения лекции, данной преподавателем. При записывании материала работает визуальная память, что ведёт к лучшему запоминанию.

Большое значение в наш информационный век играет умение студентов обращаться с компьютером и сетью Internet. «Для молодых людей информационные технологии открывают доступ к информации, а значит, к знаниям, дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний, творчества» [8, с. 7]. Для дизайнеров одежды, например, очень важно уметь работать с компьютером и, тем более, с Internet, так как в книгах и журналах информация о моде устаревает быстро, а в «сети» можно узнать обо всех новинках в мире моды. В связи с распространением информационных технологий появился даже термин «Информационная культура», который является составной частью общей культуры человечества. А. В. Суркова даёт такое определение этому термину. «Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерные технологии, современные технические средства и методы» [8, с. 7].

Я считаю, что умение студента работать с различными источниками способствуёт расширению возможностей ориентироваться в потоке новой информации, пополнять и углублять свои знания и добиваться больших успехов в учёбе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: